Папки-передвижки

Речевое развитие дошкольников через логико-математические игры

валентина трашахова
Речевое развитие дошкольников через логико-математические игры

Цель – повышение профессиональной компетентности педагогов в реализации задач образовательных областей: Познание. Социализация. Коммуникация.

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что – то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

Публикация «Речевое развитие дошкольников через логико-математические игры» размещена в разделах

Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объёмный предмет; чтобы ёлочные гирлянды были одинаковыми, нужно нарезать равные полоски бумаги; угощая кукол чаем, надо перед каждой поставить чашку. И многое, многое другое…

«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир». Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности.

«Палка, палка, огуречик – получился человечек» - ведь именно так начинается знакомство ребёнка с математикой. Эту строчку песенки – можно перевести на детский язык примерно так: «Схема предмета состоит из следующих составляющих».

Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы ребёнок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и ПОНИМАЛ эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще важно учитывать следующее: язык математики – это язык абстракции, логики и символа. Чтобы действительно понимать эту науку, впоследствии, научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребёнку, прежде всего, необходимо понять, а не заучить, о чем идет речь.

Это, на мой взгляд, особенно актуально, поскольку в настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Перед нами, педагогами, становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.

Элементарные математические представления должны не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развивать у дошкольника мышление, умение высказывать предположения, делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Формировать умение без раздражения отстаивать свою точку зрения. Учить детей самостоятельности ответов и суждений.

В соответствии с Федеральными образовательными стандартами математическое развитие дошкольников должно осуществляться через совместную образовательную деятельность воспитателя и детей, а также через самостоятельную познавательно-игровую деятельность самих детей.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.

Математика в детском саду должна быть веселой и занимательной. Так как «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский.

Роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания.

В своей работе по математическому развитию воспитанников использую комплексно-игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры. Считаю, что знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены сухими упражнениями.

Существует множество математических игр, с их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними – одновременно реализуются задачи познавательно-речевого развития.

Например:

«Считай – не ошибись»

В игре используется мяч. Перед началом игры дети договариваются /обр. область «Социализация»/, в каком порядке будут считать /прямом или обратном/. Ведущий бросает мяч, называет число. Тот, кто поймал, продолжает считать дальше. Игра проводится в быстром темпе.

Такие игры как :

«Раз, два, три – сосчитай!», «Что изменилось», «Путаница», др.

Занимательные игры : о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях:

Рассмотрим несколько игр:

«Угощаем друзей»

Возьмите для игры фигурки печений, конфет, шоколадок. Разложите на столе перед ребёнком. Рассмотрите их. Положите на стол геометрические фигуры и объясните, что это «тарелки». Угощение разложите по тарелкам, но так, чтобы конфетки, печенье и шоколадки совпадали по форме с формой «тарелки». Продолжите занятие свободной ролевой игрой в чаепитие игрушек /здесь прослеживаются такие образовательные области, как Социализация. Коммуникация/.

Д/ игра «На что похоже»

Эта игра очень проста, но поможет детям научиться соотносить абстрактную форму и реальные предметы. Попросите ребёнка взять в руки одну из геометрических фигур, пройти по комнате и найти похожий по форме предмет. Игру можно усложнить, предлагая найти 2-3 предмета. Далее в задание можно включить и цвет, т. е. искать похожие предметы и по форме и по цвету /для этого, конечно, вам заранее нужно определить, есть ли такие предметы в комнате, а если нет, то расширить поиск /познание, социализация, коммуникация/.

«Не промочи ног»

Пройти через «болото», не промочив ног. Наступать можно только на определённые фигуры, /например, на четырёхугольники синего цвета или только квадраты и т. д. /

В развивающих играх математического содержания развивается наблюдательность, внимание, память, мышление, речь. Накапливаются положительные эмоции.

П/и «Точки и Ластик».

Дети становятся в круг – они «точки». В центре круга - «ластик». Дети идут по кругу, говорят слова: /активизация словаря/

1,2,3, 4, 5! Вышли точки погулять.

Вдруг резинка выбегает и одну из них стирает

/ластик подходит и осаливает одну из «точек»/.

Что тут делать? Как тут быть? Надо думать, и чертить.

«Точка», которую стёрли, «рисует» любую геометрическую фигуру – ходит в кругу, и как будто рисует круг, треугольник и т. п. Дети отгадывают.

Важно в играх развивать партнёрское взаимодействие детей /объединение в группы, ко Реализовать эти задачи можно через традиции : «Игра в гости к нам».

Дети по - очереди приносят из дома на неделю в группу настольные или иные игры, связанные с математикой, и помещают их в «Математическую игротеку». Ребёнок предлагает сверстникам поиграть в игру, объясняет правила, становится на некоторое время в центре внимания детей. Сменяемость игр позволяет разнообразить «Математическую игротеку» и постоянно поддерживать у детей интерес к ней.

«Игра напрокат» - ребёнок в пятницу берёт из д/сада игру, в понедельник возвращает. В выходные дни у дошкольника появляется возможность показать родителям свои успехи, достижения. Перенесение игры из д/сада домой будет стимулировать ребёнка поиграть с близкими, создать непринуждённое познавательное общение с родителями.

Непринуждённая атмосфера, право выбора партнёра, задания, материала – это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалку и сообразительность. Выступая в роли ведущего, дети учатся формулировать задания и контролировать их выполнение другими детьми. Формируется умение планировать свою деятельность, сопровождать речью свои действия, объяснять партнёрам порядок и условия выполнения задания. Передавая правила игры, выбирая тип задания, ребёнок не только совершенствует объяснительную речь, но и сам лучше начинает осознавать математические понятия, прослеживать зависимости.

манды/, совершенствовать коммуникативные умения.

Очень важно, что игра - это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, на сколько эти игры будут содержательными и полезными.

Особая роль в математическом развитии детей отводится нестандартным дидактическим средствам: Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счётные палочки.

Многообразные конструктивные возможности счётных палочек позволяют формировать геометрические представления, развивать пространственное воображение, обогащают и активизируют речь детей.

Рассмотри фигуры на рисунке. Выложи их из счётных палочек по памяти, если затрудняешься, по образцу. Расскажи, как тебе это удалось?

Через игры развиваем мелкую моторику пальцев рук, что способствует развитию речевых центров.

«Разложи вслепую»

Приготовьте комплекты палочек по 10 – 20 штук, отличающие по длине, толщине. Палочки разных размеров перемешиваются. Играющие с завязанными глазами сортируют палочки по размерам в отдельные коробочки.

«Что за палочки такие»

По сигналу взрослого, дети правой рукой выкладывают по одной палочки из коробки, затем по одной палочки, кладут в коробки. Выигрывает самый ловкий и быстрый. Это упражнение можно предложить для левой руки, для обеих рук одновременно.

«Художники»

Детям предлагается «нарисовать» картину. Расположение предметов обговаривается. В задании используются слова: вверху, снизу, слева, справа и т. д. /совершенствование монологической формы речи, составление рассказа о предметах, по набору картинок/.

Логические блоки Золтана Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика».

Логические блоки Дьенеша – абстрактно – дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Эти свойства можно варьировать. Важно ориентироваться на возможности детей, их внутреннюю готовность принять более сложные задачи.

Блоки позволяют моделировать множества с заданными свойствами. Например, создать множества красных блоков, квадратных блоков и др. Блоки можно группировать, а далее и классифицировать по заданному свойству: разбивать на группы по величине /большие и маленькие/, цвету /красные и не красные/. Далее можно раскрыть и более сложные операции над множеством /объединение, включение, дополнение, пересечение/.

Играя с блоками, ребёнок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. От игр с абстрактными блоками дети легко и с удовольствием переходят к играм с реальными множествами, с конкретным «жизненным» материалом.

«Давайте поздороваемся».

Дети встают в круг, у каждого свой блок. Блоки «оживают», «разговаривают» друг с другом». Чтобы познакомиться, надо назвать «полное имя» блока. То есть перечислить весь объём его свойств /цвет, размер, величину, толщину/.

«Дружат – не дружат»

Дети выбирают себе любой блок и подбирают пару по признаку «Дружат – не дружат». Например: «Я выбираю Аню. У наших блоков разный размер, толщина и форма. Но они дружат, потому что у них цвет одинаковый». Или: «Я выбираю Серёжу, потому что наши блоки дружат по признаку размера» /использование сложноподчинённых предложений, языковых средств для соединения их частей: чтобы, потому что, если. /

Научитесь проводить игры с радостью. Если ребёнку весело, он учится лучше. Ш. Амонашвили /выдающийся педагог/ писал: «Чаще приглашайте на уроки Мануса – бога смеха, шуток, чтобы прогнать с уроков Морфея - бога сна».

Дети, как губка, впитывают знания, но далеко не всегда сразу выдают результат. Будьте терпеливы!

Публикации по теме:

Логико-математические игры для дошкольниковЛогико-математические игры для дошкольников Ни для кого не секрет, что дети обожают играть. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью ребенка. По сей день актуально.

Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры Самообразование по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры»..

Мастер-класс «Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников» Мастер-класс для воспитателей. «Логико - математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников». Актуальность.

Опыт работы «Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» 1 слайд Я, Костенко Марина Александровна, воспитатель детского сада «Родничок» 2 слайд представляю опыт работы по теме: «Познавательно -речевое.

Опыт работы «Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность» Слайд 2 Познавательно-исследовательская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в.

Презентация «Речевое развитие дошкольников через народный фольклор» 1 слайд. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Темой моего выступления сегодня является «Речевое развитие дошкольников через народный фольклор».

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через логико-математические игры Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через логико-математические игры Опыт работы воспитателя Кайтан И.

Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая.

Речевое развитие дошкольников посредством технологии «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича Актуальность. Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Имеется много исследований, которые.

Самообразование «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры» План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры». Штабеева А. С. Цель самообразования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие дошкольников через логико-математические игры
Опубликовано: 23 августа 2018 в 05:58
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД