Папки-передвижки

«Реализация принципов развивающей педагогики оздоровления посредством образно-игровых ритмических комплексов»

Наталья Чабина
«Реализация принципов развивающей педагогики оздоровления посредством образно-игровых ритмических комплексов»
▼ Скачать + Заказать документы

Н. Н.   Чабина

Реализация принципов развивающей педагогики оздоровления посредством образно-игровых ритмических комплексов

По мере того, как меняются общественно экономические условия, проблема изучения здоровья становится все более значимой. Изучение различных факторов, влияющих на состояние человека, является неоспоримой необходимостью для сохранения и воспроизводства человеческой жизни, психического благополучия людей. Самые разнообразные формы и методы, позволяющие корректировать психоэмоциональное  здоровье личности, сегодня востребованы в различных сферах деятельности человека. На наш взгляд оздоровительное влияние воспитательного процесса изучено ещё недостаточно полно. Важнейшая социально-педагогическая перспектива оздоровительной работы в современных дошкольных образовательных учреждениях связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое В. Т. Кудрявцев  называет развивающей педагогикой оздоровления.

Публикация «„Реализация принципов развивающей педагогики оздоровления посредством образно-игровых ритмических комплексов“» размещена в разделах

Это направление оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из его зачинателей был замечательный российский ученый-педиатр и педагог Ю. Ф. Змановский. Вместе с тем  в его фундаменте – идеи представителей различных дисциплин: физиологов А. А. Ухтомского и Н. А. Бренштейна [8], психологов А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, философа Э. В. Ильенкова и др.

Задача повышения уровня здоровья и его укрепления должна осуществляться с позиции разных аспектов, и в первую очередь, с позиции сохранения духовного здоровья нации. Комфортный психологический климат на занятиях с детьми – вот залог здоровья, и педагогу в этом принадлежит ведущая роль. Агрессивность и принуждение, авторитаризм и обыденность являются одним из главных причин детской тревожности. Настроить детский организм на волну непринуждённости, а значит, свободы и творчества поможет понимание педагогом здоровьесберегающих влияний различных форм двигательной деятельности с использованием образно-игровых ритмических комплексов в работе с детьми старшего дошкольного возраста.   Движения под музыку является для ребенка  одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать ; свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и  воспитании.

Доказано и то, что занятия движениями для детей  с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н. А. Бернштейна, И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева, методика М. Фильдейнкрайза [7] и др.).

Используя  образно-игровые ритмические комплексы можно конструировать различные формы работы с детьми (занятия, программы утренников и развлечений, комплексы общеразвивающих упражнений и т. д.).

Опыт использования   образно-игровых ритмических комплексов с детьми старшего дошкольного возраста показывает привлекательность и доступность реализации развивающих и оздоровительных задач.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными умениями и навыками, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребё нку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в  секциях, театральных студиях и т. д.

В. Т. Кудрявцев [4, с. 85-92] выделяет четыре принципа оздоровительно-развивающей работы, краткая характеристика последних показывает, что с помощью образно-игровых ритмических комплексов можно успешно развивать детей ; и укреплять их здоровье.

Первый принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми – это развитие творческого воображения – главного психологического завоевания дошкольного возраста. Развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками.

Так имитируя позу «огромного гиппопотама» (ребенок выполняет приседания, показывая при этом руками размер животного, дошкольник с удовольствием выполняет упражнение, сохраняя при этом правильную осанку.

Второй принцип оздоровительно-развивающей работы тесно связан с первым, - это формирование осмысленной моторики. Выдающийся учёный Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. Так, например, постановку осанки у ребёнка должно предварять формирование ориентировки на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве. Поэтому создание условий для освоения позы выступает необходимым моментом воспитания здоровой осанки.

Это может быть сделано с помощью игровых упражнений под музыку. Во время выполнения образно-игрового комплекса «Буратино», ребенок старается удерживать правильную осанку даже при самых неудобных положениях тела, благодаря тому, что он «демонстрирует длинный-длинный нос».

Третий принцип оздоровительной работы – создание и закрепление целостного и позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности. Когда ребенок самостоятельно придумывает движения под музыку, он полностью уверен в том, что  творит нечто новое и прекрасное, что, в свою очередь, способствует развитию у него чувство любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.

Четвертый принцип – формирование у детей способности к содействию и сопереживанию. В использовании образно-игрового комплекса «Тучка» прослеживается этот принцип, в тот момент, когда «тучку наказали» и она «заплакала». Или, например, с помощью комплекса «Африка» дети помогают сказочному герою на празднике или развлечении попасть в «Африку».

И, наконец, ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы (В. Т. Кудрявцев выделяет его отдельно) является индивидуально-дифференцированный подход. Мы предлагаем при использовании образно-игровых комплексов вариативность уровня сложности отдельных упражнений. С учетом возможностей детей педагог предлагает усложнение, которое не является обязательным для всех детей.

Н. Н.   Чабина

Образно-игровые ритмические комплексы ; для детей старшего дошкольного возраста

Условное обозначение: * - усложнение.

«Африка»

Сл. А. Меньшикова                                                        Муз. А. Киселёва

Текст Счёт Описание движения Методические указания

Вступление И. п. : стоя на пятках, руки перед собой согнуты в локтях, пальцы врозь пальцы, как «лучики солнца»

ходьба на месте на пятках

*ходьба по кругу друг за другом на пятках круг ровный как «солнце»

покажите улыбки солнышку

1 куплет

Нам в дальних странах интересно

Попасть мы мечтаем хоть на миг,

На землю сказок расчудесных

На африканский материк И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук около плеч, пальцы врозь пальцы, как «лучики солнца»

1 поднять руки вверх, посмотреть на них «дотянулись до солнышка»

2 и. п

3 руки в стороны, посмотреть вперед, *наклон вперед спина прямая

4 и. п

Не знают в Африке морозов,

По ней не ездят на санях

И. п. : стоя на пятках, руки перед собой согнуты в локтях, пальцы врозь круг ровный как «солнце» покажите улыбки солнышку пальцы, как «лучики солнца» спина прямая

1 шаг вперед одной ногой

2 шаг вперед др. ногой

3 шаг назад одной ногой

4 шаг назад др. ногой

Она банановую гроздью

В далёких плещется морях 1-8 стоя на пятках повернуться вокруг себя влево (вправо) повернулись  в одну сторону и в другую

Припев:  2 раза

Бьют гиппопотамы в тамтамы, присесть, ноги на ширине плеч, руки в стороны

*2 раза покажите, какие большие, тяжёлые гиппопотамы спина прямая

Скачут шалунишки мартышки, подскок вверх с высоким подниманием колена, одна рука вверх (другая) «достаёт банан»

Песни попугаи слагают, стойка на одной ноге (на другой ноге, руки прямые вверх «большие крылья»

«огромные попугаи»

Пляшет все вокруг и поёт! прыжки на месте, руки на пояс спина прямая

Учатся вокалу шакалы, поднять голову вврех, руки на пояс, ноги на ширине плеч

*наклон вперед, руки за спиной пальцы в «замок» руки прямые, «замочки» крепкие

спина прямая

Рады антилопы похлопать, хлопать в ладоши спина прямая

Как хотела львица резвиться, «львица тянется лапами поочерёдно вперед и в стороны» «далеко тянется львица»

В Африке веселый народ прыжки на месте, руки на пояс спина прямая

2 куплет

А под горой Килиманджаро

Природа солнышком полна

И под палящим этим жаром,

Все загорают дочерна И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук около плеч, пальцы врозь пальцы, как «лучики солнца»

1 поднять руки вверх, посмотреть на них «высокая гора»

2 и. п

3 присесть руки вниз, посмотреть вперед, спина прямая

4 и. п

И встретишь тут

Под пальмой гибкой

И карнавал, и маскарад,

И. п. : стоя на пятках, руки перед собой согнуты в локтях, пальцы врозь круг ровный как «солнце» покажите улыбки солнышку пальцы, как «лучики солнца» спина прямая

1 шаг вперед одной ногой

2 шаг вперед др. ногой

3 шаг назад одной ногой

4 шаг назад др. ногой

И белозубые улыбки

У шоколадных негритят

1-8 стоя на пятках повернуться вокруг себя влево (вправо) повернулись  в одну сторону и в другую

Припев:  3 раза см. припев

«Буратино»

из к/ф «Приключения Буратино»

Сл. неизв. автора                                                                     Муз. А. Рыбникова

Текст Описание движения Методические указания

Вступление

бег на месте «показали длинные носы»

Проигрыш стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх, пальцы врозь пальцы, как «лучики солнца»

подъем на носках

1 куплет тоже, руки на пояс «показали длинные носы»

Кто с доброй сказкой входит в дом наклоны головы в сторону

Проигрыш см. проигрыш

Кто с детства каждому знаком наклоны головы в сторону

Проигрыш см. проигрыш

Кто не учёный, не поэт,

А покорил весь белый свет,

Кого повсюду узнают,

Скажите, как его зовут? наклоны головы в сторону

*увеличение темпа

Припев:  2 раза

тоже,

*руки за спиной прямые, пальцы в замок спина прямая, голову не опускаем

БУ- РА- ТИ- НО!

наклон туловища вперёд на каждый слог «показали длинные носы»

2 куплет

На голове его колпак

тоже, руки на пояс спина прямая, «длинные носы»

наклоны туловища в стороны

Проигрыш см. проигрыш

Но околпачен будет враг наклоны туловища в стороны

Проигрыш см. проигрыш

Злодею он покажет нос

И рассмешит людей до слез

Он очень скоро будет тут

Скажите, как его зовут?

наклоны туловища в стороны

*увеличение темпа

Припев:  2 раза

3 куплет

Он окружён людской молвой тоже, руки вверх спина прямая, голову не опускаем, «показали длинные носы»

полный присед, руки произвольно

Проигрыш см. проигрыш

Он не игрушка он живой полный присед, руки произвольно

Проигрыш см. проигрыш

В его руках от счастья ключ

И потому он так везуч

Все песенки о нем поют

Скажите, как его зовут? приседания

*увеличение темпа

Припев:  2 раза

«Виноватая тучка»

Сл. Ю. Энтина                                                           Муз. Д. Тухманова

Текст Описание движения Методические указания

Вступление построение  в круг, лицом в центр спина прямая,

голову не опускаем

пальцы, как «капельки» «дотягиваемся до неба»

1 куплет

стоя на пятках, руки вверх слегка в стороны, ладонями вверх, пальцы вместе

Злую тучку наказали

«Ты – плохая», - ей сказали

И она заплакала,

Да «кап, кап, кап» - закапала повернуться вокруг себя в одну сторону, в другую

Припев 2 раза

Кап, кап, кап

присесть лицом в круг, пальцами имитируем падение капель спина прямая,

голову не опускаем

пальцы, как «капельки»

Дождик пошёл выпрямиться, подъем на носках

2 куплет

Мыши сразу зашуршали,

Мыши в норки побежали бег на носочках по кругу друг за другом «как мышки»

Полетели птицы вниз,

Да птицы сели под карниз легкий бег по кругу, руки через стороны вверх-вниз «как птицы»

Припев 2 раза см. припев

3 куплет

Пёс по имени Барбос

Струсил не на шутку

Еле ноги он унес

В свою собачью будку бег  большими шагами, руками имитируя движения лап собаки спина прямая,

голову не опускаем

Припев 2 раза см. припев

4 куплет

Ну а мы с тобой не тужим,

Босиком бежим по лужам

Брызги прямо вверх летят,

С тучею встречаются

А потом они назад

Да с неба возвращаются бег с подскоками, руки над головой спина прямая,

голову не опускаем

Припев 2 раза см. припев

Список рекомендуемой литературы:

1. Анчугова Е. В. Каждый может танцевать / Е. В. Анчугова // Актуальные проблемы образования в период детства : материалы А437 Междунар. науч. -практ. Конф. – под ред. Г. М. Киселёвой. – Шадринск: ШГПИ, 2009.- С. 254-258.

2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика : Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. И. Буренина– 2-е изд., испр. и доп. – СПб. :ЛОИРО, 2000. – 220с.

3. Губанова Н. Ф. Инновационные технологии коррекции и сохранения здоровья детей средствами музыкального искусства/ Н. Ф. Губанова // Актуальные проблемы образования в период детства : материалы А437 Междунар. науч. -практ. Конф. – под ред. Г. М. Киселёвой. – Шадринск: ШГПИ, 2009.- С. 55-60.

4. Кудрявцев В. Т. Принципы развивающей педагогики оздоровления / В. Т. Кудрявцев // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях : проблемы и пути оптимизации: сб. статей и документов. – под ред. Т. И. Оверчук. – 2-ое издание. Исправл. и дополн. – М. : ГНОМ и Д, 2004. – 84-92.

5. Кузьменко М. В. Образно-игровая гимнастика на занятиях по физкультуре // инструктор по физкультуре дошкольного образовательного учреждения. 2009. - №2. С. 30-43.

6. Фирилёва Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж. Е. Фирилёва, Е. Г. Сайкина. -СПб. : «Детство-пресс», 2001. – 352с.

7. https://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=592

8. https://www.medru.su/davydov-vasilij-vasilevich/

Публикации по теме:

Анализ развивающей среды Анализ предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей 1 Правильное размещение мебели и игрового материала в группе,.

Парциальные программы и технологии по физическому воспитанию 2 Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4 – 7 лет. (Автор: В. Т. Кудрявцев). Данная программа является.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Реализация принципов развивающей педагогики оздоровления посредством образно-игровых ритмических комплексов»
Опубликовано: 10 февраля 2012 в 12:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Реализация принципов развивающей педагогики оздоровления посредством образно-игровых ритмических комплексов»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Чабина (УИ 4388) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД