Получи документы

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр

ЕЛЕНА БРОСОВА
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр

Программа по саморазвитию

На тему:

«Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр»

Выполнила:

Воспитатель

Бросова Е. В.

2020г.

Тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр»

Публикация «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр» размещена в разделах

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие речи детей по средствам дидактических игр.

Задачи:

1. Изучить научно-теоретический материал, нормативную базу реализации ФГОС ДО в образовательную практику, систематизировать полученные знания.

2. Наметить основные задачи работы по развитию речевых способностей детей посредствам дидактических игр.

3. Изучить и внедрить современные формы работы, технологии в воспитательно- образовательный процесс.

4. Разработать перспективный план работы с детьми по развитию речи по средствам дидактических игр.

5. Обобщить и распространить педагогический опыт. расширять представления о многообразии дидактических игр для развития речи.

Планируемы результаты:

Повышение профессиональной компетенции, помогающей выстраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональным стандарт педагога.

Актуальность

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных.

Программа работы над темой саморазвития

Этапы

Срок реализации Содержание работы Практические выходы

Диагностический

(Сентябрь

2020 г.) - выявление проблемы, теоретическое изучение вопроса.

-разработка и оформление плана работы по саморазвитию

Информационно -аналитический

(Сентябрь-декабрь 2020 г.) - изучение методической литературы по данной теме;

- Изучение статей и опытов работы коллег по теме «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста по средствам

-изучение современных форм работы, технологий;

- подбор методической литературы по теме (см. список литературы);

- подбор статей;

- определение форм работы с детьми;

- применение новых технологий в работе по развитию речи.

Практический

(декабрь-май) - Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию;

-обогатить развивающую среду в области «Речевое развитие»

-Оформление картотек:

1.«Комплекс дидактических игр и упражнений способствующих развитию речи ; 2.«Словесные дидактические игры»

3. Игры для развития лексической стороны речи (обогащение словарного запаса)

4. Игры для развития грамматического строя речи

-Разработка конспектов ООД с использованием дидактических игр;

-разработка консультаций;

-разработка анкет;

-изготовление папки –передвижки.

- перспективный план по данной теме;

- картотеки дидактических игр и упражнений»

-конспекты занятий;

- обновление развивающей среды;

- консультации и доклады для педагогов и родителей;

-анкеты для родителей;

-презентации ;

-папка-передвижка.

Подведение итогов

(май) - систематизация и обобщение накопленного опыта работы;

- оформление результатов работы по теме - трансляция педагогического опыта в профессиональных интернет сообществах;

- выступление на пед. совете с отчетом по итогам работы и обмену опытом.

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Октябрь

-Беседа с детьми «Моя любимая игра»

Продолжить знакомить детей с новыми дидактическими играми.

- Дидактические игры на развитие речи, развитие речевого аппарата, развитие слуха и внимания.

«Живое слово». «Узнай что звучит». «Пой со мной!». «Звуки вокруг нас». «Сдуй шарик». «Насос». «Весёлая песенка». «Птицы разговаривают». «Веселое путешествие» и др.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей 6-7 лет, Новый учебный год»

Пропаганда знаний по развитию речи.

-Взаимодействие с учителем-логопедом

-Консультация «Возрастные психологические особенности дошкольников 6-7 лет»

-Анкетирование

«Игра в жизни вашего ребенка»

Взаимодействие с педагогом-логопедом

Публикация на сайте «Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников»

Ноябрь

Развлечение в форме экологической игры «Путешествие в весенний лес» (с использованием дидактических игр)

Консультация

(в уголке для родителей и на сайте)

«Учите детей правильно произносить и различать звуки»

Консультация

«Методика обучения детей рассказывать по картинке»

Декабрь Дидактические игры на развитие лексической стороны речи (формирование словаря).

«Вершки-корешки»

«Фрукты и овощи»

«Новоселье»

«В мире растений» Консультация «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка передвижка). Обмен опытом

Январь Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи:

-«Испорченный телефон»

-«Светофор»

-«Повтори»

-«Поймай звук»

-«Поиграем в сказку»

Показ презентации «Развитие речи детей 6-7 лет» Показ презентации «Развитие речи детей 6-7 лет»

Февраль -Работа по :

-составлению рассказов по сюжетной картине;

-закрепить умения пересказывать небольшие литературные произведения;

-Отгадывать загадки;

-Подбирать к существительному прилагательное;

-Подбирать слова-антонимы.

Консультация

(на сайте и в группе)

«Игра, как средство развития речи дошкольника».

«Поиграем!».

Изучение опыта педагогов ДОУ.

Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми

Март ООД по развитию речи

через дидактические игры

на тему: «Путешествие в лес»

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала Обмен опытом

Апрель Развлечение

«Путешествие в страну правильной речи»

Видео-отчет

(на сайте)

Развлечение

«Путешествие в страну правильной речи»

Буклет «Рекомендации по планированию дидактических игр для педагогов»

Май Наблюдение

«Во что играют наши дети» Фотовыставка

«Вот как я играю в детском саду» Взаимодействие с педагогом-логопедом.

Составление отчета по выполнению плана по самообразованию

Список используемой литературы

1. Аванесова В. Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду»

2. Выготский Л. С. “Воображение и творчество в детском возрасте” - М. Просвещение, 1991г

3. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//журнал дошкольное воспитание. 1998. № 2. с. 21.

4. Гербова В. В. занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1984. – 175с., ил.

5. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.

6. Дошкольная педагогика №2 (43)/ февраль/ 2008

7. Е. А. Аркин. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А. В. Запорожца, В. В. Давыдова; Москва: «Просвещение», 1968.

8. Запорожец А. В. Психология действия. – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 736 с.

9. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : Кн. для воспитателя детского сада /. – М. : Просвещение, 1989. – 127с.

10. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2013 г.

11. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2013г.

12. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» : Дрофа. -2013 г.

13. Козлова С. А., Куликова Т. А. дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998.-432 с.

14. Лучич М. В. Детям о природе: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1989. – 143 с

15. Максаков А. И. Правильно ли говорит Ваш ребенок: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1988. – 159с. : ил.

16. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве : Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М. : Новая школа, 1995. – 160 с.

17. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г

18. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-7 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.

19. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» :Школьная Пресса. 2013г

20. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / под ред. М. И. Лисиной; Науч. – исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук. – М. : Педагогика, 1985. – 208 с., ил.

21. Олифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М. : «Издательство «Гном и Д», 2001. – 128 с.

22. Пидкасистый П. И. “Технология игры в обучении” – М. Просвещение, 1992г.

23. Популярная психология для родителей (Под редакцией А. А. Бодалева, А. С. Спиваковской, Н. Л. Карповой. – М. : Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 400 с.

24. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности: Пер. с венг. – М. : Педагогика, 1983. – 160 с. ил.

25. Седов К. Ф. «Речь и мышление» в отечественной психологии (Л. С. Выготский и Н. И. Жинкин) // научно-методический журнал Мир Психологии. 1999, № 1

26. Штейнле Н. Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.

Интернет ресурсы: https://infourok.ru,/nsportal.ru,maaam.ru.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик»Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик» «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик» Учитель-логопед О. С. Шикаленко.

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возрастаКартотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Снегопад». Дидактическая задача. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Игровая задача. Рассказать.

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Дидактическая игра «Поезд». Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз. Оборудование: схемы слов – «вагончики», предметные.

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 3 1. Дидактическая игра «Листопад». Цель игры: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование. Листочки из тонкой.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Учим дорожные знаки» Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре. Материал: Карточки большие и маленькие со.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Нетрадиционное оборудование «Речевое дерево» для детей старшего дошкольного возрастаНетрадиционное оборудование «Речевое дерево» для детей старшего дошкольного возраста Формирование речи дошкольников, согласно ФГОС, является одной из приоритетных задач для педагога дошкольного учреждения. Своевременное появление.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр
Опубликовано: 20 октября 2020 в 20:16
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД