Получи документы

Реализация индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Наталья Иванова
Реализация индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
▼ Скачать + Заказать документы

Реализация индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Использованные источники

1. Дименштейн Р., Ларикова И. «Защита прав детей-инвалидов на образование и реабилитацию: опыт поддержки родителей»

2. Дименштейн Р. П., Ларикова И. В. Интеграция "особого" ребенка в России: законодательство, практика и перспективы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи, 2000. - Вып. 3. https://www.pedlib.ru/Books/4/0003/index.shtml

Публикация «Реализация индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы» размещена в разделах

3. Комплексное сопровождение развития учащихся : программы, развивающие занятия, рекомендации/ Сост. Е. В. Меттус. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.

4. Кравцова М. М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. – М. : Генезис, 2005. – 111 с.

5. Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М. : «академия», 2002. – 176 с.

Полезные ссылки

Альманах института коррекционной педагогики (ИКП) - https://almanah.ikprao.ru/almanah/editors.htm

Тематические сайты, форумы

Форумы сайта «ОСОБОЕ ДЕТСТВО» - https://www.osoboedetstvo.ru/;

Конференция «Другое детство» - https://flogiston.ru/news/conference/another_childhood

Конференция МАТЕРИНСТВО, «Дети с особыми потребностями» - https://forum.materinstvo.ru/index.php?showforum=69;

«Не школа преобразовывает жизнь, а, напротив того,

жизнь создает для себя школу и приспособляет ее

к своим потребностям и стремлениям.»

Д. И. Писарев

Одним из условий эффективной работы образовательного учреждения в области развития инклюзивной культуры, политики и практики является качественное управление всем процессом включения «особого» ребенка и его семьи в общеобразовательную среду. Перед руководством образовательного учреждения, вступающего на путь инклюзии, встает и другая задача – адаптация всех участников образовательного процесса – родителей, детей, педагогов к меняющимся социальным условиям.

Создание модели психолого-педагогического и социального сопровождения интегративного процесса можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешности интеграции. При организации работы школы в рамках единой модели выявляются трудности и риски, требующие эфективного разрешения. Среди основных трудностей школа сталкивается с отсутствием специально подготовленных кадров к работе в соответствии с принципами инклюзивного обращования, отсутствие необходимой толерантности у взрослых-педагогов и родителей и детей к совместному обучению детей с ОВЗ и обычных детей. Данные риски целесообразно разрешать планомерно и постепенно, например, организовав обучение для педагогов и просветительские семинары и тренинги для родителей, методом проведения совместных родительских собраний, круглых столов для сотрудников школы и родителей. Популяризация принципов инклюзивного образования положительно влияет на формирование толерантного отношения к обучнию детей с ОВЗ в общеобразовательной школе. С целью ознакомления и расширения информационного поля в школе полезно выпускать информационные материалы- ознакомительные листовки, стенныегазеты, отражать информацию по проблемы в публичном отчете, размещать на сайте. Доступность информации по вопросам инклюзивного образования позволяет сотрудникам школы формировать и корректировать мнение участников образовательного процесса в необходимом направлении.

К рискам большой вероятности относится и материально- техническое обеспечение процесса сопровождения, отсутствие опыта во взаимодействии школы с социальными партнерами по вопросам реализации инклюзивного образования. Преодолеть риски данной категории позволяет расширение научно- исследовательской деятельности, к котрой необходимо привлекать специалситов, обладающих необходимыми компетенциями и контактами. С цеклью полноценного сопровожденпия детей с ОВЗ в ГБОУ СОШ № 508 к работе с учащимися и педагогами привлекаются не только психологи районного психолого-педагогического медико- социального центра, но и специалистыкафедры психо-физиологи ребенка РУУ им А. И. Герцена, психологи ИпиК «Гармония». Немаловажно организовать развитие информационной среды о работе инфраструктуры района и города по вопросам инклюзивного образования, абилитации (Абилитация — комплекс мер (услуг, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка или семьи.) и реабилитаци учащихся с ОВЗ. Обозначение развивающихся возможностей помогает коллективу педжагогов и родителей сохранять настрой на эффективную работу, получать необходимую разностороннюю и многоплановую помощь.

Сопровождение семьи означает не только поддержку семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития. Это также и формирование социального интереса к «особым» детям у всех родителей инклюзивного класса (группы). Таким образом, от понимания потребностей «особых» детей на микроуровне (одноклассник моего сына нуждается в специальной книге, специальном стуле, специальном уст-ройстве двери) можно перейти на макроуровень, когда каждый человек, осуществляя свои профессиональные и общественные функции, будет осознавать необходимость учета подобных потребностей и детей, и взрослых.

Поэтому при организации индивидуального сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы задачей педагогического коллектива в первую очередь является внедрение принципов инклюзии в повседневное пользование как учащимися и их родителями, так и всеми без исключения сотрудниками школы.

Дополнительным ресурсом в организации и внедрении инклюзивного образования для детей с различными ОВЗ является отделеине дополнительного образования. ОДОД рассматривается в контексте расширения возможностей самореализации и самоопределения ребенка с ОВЗ, адаптацции его в коллективе сверстников и обществе в целом, как инструмент формирования самооценки школьника, его адаптации, психокоррекции стресса родителей ученика с ОВЗ. Вовлечение ребенка в работу творческой группы или индивидуальную креативно- исследовательскую работу, проектную деятельность позволяет также установить дополнительный коммуникативный контакт и определить дополнительные образовательные и личностные ресурсы ребенка. И, следовательно, лучше подготовить его к самостоятельной жизни в обществе, поиску и установлению положительных продуктивных социальныхсвязей, состояться как полноценный, независимый и успешный член общества.

Важный принцип, которым руководствуются специалисты сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.

Даже если у детей, посещающих инклюзивное образовательное учреждения сходные нарушения, требующие создания похожих условий в образовательной среде, у каждого из них есть различия в особенностях микросреды, стиля воспитания в семье, возможностей для развития, потребностях и мотивах. Поэтому каждый ребенок и его семья требуют индивидуального подхода с учетом всех этих факторов.

Целесообразно упомянуть о важности командного междисциплинарного подхода в сопровождении. То, насколько сотрудники объединены идеей и философией инклюзивного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе. Системный междисциплинарный подход выражается и в таких конкретных вещах, как: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка; общего междисциплинарного языка в трактовке тех или иных результатов диагностики; разработка взаимодополняющей коррекционно-развивающей программы; открытость информации о ребенке для всех специалистов, которые работают с ним и его семьей; единое календарно-тематическое планирование; проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы и т. п.

Таким образом, можно выделить следующие принципы организации сопровождения инклюзивного процесса в образовательном учреждении:

1) непрерывность;

2) системность;

3) индивидуальный подход;

4) обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса;

5) междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения.

Публикации по теме:

Проект «Правовое обеспечение в ДОУ» Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать зашита прав ребенка. Здесь имеется в виду, в первую очередь,.

Совместная деятельность педагогов и родителей в условиях центра игровой поддержки Совместная деятельность педагогов и родителей МАДОУ ЦРР — ДС №66 в условиях центра игровой поддержки «Тека — ДОМ» Центр игровой поддержки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
Опубликовано: 1 ноября 2013 в 00:49
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Иванова (УИ 150763) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД