Реализация проекта «Экогород» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ

ирина коннова
Реализация проекта «Экогород» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ

«Реализация проекта «Экогород»

в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Коннова Ирина Николаевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №17 «Ручеек»

Автозаводский район

город Нижний Новгород

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, так как людьми нанесен огромный урон живой природе – по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать.На сегодняшний день мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку, бросить бутылку) до взрослой (вырубить кедровый лес, повернуть реки, спрятать опасные отходы) дорога очень короткая. Что же будет дальше? Как это можно остановить?

Развитие компетентности людей в области взаимодействия с окружающей средой, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение – важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли. Дошкольное детство по праву можно считать началом формирования экологической направленности личности, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Формирование осознанного отношения к природе – длительный процесс. Поэтому закладывать основы взаимодействия с природой следует как можно раньше. Экологическое воспитание дошкольников - это прежде всего формирование бережного отношения к природным явлениям и объектам, раскрытие специфики живого организма, его неповторимости и неразрывной связи со средой обитания - это подтверждают исследования Л. Г. Игнаткиной, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, П. Г. Саморуковой, Т. А. Серебряковой, А. М. Федотовой и других педагогов.

Наш детский сад имеет богатый опыт работы по вопросам экологического образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. В своей работе педагоги постоянно ищут новые технологии в работе с детьми.

Одним из наиболее эффективных способов решения поставленных экологических проблем - применение проектной деятельности в системе экологического воспитания дошкольников.

Идея проекта «Экогород» возникла в результате участия воспитанников, их родителей, педагогов в мероприятиях посвященных Году Экологии.

Нормативной базой проекта являются Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральный закон от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Стратегия развития Нижегородской области на период до 2020 года, утвержденная Постановлением Правительства Нижегородской области от 17.04.2006г. №127, областная целевая программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009-2014 годы», утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 06.03.2009г. №104. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва. Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования.

Участниками проекта стали:

Воспитанники МБДОУ №17, педагоги, родители

Организаторами проекта явились:

Педагоги МБДОУ №17

Партнерами проекта стали:

Нижегородское областное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы»

Компания ИКЕА – Нижний Новгород

Волонтерское движение СОБИРАТОР (группа ВКонтакте)

Цели проекта: формирование у детей с дошкольного возраста экологически осознанное отношение к проблеме загрязнения окружающей среды, проблеме раздельного сбора мусора и возможности его переработки.

Задачи проекта:

1. Подвести детей к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

2. Познакомить детей с возможностью переработки пластикового и бумажного мусора на фабриках и заводах и изготовления из отходов новых вещей, подарив им вторую жизнь.

3. Вовлекать детей в природоохранную деятельность, формируя навыки раздельного мусора в игровой форме.

4. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

5. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.

6. Развивать творчество и воображение, фантазию детей в создании объектов Экогорода.

6. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

Тип проекта: краткосрочный, познавательно-исследовательский.

Ожидаемые результаты: понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; умение сортировать мусор из разного материала; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.

В структуре проектамы выделили три этапа:

I. Подготовительный этап.Он предполагал:

-планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта, оснащение предметно-игровой среды;

- создание на территории ДОО развивающей среды на прогулочном участке в зимнее время года;

-оснащение территории ДОО пластиковыми контейнерами для раздельного сбора мусора;

-совместная деятельность детей с педагогами: беседа «Природа в опасности», экскурсия по близлежайшей территории района;

-совместная деятельность детей с родителями.Домашнее задание: «Отходы как ресурс» (привлечение к сбору пластиковых, бумажных, железных отходов);

-создание буклетов для родителей: «Куда деть мусор?» – информирование взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для переработки.

II. Основной этап.Его содержанием явилось использование:

-игровых занятий с детьми на следующие темы:

«Природа- наш дом», «Как происходит загрязнение воды в водоемах», «Как происходит загрязнение воздуха», «Как происходит загрязнение почвы», «Бросим умный взгляд на мусор»; «Придумай свой умный дом», «Экогород», «Экологичный транспорт»

-трудовых акций «Посмотри вокруг-наведи порядок»,

-дидактических игр «Что из чего сделано», «Сортируем мусор правильно», «Разложи мусор»;

-экологических викторин: «Можно или нельзя», «Берегите наш город от мусора»;

-экспериментов «Разложение материалов в земле: бумага, железо, пластик, биоотходы»;

-изготовление совместно с детьми памяток для родителей - экологических знаков: «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!»;

III. Заключительный этап,который включал:

-рисование «Какую пользу я принес планете»;

-презентация проекта «Чистый детский сад-чистый город-чистая Земля»;

-фотовыставка «Город, в котором мы живем», «Экогород»

-выставка детского творчества «Вторая жизнь вещей».

В результате реализации мероприятий проекта у детей появились прочные знания по вопросам экологической безопасности, которые используются в практической экологической деятельности. Воспитанники научились раздельному сбору мусора, правильной утилизации отходов. Произошло увеличение вовлеченности родителей в мероприятиях, проводимых в рамках проекта «Экогород».

В МБДОУ «Детский сад №17 «Ручеек»накоплен позитивный педагогический опыт: конспекты непосредственно образовательной деятельности с детьми, развлечения, дидактические обучающие игры экологического содержания, оборудованы выставки творческих работ и поделок из бытовых отходов, оформлены информационные стенды, баннеры по итогам реализации проекта.

В настоящее время опыт дошкольной организации по раздельному сбору мусора и правильной его утилизации обобщается. Было принято совместное решение продолжить работу и в течение всего учебного года.

Литература:

1. Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.: Учеб. -метод. пособие. Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2002.

1. Максимова М. Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе // Педагогическое образование и наука. - 2010. - N 2. - С. 79-83.

2. Федотова А. М.,Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников.- Москва: ТЦ Сфера, 2015г.

3. Грецкая Ю. П. Инновационные подходы в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №3. — С. 51-54.

4. Николаева С. Н., Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования// Дошкольное воспитание,-2014.-№5 – с. 14-18.

5. Строкова О. Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. – 2014.-№10.- с. 25-28.

6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Издат. центр «Академия», 1999.

7. Николаева С. Н. Метод. пособие к программе «Зеленая тропинка». М.,

8. Николаева С. Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез». М., 2004.

Публикации по теме:

Инновационные технологии экологического образования дошкольников Наша задача – научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Самый.

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития экологического образования дошкольников "Экспериментально-исследовательская деятельность, как средство развития экологического образования дошкольников" Ибрагимова Г. М., воспитатель.

Использование интернет-доски и других компьютерных технологий для экологического образования дошкольников Отношение человека к окружающей среде – это уже и сам человек, его характер, его философия, его душа, его отношение к другим людям. С.

Консультация для воспитателей «О формах и методах экологического образования дошкольников» С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и постановления «Об экологическом образовании обучающихся.

МО логопедов «Реализация ФГОС в педагогическом процессе — основной компонент повышения качества образования детей с ОВЗ» ТЕМА: «Реализация ФГОС в педагогическом процессе —основной компонент повышения качества образования детей с ОВЗ» Учитель-логопед:.

Музыкальное развлечение в средней группе в рамках экологического проекта «Цветы наши друзья» Праздник «Цветы наши друзья» Вход - танец 1 Ведущий: Цветы, как люди, на добро щедры, И «щедро» нежность людям отдавая, Они цветут, сердца.

Реализация педагогического проекта о популяризации спорта и ЗОЖ среди дошкольников «Новосибирск — город чемпионов» Реализация педагогического проекта о популяризации спорта и ЗОЖ среди дошкольников «Новосибирск – город чемпионов» 2018 год, год 125-летия.

Роль ПМПК в определении специальных условий образования дошкольников с ОВЗ Роль ПМПК в определении специальных условий образования дошкольников с ОВЗ. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в.

Экологические тропы, как форма экологического образования дошкольников Экологические тропы как форма экологического образования дошкольников. Цели и задачи экологической тропы Экологическая тропа – обустроенные.

Конспект занятия «Цветы России» в рамках краткосрочного экологического проекта в средней группе Цель: Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Задачи: 1). Уточнить характерные признаки весны. Дать более.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Реализация проекта «Экогород» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ
Опубликовано: 31 октября 2018 в 19:44
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 июля. День воздушных змеев на МААМ

Детской игрушке и древнейшему устройству, которое использовали даже для устрашения врага, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

28 июля. День гусенички на МААМ

В продолжение знакомства детей с миром живой природы предлагаем провести актуальное занятие, посвящённое гусеницам и их превращению в бабочек. Сделать такое занятие полезным и разнообразным поможет опыт...


Горячие темочки