Лучший педагог года

Реализация художественно-эстетического образования на основе интеграции разных видов деятельности (10 фото)

Лаура Жулмуканова
Реализация художественно-эстетического образования на основе интеграции разных видов деятельности

Реализация художественно-эстетического образования на основе интеграции разных видов деятельности

Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ «СОШ с. Березовка»

группа дошкольного образования

Энгельсский район Саратовская область[/b]

[/b]

Сообщение из опыта работы:

«Реализация художественно-эстетического образования на основе интеграции разных видов деятельности».

Подготовила и провела воспитатель:

Жулмуканова Лаура Серкалиевна

Публикация «Реализация художественно-эстетического образования на основе интеграции разных видов деятельности» размещена в разделах

Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте.

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов : словесных, зрительных, звуковых. Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.

Задачи художественно-эстетического развития

• Приобретение теоретических знаний;

• Формирование практических умений.

Для реализации поставленных задач в детском саду воспитателем должны соблюдаться следующие условия:

• построение работы в рамках художественно-эстетической направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

• развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности;

• формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства;

• ознакомление воспитанников с достопримечательностями, важными культурными событиями в жизни города/посёлка;

• посещение выставок, концертов, экспозиций;

• приобщение к работе родителей;

• организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников в холле учреждения;

• средства ИКТ часто используются для демонстрации картин по теме занятия;

• создание насыщенной предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления.

Вовлечение семьи в образовательный процесс.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки сделанные совместно родителями и детьми. Родителей привлекаем к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Воспитатели оформляют информационные стенды.

Приёмы и методы эстетического воспитания

Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Таблица: приёмы художественно-эстетического развития дошкольников

Наглядные Словесные Практические

• Наблюдение;

• визуальное обследование предметов;

• рассматривание образца;

• изучение картин, репродукций и иллюстраций;

• демонстрация выполнения действий, метод прямого показа (сопровождается словесными комментариями);

• анализ детских работ;

• игровые методы («волшебная кисточка/краски/карандаш», создание игровой ситуации). • Ситуативный разговор;

• метод сравнения картин;

• искусствоведческий рассказ, художественное слово;

• символическое моделирование;

• использование литературных текстов (стихотворения, рассказы) и образцов устного народного творчества (загадки, заклички, потешки);

• указания и пояснения воспитателя к наглядным средствам;

• игровые методы (привлечение сказочных персонажей, игрушек к комментированию действий, приём словесного рисования, социоигровые технологии). • Отрабатывание формообразующих движений рукой;

• доведение движений до автоматизма;

• работа на черновиках.

Организация предметно-пространственной среды в рамках эстетического воспитания

Предметно-пространственная среда образуется в виде центров познавательной и творческой активности:

• Центр изобразительного искусства. Содержит репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуду и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.). В центре искусства предусматривается место для детского продуктивного творчества — за столами или партами. На полках стеллажей в уголке искусства хранятся инструменты и материалы для практической деятельности : белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь, карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок.

• Театральный уголок. Здесь хранятся декорации для инсценировок сказок, наборы кукольного и пальчикового театров, маски и костюмы персонажей для детей, парики, аквагрим. Театрализованная деятельность у малышей проходит в игровой форме. Младшие дошкольники разыгрывают простые сценки на основе прослушанных сказок («Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»). В возрасте 4–5 лет преобладают импровизированные ситуации в декорациях, дети фантазируют, развивают художественно-речевые навыки, составляя диалоги. Старшие дошкольники придумывают интересные сценки, они развивают навыки коллективной работы: совместно сочиняют историю, распределяют роли, обсуждают последовательность выхода на сцену.

• Музыкальный уголок. В зоне музыкального искусства находится проигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением, инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен. Младшие дети проводят самостоятельные исследования по извлечению звуков из инструментов. Воспитанники средней и старшей группы составляют мелодии, сочетают звучание нескольких инструментов, играют в «Оркестр». Дети 6–7 лет используют музыкальное сопровождение в театральных сценках.

Виды художественно-эстетической деятельности

Продуктивное творчество оказывает терапевтическое влияние, выступает в качестве профилактики переутомляемости детей, вызывает положительные эмоции, способствует установлению благоприятной, дружеской атмосферы в коллективе.

Таблица: виды художественно-эстетической деятельности и их характеристика

Вид деятельности Характеристика

Изобразительная деятельность Рисование Является ведущим видом изобразительной деятельности в ДОУ. На занятиях по рисованию (предметному, сюжетному, декоративному) дети знакомятся с понятиями симметрии и перспективы, овладевают различными техниками, у них развивается способность к цветопередаче, подбору и смешиванию цветов, созданию фона с переходами оттенков.

Лепка В процессе лепки ребёнок осваивает процесс создания трёхмерного изображения. Работа с пластичным материалом (глиной или пластилином) даёт возможность юному творцу изменять форму не один раз, тем самым позволяя достичь совершенства в исполнении задуманного.

Конструирование и аппликация Занятия аппликацией и конструированием способствуют развитию чувства ритма. Дети создают композиции из нескольких или множественных элементов. Через этот вид изобразительной деятельности расширяются представления ребёнка о цвете и величине.

Музыкальная деятельность Оптимальные условия для развития музыкальных способностей в детском саду достигаются посредством хорового пения. Во время коллективного исполнения песен положительные эмоции переживают все ребята, даже те, кто испытывает трудности в чистоте воспроизведения звука. Обучение танцевальным движениям на музыкальных занятиях также осуществляется в групповой форме: в коллективной композиции или выполнении действий парами. В детском саду формируются начальные представления о языке музыки, ритме, эмоциональной выразительности музыкальной речи.

Знакомство с музыкальными инструментами осуществляется через исследовательскую деятельность детей (извлечение звука, формирование представления о материалах, из которых сделаны инструменты) и дидактические игры.

Театральная деятельность Дошкольный период образования осуществляет предэстетическое изучение театрального искусства. Поскольку ведущей формой деятельности у детей раннего возраста является игра, работа в этом направлении ведётся через проведение игр-драматизаций. Можно сказать, что во время игры происходит синтез основных видов художественно-эстетической деятельности : развитие навыка художественной речи через воспроизведение в сценической форме литературного произведения, расширение музыкального восприятия при исполнении песен и мелодий в сценке, совершенствование изобразительных способностей на стадии оформления декораций.

Художественно-речевая деятельность Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: пословицами и поговорками, загадками, потешками, закличками, частушками. Дети легко воспринимают фольклорные образы, их увлекает меткость поговорок и занимательность загадок.

Прослушивание стихотворений, рассказов, сказок обогащает опыт эстетических переживаний ребят. На занятиях у дошкольников формируется способность пересказывать текст, стимулируется и поощряется словесное творчество (рифмовка строк, придумывание загадок). Заучивание и выразительное чтение стихотворений формирует чувственное восприятие описываемых поэтом ситуаций и деталей.

Реализация художественно-эстетического образования не возможна без интеграции разных видов деятельности, таких как:

Познавательно-исследовательская деятельность. Реализация происходит с помощью наблюдений, опытов, экспериментов в ходе непосредственной образовательной деятельности, организованной образовательной деятельности и прогулки.

Проведены: ООД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)». Изучение свойств дерева. Экспериментирование.

НОД «Две вазы». Изучение свойств стекла и керамики.

ООД «Человек и песок».

НОД «Откуда появилась русская матрешка». Проект «Русская матрёшка».

НОД «Дымковская игрушка».

НОД «Золотая хохлома».

НОД «Городецкая роспись».

Прогулки.

Игровая и физическая деятельность. Реализация происходит в ходе непосредственной образовательной деятельности, организованной образовательной деятельности (развлечения) и игры:

• Игры с природным материалом;

• Игры пальчиковые;

• Дидактические игры;

• Подвижные игры;

• Хороводные игры;

• Игры речевые;

• Сюжетно-ролевые игры.

Трудовая деятельность.

• трудовые поручения

• самообслуживание

• коллективный труд

• дежурство.

1. Закреплять умения по подготовке к занятию: раздача материала (пластилин, доски, стеки, салфетки, акварель, кисти, стаканчики с водой, клеенка и др.)

2. Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать художественные принадлежности после занятий.

3. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по группе, столовой.

4. Воспитывать чувство ответственности, уважения к труду взрослых и сверстников.

Вывод:

* Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающим миром, с природой, по развитию коммуникативных навыков, при чтении произведений художественной литературы дети получают разнообразные впечатления, испытывают разнообразные чувства. Это обогащает их опыт и образное содержание любой художественной деятельности, способствует формированию ассоциативных связей, образных представлений, развитию мышления, воображения, что составляет основу творчества. Актуальность использования принципа интеграции применительно к художественно- эстетическому воспитанию дошкольников определяется тем, что интеграция позволяет объединить впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь содержания изобразительного искусства и детской художественной деятельности.

* Взаимосвязь художественно – эстетического развития в детском саду с другими сторонами воспитательной работы с детьми способствует развитию интереса к продуктивным видам деятельности, таким как: рисованию, лепке, аппликации, к овладению средствами изображения, музыке повышению эффективности всестороннего воспитания и развития детей. Художественно – эстетического развития – одно из важных средств воспитания, поэтому комплексное сочетание всех образовательных областей с продуктивными видами художественной деятельности детей делает педагогический процесс более плодотворным и интересным.

* Интеграция - это сложный структурный процесс, требующий: научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у детей-дошкольников способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.

Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ СОШ с Березовка группа дошкольного образования Энгельсский район Саратовская область Сообщение из опыта работы Реализация художественно эстетического образования на основе Интегрированный подход к образованию интеграции разных видов деятельности Интегрированный подход к образованию Темочки Детство жизненный период в котором закладываются основные черты и способности личности Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми Привитие нравственных ценностей чувства прекрасного способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно эстетическом развитии Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов словесных зрительных звуковых
Публикации по теме:

Консультация «Использование разных видов конструкторов в работе с детьми» Слайд № 1 Педагоги знают о детях многое. В частности то, что дети очень любят мастерить, собирать и разбирать какие-нибудь вещи. А особенно.

Картотека творческих игр и заданий для разных видов деятельности детей Лангуева Ольга Андреевна МКДОУ "Ауринко" г. Костомукша Введение Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является.

Реализация принципов преемственности дошкольного и начального образования Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» р. п. Дергачи Доклад на тему: «Реализация принципов преемственности.

Формирование толерантности дошкольников в условиях интеграции инклюзивного образования Проблема толерантности была актуальна всегда, но в связи с появлением в российском образовании новой формы обучения — инклюзивное образование.

Конспект НОД на основе интеграции «Поход в кафе» в подготовительной группе Конспект непосредственно-образовательной деятельности на основе интеграции «Поход в кафе» в подготовительной группе. [/b[/i]] Задачи: Образовательные:.

Консультация для педагогов «Значение разных видов художественного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Значение разных видов художественного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста» Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом.

Мастер-класс по изготовлению аппликации из разных видов круп и семянМастер-класс по изготовлению аппликации из разных видов круп и семян Мастер-класс Мастер-класс по изготовлению аппликации из различных видов крупы и семян. Описание: предлагаю Вашему вниманию мастер-класс.

Особенности художественно-эстетического развития дошкольников 5–6 лет Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 Приморского района Санкт-Петербурга «Особенности.

Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе старших дошкольников на основе дифференцированного подхода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №84 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Принципы интеграции в реализации различных видов детской деятельности. Творческий проект «Цветы» Принципы интеграции в реализации различных видов детской деятельности Автор: Павлова Василиса Творческий проект «Цветы» Актуальность проекта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация художественно-эстетического образования на основе интеграции разных видов деятельности
Опубликовано: 31 августа 2019 в 12:38
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД