Лучший педагог года

Реализация принципа индивидуализации пространства группы

Елена Потапова
Реализация принципа индивидуализации пространства группы

Реализация принципа индивидуализации пространства группы

Одним из достоинств Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации :

- 1.4 Основные принципы дошкольного образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Публикация «Реализация принципа индивидуализации пространства группы» размещена в разделах

- 1.6 Задачи стандарта – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром

3.2 Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

-п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

п. 3.2.3 – при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);

п. 3.2.5 – Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Таким образом, главным принципом современных преобразований является ориентация на индивидуализацию обучения.

Стандарт ориентирует работников дошкольного образования на поддержку индивидуальности и инициативы детей, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей каждого ребенка.

Реализация принципа индивидуализации в ДОУ осуществляется через:

• Изменение форм взаимодействия педагога и ребенка.

• Изменение содержания образовательной деятельности.

• Организация предметно - пространственной среды.

• Взаимодействие детского сада с семьей.

За счёт чего достигается индивидуализация образовательного процесса?

Первое условие индивидуализации образовательной деятельности с детьми - создание развивающей среды, которая бы стимулировала активность детей.

Пространство дошкольного учреждения - это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития воспитанника. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики - тенденции дошкольников» заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности. Каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении групповое пространство организовано так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения, предоставляя возможность для проявления и - что важно – для развития и реализации разнообразных идей.

Индивидуализация развивающей предметно - пространственной среды обеспечивает :

• Развитие общения

• Развитие любознательности

• Развитие инициативности

• Развитие самостоятельности

• Развитие творчества

Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагоги наполняют ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Главная идея, которой мы придерживаемся, по оформлению игровых, спальных, приемных помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, группы насыщены постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

Основные задачи построения предметно-пространственной среды по принципу индивидуализации :

• Создание единой предметно – пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творчество, ответственность, фантазию, изобретательность.

• Эстетизация и модернизация пространства детского учреждения с учетом требований современного дизайна и компетентностей педагогов ДОУ.

Помещение групп разделены на Центры активности (небольшие субпространства, в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследования и игры. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности. Центры активности дают возможность индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Чтобы дети могли самостоятельно распоряжаться материалами в Центрах, а затем возвращать их на место, сами Центры активности выделены и обозначены «Значками», где изображена подсказка для детей, понятная для того, чтобы ребенок самостоятельно мог справиться с этой задачей.

Групповое помещение не загромождено готовым оборудованием («Магазинами», «Парикмахерской» и пр.). Стационарное размещение такого оборудования для конкретной игры занимает много места, ограничивает детскую инициативу и развитие других игр. Такие игры должны развиваться в группах, их любят дети, но оборудование для них должно быть динамичным, легким, чтобы ребенок самостоятельно мог организовать свое игровое пространство. С этой целью используются трансформируемые ширмы, мягкие модули, которые одновременно могут использоваться для сюжетно – ролевых игр, чтобы ребенок мог создать «своё» личное пространство, сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок.

Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.

С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры (стенды, информационные папки, лэпбуки) :

1."Здравствуйте, я пришел"

Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых

2. «Наш день», «Новости дня»

Сообщение темы дня, проекта, недели, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми и вывешенные на всеобщее обозрение

Выбор ребенком вида деятельности (островка, уголка, центра) и соответствующей индивидуальной карточки (перфокарты, схемы, задания, ребусы и др.)

3. «Панорама добрых дел» или «Дерево добрых дел», «Добрые дела» "Ладошки успеха"

Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения.

4. Стена (ширма) "Наша жизнь, наши успехи" используется для демонстрации личных достижений воспитанников в городских, Всероссийских конкурсах, выставках рисунков дошкольников, посещающих кружки, значимого для ребенка события.

5. Стены творчества

Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок.

6."Мое творчество" (Центр изо. творчества)

Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов)

7."Уголок именинника"

Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). "Паровозик желаний", персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д.

8."Мое настроение" "Азбука настроения"

Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние

9."Деловые хлопоты", «Наши интересы», помощники – карточки, бейджики с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет в течении дня или в период образовательной деятельности в Центрах детской активности или в др. деятельности. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе и предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

10. Макеты, передвижные (многофункциональные ширмы)

Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры.

11. Лэпбук – тематическое пособие

Развитие исследовательских действий, совершенствование умения действовать по правилам, развитие субъект - субъектной позиции, освоение способов действия эмоционально-практическим путем

12. Мини-музеи

Персональные и тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем.

13. Портфолио ребенка

Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни

14. Взаимодействие с семьей

- фотоминутки

- знакомство с темой недели, дня, проекта

- выставки совместного творчества

- семейные альбом

Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог должен постоянно учитывать особенности его развития, определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника.

Публикации по теме:

Реализация метода Монтессори в учреждении дошкольного образования. Работа разновозрастной группыРеализация метода Монтессори в учреждении дошкольного образования. Работа разновозрастной группы Презентацию подготовила Воспитатель разновозрастной Группы по системе М. Монтессори : Литвин И. А Московская обл. Ленинский р-н, Совхоз.

Консультация «В чем отличия индивидуализации обучения и индивидуального подхода в обучении» В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании.

Беседа с детьми «Принципа правильного питания» МБДОУ детский сад «Колобок» комбинированного вида Беседа «Принципы правильно питания» Провела: Лисина О. М. Форма проведения:.

Использование методов индивидуализации в традиционных методах и формах образовательной деятельности Использование методов индивидуализации в традиционных методах и формах образовательной деятельности Проблема индивидуализации дошкольного.

Организация образовательного пространства группы. Обзорная экскурсия по группеОрганизация образовательного пространства группы. Обзорная экскурсия по группе Приглашаем вас, на обзорную экскурсию по средней группе общеразвивающей направленности №6 «Семицветик», надеемся, вам понравится. Мы находимся.

Портфолио дошкольника, как средство индивидуализации образовательного процесса в условиях ФГОС до Термин портфолио (от англ. portfolio, заимствованный педагогикой из политики и бизнеса, означает портфель или папку для документов. Кроме.

Проектная деятельность, как средство индивидуализации дошкольного образования Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности.

Рабочая программа по обеспечению психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования (далее.

Реализация физического направления образовательной деятельности в условиях группы полного дня пребывания детей .

Создание условий для развития творчества посредством системы социализации и индивидуализации детей 5–6 летСоздание условий для развития творчества посредством системы социализации и индивидуализации детей 5–6 лет ФГОС ДО в качестве приоритетных требований выдвигает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация принципа индивидуализации пространства группы
Опубликовано: 13 ноября 2019 в 13:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД