Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Речевая среда в группе»

Бондаренко Ольга
Консультация для педагогов «Речевая среда в группе»
▼ Скачать + Заказать документы

«Речевая среда в группе»

Педагог должен быть организатором режима речевой культуры в своей группе. Ему нужно обладать культурой связной речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь его должна быть немногословной, но очень понятной. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание. В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

Публикация «Консультация для педагогов „Речевая среда в группе“» размещена в разделах

Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателем. Речь воспитателя является примером для детей.

Именно на неё они ориентируются в произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации педагога в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о тех же событиях.

Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в более раннем возрасте, чем в более взрослом.

Таким образом, работая с детьми, педагог должен :

1. Правильно произносить все звуки родного языка.

2. Иметь ясную, чёткую и отчётливую речь.

3. Использовать в своей речи литературное произношение.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.

5. В общении с детьми говорить в слегка замедленном темпе, умеренно громким голосом.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Для воспитателя логопедической группы владение образцовой речью – это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи – нравственный и общественный долг каждого педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям. Культурой речи называют её правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка.

Воспитателю необходимо организовать работу с родителями по качественному улучшению культуры речи в семье. Для этого можно использовать индивидуальное общение, наглядную пропаганду, индивидуальные консультации; организовывать для родителей кружки по технике речи и выразительному чтению; приглашать их на открытые занятия по развитию речи.

С младшими воспитателями также проводится разъяснительная работа о том, что они тоже должны вносить свой вклад в процесс воспитания: разговаривать с детьми, отвечать на их вопросы, шутить, создавая радостное настроение, следя при этом за своей речью.

Каждый дошкольный работник должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.

Содержание развивающей среды по речевому развитию

Цель: развитие речи посредством предметно — развивающей среды.

Для совершенствования навыков по речевому развитию, учитывая возрастные особенности и интересы детей, оборудованы следующие уголки:

Речевой уголок.

В речевом уголке находятся :

1. Игры для развития речевого дыхания.

Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Используя дыхательную гимнастику можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание, создать положительный эмоциональный настрой, а также преодолеть речевые расстройства ребёнка.

В этом уголке мы создали картотеку дыхательных упражнений и игр. Например, такие дидактические игры как, «Катись, карандаш», «Воздушный шарик», «Свистульки», «Мыльные пузыри», «Подуй в дудочку», «Ветерок». Также дети очень любят играть в «Футбол», но гол здесь нужно забить не ногами, а воздушной струёй.

2. Для развития речи используем набор предметных, сюжетных картинок; дидактические игры и пособия: «Профессии», «Кто, где живет?»; «Времена года», предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме); «Распорядок дня»; «Кем быть», «Мой дом», «В деревне», «Родная природа».

Здесь дети продолжают учиться составлять рассказы по сюжетной картинке, по картинкам с фабульным развитием действия. Описывая предмет, рассматривая иллюстрацию, они учатся самостоятельно составлять план рассказа.

3. В речевом уголке находятся пособия и дидактические игры для обучения грамоте: домики с твердыми и мягкими звуками; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; игры «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Чтение по слогам», «Я учу буквы»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам», «Разложи картинки»; «Один – много», «Многозначные слова», «Антонимы», «Придумай слова со звуком»;, «Четвёртый — лишний», «Цвет и форма», «Говори правильно», магнитная доска; наборы магнитных букв; кубики «Азбука в картинках»; разрезные картинки, домино.

Работа в этом уголке способствует развитию речи, правильному произношению звуков.

Книжный уголок

Большое влияние на развитие связной речи и речевого творчества оказывает правильно подобранный книжный уголок группы. Дети рассматривают иллюстрации знакомых и не знакомых художественных произведений. Обращение к знакомым произведениям закрепляет память детей, рассказывание по картинкам, иллюстрациям развивает и обогащает речь.

Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы : это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы. Также можно работать над интонационной выразительностью речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая.».

Театральный уголок

С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан театральный уголок с разными видами театра (настольный, пальчиковый, кукольный, схемами-сценариями детских постановок). Здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Дети с удовольствием с ними играют. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос. Работа в этом уголке способствует обогащению словарного запаса детей, развивается память и связная речь.

Строительный уголок

Строительный уголок мы также используем для речевого развития детей. Здесь содержится разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы, рисунки. Дети с большим удовольствием строят.

Проводим такие игры, как «Построй домик для куклы», «Профессия строитель», «Спланируй город», «Построй гараж для машины». Воспитатель при помощи таких наводящих вопросов, как, что находится перед домом? за домом? кто живёт в доме? кто пришёл в гости к кукле? что находится в доме? развивает умение составлять творческие рассказы, развивает фантазию, в процессе таких игр дети учатся понимать значения предлогов и правильно использовать их в речи (в, на, около, перед, под).

Уголок изодеятельности

Этому уголку отведено светлое в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей мелки, акварель, бумага разной фактуры, картон и т. д.

Дети вначале выполняют работы, а затем о них рассказывают. При этом развивается связная речь, фантазия, воображение. Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики, развивает речевое творчество детей.

Уголок безопасности дорожного движения

Уголок оснащен необходимыми атрибутами для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки — транспортные средства, светофор, жезл регулировщика, дорожные знаки.

Были приобретены дидактические игры «Внимание дорога!», «Лото: Дорожные знаки» Эти дидактические пособия развивают у детей воображение, связную речь, речевое творчество, обогащают словарный запас.

Также проводим беседы, такие как, "Из чего состоит дорога" (проезжая часть, тротуар, бордюр, пешеходный переход и т. д.); "Светофор" (как правильно переходить дорогу) и т. д.

При этом формируется навык составления короткого рассказа, развивается у детей память, мышление, воображение.

Физкультурно-оздоровительный уголок

Физкультурно-оздоровительный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.

Спортивное оборудование способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность.

Много в этом уголке сделано воспитателями и родителями детей:

Дорожка

Данное оборудование изготовлено из бумаги.

Используется для закрепления понятий: «правая нога», «левая нога», «правая рука», «левая рука». Способствует развитию координации движения, памяти, ловкости, укреплению мышц ног и рук, внимания.

«Султанчики»

Предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, дыхательной гимнастики, организации подвижных игр, игр-соревнований. Способствуют развитию органов дыхания, мышц туловища.

«Бильбоке»

Изготовлено из пластиковых бутылок, шнурка, пробки, для украшения цветная клейкая бумага.

Предназначено для попадания в цель.

Развивает глазомер, внимание, быстроту реакции, ловкость рук.

Эспандер

Эспандер называют универсальным тренажером.

Занятия с эспандером развивают силу и гибкость, улучшает координацию движений. Такой эспандер можно изготовить самому: из широкой резинки, на концах эспандера - ручки для удобства и лучшего выполнения упражнений.

Эспандеры используются при выполнении общеразвивающих упражнений.

Ведёрки.

Для развития мелкой моторики рук, массажа пальцев рук, что благотворно влияет на развитие речи.

Спортивные мешочки

Изготовлены из плотной ткани, и наполнены пшеном, горохом. Предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, массажа и самомассажа, профилактики плоскостопия.

В нашей картотеке подвижных игр, есть такие игры, которые сопровождаются песнями, стихами, считалками. Детям очень нравятся такие игры, такие как, «Два Мороза», «Мы – весёлые ребята», «Краски», «Почта».

Такие игры пополняет словарный запас, обогащают речь, вырабатывается дикция, развивается память, речь.

Уголок природы

В нашей группе есть уголок природы. Он содержит календарь природы, разнообразный материал для экспериментирования, фигурки животных, дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, поделки из природного материала. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать.

Здесь продолжается работа по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря, поощряется проявлений интереса к смыслу слов, совершенствуется умение использовать разные части речи в соответствии с их значением и целью высказывания

Уголки «Сюжетно – ролевых игр»

Мы создали необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр, таких как, «Поликлиника», «Семья», «Магазин», «Школа», что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым.

Уголок «Школа»

Здесь мы помогаем детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Способствуем формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Воспитываем дружбу, умение жить и работать в коллективе. Учим строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету.

Проводим беседы о школьных принадлежностях с использованием иллюстрированного материала.

Уголок «Поликлиника»

В игровом уголке «Поликлиника» собраны разнообразные материалы: ростомер, весы, коробочки, пузырьки, фонендоскоп, шприцы, градусник, микроскоп, медицинский халат. Здесь воспитываем чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Разыгрываем такие ситуации, как «На приеме у лора врача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.

Всё это помогает формировать представление об окружающей среде у детей, умению общаться, обогащать словарный запас словами профессионализмами.

В уголке «Магазин»

В этом уголке дети с удовольствием играют.

В этом возрасте дети уже умеют распределять роли продавца и покупателя, водителя, который привозит продукты. Во время игры составляем с детьми рассказы на тему «Что мы умеем?» : «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т. д. Проводим беседы о поведении в общественных местах.

Уголок «Семья»

Здесь решаем игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы, «Мы готовимся к празднику»(совместные дела с семьей, «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях, «Наш выходной день» и др. Всё это служит развитию связной речи.

Уголок с настольными играми и игрушками

Уголок с игрушками (мягкими, деревянными, пластмассовыми) мы используем для составления рассказов. С помощью специально организованной проблемной ситуации активизируем речь детей; вызываем желание проявлять заботу о своих друзьях-игрушках; уточняем представления о месте обитания различных животных.

Таким образом, предметно-развивающая среда построена с учетом развития всех речевых параметров и является эмоционально-комфортной и насыщенной разнообразным развивающим оборудованием и материалами и служит для разностороннего развитияличности дошкольника, в соответствии с возрастными особенностями.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная речевая среда в подготовительной группе в соответствии ФГОС .

Аналитическая справка смотра-конкурса «Познавательно-речевая среда в ДОУ с учетом ФГОС» В период с 1 марта по 24 марта 2016 года в МБДОУ «Детский сад №218» был проведен смотр-конкурс по теме «Познавательно-речевая среда в ДОУ.

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста Речь -удивительно сильное средство, но нужно иметь много.

Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста». Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста Развивающая предметно-пространственная среда является одним из факторов.

Консультация для родителей «Что такое речевая готовность ребёнка к школе?» Уважаемые родители! Что же такое речевая готовность ребёнка к школе? Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению.

Консультация для родителей «Речевая готовность детей к школе» Консультация для родителей Тема: «Речевая готовность детей к школе» Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному.

Консультация для воспитателей «Речевая агрессия у детей» Консультативная беседа для воспитателей на тему : " Речевая агрессия у детей ". 1. Объект беседы: речевая агрессия. 2. Тема беседы: " Речевая.

Консультация для педагогов «Предметно-пространственная среда» Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Презентация «Речевая среда средней группы» Речевая развивающая среда – особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого.

Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда физкультурного зала ДОУ в соответствии с ФГОС» Развивающая предметно – пространственная среда физкультурного зала в соответствии ФГОС ДО Подготовила: инструктор по физическому воспитанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Речевая среда в группе»
Опубликовано: 6 февраля 2018 в 09:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Речевая среда в группе»» (включая файлы) размещена пользователем Бондаренко Ольга (УИ 31590) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД