Анисимова Екатерина Викторовна
Реализация проекта «Страна безопасных наук» как один из современных подходов по формированию основ безопасного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация проекта как один из современных подходов по формированию основ безопасного поведения
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, жизнедеятельности подрастающего поколения.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком, только тогда она станет действительным регулятором его поведения.
Публикация «Реализация проекта „Страна безопасных наук“ как один из современных подходов по формированию основ безопасного поведения» размещена в разделах
Для того чтобы подготовить детей к адекватному поведению и рациональным действиям в постоянно возникающих опасных и чрезвычайных ситуациях, был разработан проект «Страна безопасных наук».
Цель проекта : формирование у детей старшего дошкольного возраста ответственного отношения к собственной и общественной безопасности, привитие знаний, умений и навыков основ безопасности жизнедеятельности.
Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет и реализовывается в группе в течение 4 месяцев.
Участники проекта : педагоги, дети, родители.
Вид проекта : долгосрочный, групповой, практико-ориентированный.
Задачи:
закреплять знания детей о правилах поведения дома, на улице, в общественных местах, создать условия для применения знаний на практике.
формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
расширять и систематизировать знания детей об опасностях различного происхождения;
развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка - дошкольника;
воспитывать бдительность, безопасное поведение, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости – действовать;
повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие.
Итоги проекта
Для детей:
осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
знание правил безопасного поведения на улицах города.
умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями
Для родителей:
Повышение родительской компетентности по представленной проблеме;
Осознанный интерес к безопасности детей;
Активное участие членов семьи воспитанников в воспитательно-образовательном процессе.
Для педагогов:
сформированная ориентация на реализацию компетентностного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Работа над проектом осуществлялась в 3 этапа.
1 этап: организационно-подготовительный (создание условий для реализации проекта)
Включал в себя теоретическое исследование проблемы, постановку целей и задач, изучение и анализ полученного материала:
- сбор информации
- анкетирование родителей
- ознакомление родителей с целью, задачами проекта
- оформление информационного стенда
-создание эмоционально – благоприятной атмосферы в группе детского сада
- разработка плана реализации проекта
- разработка конспектов СД, бесед
- создание мультимедийных презентаций
- подбор фотоматериала, иллюстраций, дидактического и демонстрационного наглядного материала
- подбор и оформление наглядной информации для родителей.
В содержание работы 2 этапа (практического) входила организация основных видов деятельности по направлениям проекта, вовлечение в познавательную и творческую деятельность исполнителей проекта.
Проект охватывает пять образовательных областей и включает следующие разделы:
- «Личная безопасность» ( задачи: формировать основы безопасности жизнедеятельности; расширять знания об источниках опасности в быту; учить обращаться за помощью к взрослым; закреплять правила безопасного поведения во время игр, навыки безопасного пользования бытовыми предметами, умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон).
- «Пожарная безопасность» ( задачи: расширять знания о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара).
- «Экстренные службы» ( задачи: знакомство с работой полиции, скорой помощи, пожарных, службы газа, службы спасения — МЧС, правилах оказания первой помощи при ушибах; расширять знания о том, что в случае, необходимости взрослые звонят по телефонам «101», «102», «103», «104», «112».
- «Ребенок и другие люди» ( задачи: познакомить детей с опасностью контактов с посторонними людьми, подвести к тому, что приятная внешность, ласковый голос могут быть обманчивыми).
Работа с детьми проводилась в течение дня в режимных моментах, в форме игровых сеансов 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут в соответствии с возрастом. Игровые сеансы строилась в занимательной форме, с использованием сюрпризных моментов. Такая форма организации обеспечивала максимальную активность каждого ребенка, поддерживала интерес в течение всего проекта.
Для более действенной работы по реализации проекта использовались следующие методы и приё мы:
Наглядный
• просмотр фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;
• демонстрационный материал;
• наблюдение;
• рассматривание схем, иллюстраций, информационных плакатов;
Словесный
• чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок;
• беседы по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение;
• исследование предметов, материалов, способов изготовления;
Практический
• Показ действий – способов решения проблемной ситуации, последовательности выполнения.
• Экспериментирование – направленно на помощь ребенку приобрести новые знания.
• Моделирование – направлено на прогнозирование и моделирование ситуаций и их разнообразных вариантов и способов решения.
• Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога и ребенка.
• Метод проектов – направлен на достижение поставленных целей и задач в воспитательно-образовательном процессе.
В ходе проекта с детьми проводились следующие беседы и занятия по темам: «Огонь-друг, огонь-враг», «Спички не тронь, в спичках огонь», «Осторожно-электроприборы», «Наш друг-светофор», «Не всякий встречный друг сердечный», «Стихийные бедствия» и т. д. Из бесед дети узнали об истории возникновения огня и об опасности, которую он несёт, о правилах пожарной безопасности, уточняли и закрепляли правила дорожного движения, учились правильно себя вести в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого. Дети с большим энтузиазмом учились правильно вызывать различные службы спасения, вспоминали как правильно себя вести в случаи возникновения опасной ситуации.
С помощью мультимедиа детям были представлены презентации по темам пожарной безопасности и дорожного движения, ребенок дома, ребенок и другие люди. Использование мультимедийных презентаций в работе дало возможность продемонстрировать детям события и явления реальной жизни, и, в конечном итоге, сформировать навыки безопасного поведения в окружающем мире.
В процессе реализации проекта дети познакомились с произведениями таких писателей как: С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», С. Михалков «Дядя Стёпа», «Светофор», «Моя улица», Л. Н. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», Н. Сорокин «Переход» и т. д. Обсуждение прочитанных художественных произведений помогало детям закреплять правила безопасного поведения в различных ситуациях.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводилась организации игровой деятельности. Детям предлагались различные виды игр: дидактические игры «Правила дорожного движения», «Знаки дорожного движения», «Что нужно пожарному», «Знакомый, свой, чужой», «Что такое хорошо, что такое плохо», словесные игры: «Закончи предложение», «Доскажи словечко», подвижные игры-эстафеты «Пожарные на учении», «Кто быстрее», «Спасение пострадавших», строительные игры «Гараж для пожарных машин», «Пожарная машина», сюжетно-ролевые «Спасатели», «Юные инспекторы дорожного движения», «Аптека» и другие.
Отражение воспитанниками полученных знаний можно было проследить в свободной художественно-творческой деятельности и специально организованном НОД по аппликации «Светофор», «Машины едут по улице», рисованию «Моя улица», «Я иду по городу», «Огонь-друг, огонь-враг», по лепке «Слишком доверчивые герои сказок».
Детям понравилось создавать и обыгрывать различные ситуации при помощи макета улицы и атрибутов к сюжетно-ролевым играм по безопасности.
Итоговым мероприятием стал показ ООД «Осторожно, незнакомец!», где дети показали свои знания правил безопасного поведения с незнакомыми людьми в различных ситуациях.
Обязательным условием для реализации задач, направленных на формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности, послужило создание необходимой предметно-развивающей среды в группе. Созданный ранее уголок безопасности был пополнен новыми дидактическими играми «Домино», лото «Полезно-вредно», «Что лишнее?», «Найди опасный предмет», «Противоположности», атрибутами к сюжетно-ролевым играм» «Спасатели», «Больница», иллюстративным материалом «Экстренные ситуации», «Опасные предметы дома», «Если ты остался дома один», обучающими мультфильмами «Уроки тетушки Совы», «Спасик и его друзья», «Вежливые уроки», а также познавательной и художественной литературой (Хоринская Е. «Спичка-невеличка», Бедарев О. «Если бы …», Семернин В. «Запрещается – разрешается», Боровой Е. В рассказы из серии «А знаешь ли ты?
На протяжении всего времени велась активная просветительская работа с родителями.
Работа с родителями проходила в следующих направлениях:
• Привлечение семей к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества;
• Ведение просветительской работы среди родителей по представленной проблеме;
• Поддержание интереса родителей к проблеме.
В целях просветительской работы были проведены консультации и оформлены памятки в виде папки-передвижки для родителей: «Как воспитать безопасное поведение у дошкольников», «Берегите детей от огня!», «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге», «Безопасное поведение ребенка в природе и дома», «Что прочитать детям о безопасности?» и многие другие.
На заключительном третьем этапе были подведены итоги работы по проекту.
Проект способствовал достижению конкретных результатов за короткий срок. Перед началом проекта и в конце был проведен мониторинг детей, который показал положительную динамику освоения опыта.
Реализация проекта позволила повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах безопасности, социальную ответственность родителей.
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
1. Дети стали более внимательны друг к другу, воздерживаются от участия в рискованных играх, действиях, соблюдают правила, выучили свой домашний адрес, телефоны экстренных служб. Имеют представления о предметах, которые могут нести опасность. Умеют с помощью картинок показать и рассказать, каких ситуаций надо избегать, чтобы не причинить травму себе и другому. Знают, как нужно себя вести, когда остаются дома одни, если звонят по телефону, в дверь, в ситуациях с незнакомыми людьми. Знают и называют причины возникновения пожара. Знают и выполняют правила пожарной безопасности. Имеют представления о профессиях людей: врача, спасателя, пожарного, полицейского, сотрудника службы газа, в каких случаях их вызывают, умеют навыки разговора по телефону с диспетчером.
2. Родители воспитанников заинтересовались данной проблемой и с удовольствием приняли участие во всех предложенных мероприятиях:
- рисование вместе с детьми на тему: «Останови пожар»;
- оформление уголка безопасности.
3. Были созданы:
1. Альбом «Азбука безопасности»;
2. Выставка рисунков дошкольников «Что о безопасности узнали – всё в рисунках рассказали»
3. Методическое пособие «Безопасность детей в доме».
Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод, что тесное сотрудничество со всеми участниками проекта способствовали выполнению поставленных задач. Следовательно, данный проект способствует социально-коммуникативному развитию и имеет социальное значение.
В дальнейшем, возможна будет реализация данного проекта с новыми детьми, представление его на профессиональных конкурсах педагогического мастерства.