Реализация федерального и регионального компонентов в системе непрерывного экологического образования дошкольников

Ирина Паушкина
Реализация федерального и регионального компонентов в системе непрерывного экологического образования дошкольников

Паушкина Ирина Ивановна, старший воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад с. Бакчара», Центр экологического образования

Сегодня в обществе происходят сложные социально – экономические процессы, коренным образом меняются цели и ценности образования.

Главной целью образования на всех его уровнях признается воспитание активной, творческой личности, готовой к самоизменению и успешной самореализации.

Перенос акцента образовательной деятельности с подготовки к школе на поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребенка, развития его личности способствует изменению представлений о результатах дошкольного образования.

Под результатами мы понимаем, в первую очередь, формирование таких качеств личности дошкольника, как любознательность, активность и самостоятельность; готовность к преодолению ошибок и неудач, применению новых знаний для решения проблем, поиску решений в нестандартных ситуациях; умение брать ответственность за свои действия; умение работать в команде, проявлять заботу и уважение по отношению к себе, другим, обществу, стране, окружающей среде, умение планировать свою деятельность и др. Все это создает основу для его успешной самореализации на каждом жизненном этапе.

При этом, достижение этих результатов должно быть связано с «перестройкой мышления» взрослых, оказывающих влияние на воспитание и развитие ребенка. Педагоги и родители должны сами стать инициаторами и участниками инноваций в духе времени.

Современные проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения.

В 2011 году детскому саду присвоен статус пилотной площадки в рамках реализации областной программы непрерывного экологического образования. В 2014 году статус был подтвержден. С 2012 года в рамках сетевого взаимодействия создана творческая группа педагогов Бакчарского района по экологическому воспитанию (2014-2015 год:6 ДОУ:21 педагог,2015-2016:8 ДОУ: 22 педагога). Педагогами сформулирована единая методическая тема «Региональный компонент в экологическом воспитании», которая соответствует основным направлениям экологического образования в ДОУ.Главная цель: формирование экологической культуры, развитие стремления к активной природоохранной деятельности по охране окружающей среды Томской области. На протяжении четырех лет реализуется важная форма экологического просвещения и воспитания – экологический марафон. Марафон является одним из видов проектной деятельности. В рамках экологического марафона организованы экологические мероприятия для педагогов, детей и родителей, направленные на поиск подходов к решению и предупреждению экологических проблем родного края. Педагоги отрабатывают на практике различные модели экологизации развивающего пространства, создают и внедряют инновационные образовательные продукты в образовательный процесс, являются инициаторами массовых экологических мероприятий, природоохранных акций. Особыми чертами экологического марафона являются большой круг рассматриваемых экологических проблем, комплексный подход, работа по единому плану, продолжительность, широкий охват территории, массовый характер участия (педагогов, детей, родителей, освоение навыка работы в коллективе. Итоги работы педагогов оказались весьма впечатляющими. Работая в режиме сетевого взаимодействия, педагоги ощутили весьма реальную методическую поддержку. Формат экологического марафона позволил привлечь к участию в экологических мероприятиях дошкольников, родителей, население Бакчарского района.

В 2010 году в детском саду разработана модифицированная Программа по экологическому воспитанию и образованию дошкольников «Воспитатель по имени Природа» (далее Программа, которая была успешно апробирована педагогами детского сада. Выбор темы обусловлен недостаточным уровнем знаний детей о родном крае. Очень важно сегодня привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, именно на этой основе формируется экологическое мышление ребенка, воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине. Знание о той земле, на которой ты живешь – нужная, первоочередная задача. Со знаний о малой Родине и любви к ней начинается любовь к своей Отчизне. Учет специфики региона является сегодня неотъемлемым компонентом образовательной программы. Основная идея образовательной программы: создание условий для воспитания у детей любви к родному краю. Развитие у современных дошкольников представлений о малой Родине, отношение к ней, зависят от позиции взрослых – родителей и педагогов. Не принуждающие формы образовательной деятельности, опора на эмоциональную сферу ребенка, создание развивающей среды, возможность выбора, являются основой гуманистических педагогических концепций. Дети приобретают первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края. Программа предназначена для работы с детьми 3-7 лет (срок реализации 4 года). Содержание программы представляет собой достаточно полный тематический спектр экологических мероприятий, направленных для решения задач экологического образования, просвещения и воспитания. Каждый раздел включает свои задачи. Практическая работа по реализации разделов программы осуществляется различными подходами, организационными формами, сочетанием традиционных и инновационных методов и приемов.Все содержание программы условно объединяется вокруг 3 основных блоков: Познание, Гуманное отношение, Созидание. В основу программы положен принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей; принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса; принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающих пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующего любовь к семье, своему селу, родному краю.

Вывод: Программный подход является эффективной формой управления учреждением и позволяет решать задачи экологического воспитания дошкольников в комплексе. Экологическое образование и воспитание поддерживает интерес, любознательность детей, связанные с исследованием природы и окружающего мира в целом. К концу дошкольного детства у каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира; а также первичное глобальное отношение к миру. Необходимо,чтобы это отношение было:

Познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок - я хочу их узнать и разгадать;

Бережным – мир хрупок и нежен, он требует разумного подхода и даже охраны – я хочу защитить мир, ему нельзя вредить;

Созидательным – мир прекрасен – я хочу сохранить и приумножить эту красоту.

Публикации по теме:

Актуальность экологического образования дошкольников в современном мире Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия.

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ I. Общее приложение 1.1. Настоящий федеральный.

Программа экологического образования дошкольников «Мы открываем мир» Программа экологического образования дошкольников "Мы открываем мир" младшая группа Введите детей в мир познаний. Цель: Дать элементарные.

Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов. Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов. Одним из важнейших условий.

Презентация на тему «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования дошкольников» Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования дошкольников СЛАЙД 1 Тема: Работа с одаренными детьми в системе дополнительного.

Профессиональный опыт воспитателя «Краеведческий подход в системе экологического воспитания дошкольников» Видео В экологическом воспитании детей мной применяются различные методы и приёмы. Важными являются: детские исследования и экспериментирование,.

Профессиональный опыт воспитателя «Краеведческий подход в системе экологического воспитания дошкольников» 1 слайд Рада приветствовать вас, дорогие коллеги, гости. Хочу представить вашему вниманию презентацию своего профессионального опыта. 2.

Реализация воспитательного-образовательного процесса на основе непрерывного образования эколого-патриотической направленности .

Формирование трудовых умений дошкольников в процессе экологического образования Формирование трудовых умений дошкольников в процессе экологического образования В третьем тысячелетии человечество столкнулось с целым.

Эколого–развивающая среда, ее значение для экологического образования дошкольников В настоящее время одной из актуальных и глобальных проблем является проблема экологического образования подрастающего поколения. Этот вопрос.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Реализация федерального и регионального компонентов в системе непрерывного экологического образования дошкольников
Опубликовано: 7 февраля 2018 в 09:37
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Зимующие птицы России в технике айрис фолдинг. Детский мастер-класс и беседа
Сегодня мы беседовали дома с сыном Пашей о зимующих птицах России. В Центральной России зафиксировано около 50 видов зимующих птиц, в Орловской области...
Фотоотчет о выставке творческих поделок «Зимняя волшебная сказка»
Фотоотчет о выставке творческих поделок «Зимняя волшебная сказка». Несмотря на мороз, снег и порой недоброжелательную погоду, зима все же...
Мастер-класс по рисованию в нетрадиционной технике «Зимний лес»
Цель: учить детей рисовать зимнее дерево с использованием нетрадиционной техники рисования отпечатком осенних листьев. Задачи: продолжать учить детей...