Приложение МААМ

«Речевое развитие дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности»

Елена Дроздова
«Речевое развитие дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

«В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь»

(А. Е. Антипина)

Развитие связной речи играет огромную роль в познании окружающего мира, становлении сознания, успешного обучения в школе и развитии личности в целом. В связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.

Публикация «„Речевое развитие дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах

У детей с проблемами речевого развития игровые действия часто сопровождаются примитивной речью, они демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения и эмоциональное состояние. Это вызвано недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения, нарушением речи.

Чтобы помочь детям в преодолении этих проблем и достичь лучших результатов в обучении и воспитании, я решила уделить особое внимание театрализованной деятельности (театрализации сказок).

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ

• Данное направление педагогической деятельности актуально - современные тенденции развития дошкольного образования подчеркивают необходимость формирования у ребенка-дошкольника начальных ключевых компетентностей, а базовой, ключевой компетентностью, является именно коммуникативная, так как позволяет ребенку выражать словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты, задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения.

• Вместе с тем, данное направление педагогической деятельности перспективно - включение детей в театрализованную деятельность, способствует снятию у них стрессообразующих факторов развития, стимулирует развитие духовного потенциала, позволяет успешно приобщать к истокам национальной культуры, а театрализованные игры и упражнения, успешно применяемые на развивающих занятиях в ДОУ, повышают их результативность и качество.

Организуя занятия по театрализованной деятельности, я поставила цель:

Развитие связной речи через различные виды театрализованной деятельности.

Возможности театрализованной деятельности огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворить любые желания и интересы детей. Участвуя в сказках, они знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии - через образы, звуки, музыку, учатся думать, делать выводы и обобщения.

Работая над высказываниями реплик персонажей, активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемый диалог с другим персонажем, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Именно поэтому театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования связной речи детей.

Коррекционно – образовательные задачи:

1. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей: учить рассказывать сказки, небольшие рассказы, уметь строить распространённые предложения.

2. Формировать лексико – грамматические навыки, совершенствовать связную речь, обогащать и активизировать словарь.

3. Знакомить детей с различными видами театра, обучать приёмам вождения персонажей в театре би-ба-бо, пальчиковом, ложек и кукольном театрах.

Коррекционно – развивающие задачи :

1. Развивать коммуникативные качества детей, артистические способности.

2. Повышать уровень мотивации детей к театрализованной деятельности.

3. Продолжать работу над интонационной выразительностью: учить модулировать голосом - громче, тише; передавать интонацию удивления, радости, печали, испуга.

4. Развивать память, воображение, фантазию, общую и пальчиковую моторику рук.

Коррекционно – воспитательные задачи:

1. Развивать устойчивый интерес и любовь к театрализованной деятельности.

2. Воспитывать внимание, выдержку.

3. Развивать социальные навыки : умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.

Свою работу строю с учё том следующих принципов:

• Систематичности и последовательности-материал к занятиям подобран в определённом порядке, с постепенным переходом от простого к сложному.

• Доступности - характер и объём знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей.

• Наглядности - большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребёнка, его непосредственные наблюдения (мультфильмы, просмотры кукольных спектаклей, использование моделей)

• Комплексности работы - театрализованная деятельность включена в общую систему воспитательно-образовательного процесса.

• Исключение отрицательной оценки деятельности детей, особенно в первое время.

Театрализованная деятельность в детском саду интегрирована:

в непосредственно образовательную деятельность реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач

окружающая обстановка позволяет дошкольникам свободно включаться в театрализованную деятельность и совершенствовать речевые навыки и навыки общения.

Этапы работы:

1. Ознакомление с произведением, распределение ролей.

2. Обогащение словаря по данной и смежным темам.

3. Разучивание текста, «подбор» роли под определённого ребёнка (замена слов с учётом звукового наполнения, упрощение фраз).

4. Изготовление атрибутики (билеты, костюмы, афиша, декорации, по мере возможности самими детьми, привлекая родителей.

5. Подбор музыкального сопровождения, в старшем возрасте привлекаем детей, как к выбору музыкальных отрывков, так и к их исполнению

(звучание какого инструмента подходит тому или иному герою)

6. Репетиции с использованием мимики, жестов, походки.

Все театрализованные игры строятся по материалам сказок.

Тематика игр – это многообразие лексических тем, например, при изучении темы: «Хлеб» («Колосок», «Семья» («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Овощи» («Репка», «Вершки и корешки», «Дикие животные» («Теремок», «Колобок», «Два жадных медвежонка» и т. д.) Познакомившись с книгой Лоры Поляк «Театр сказок», я решила использовать их не только для развития коммуникативных навыков своих воспитанников, но и для автоматизации поставленных детям звуков. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный ритм дыхания, темп речи, ловкость, умение управлять своими движениями. Дети преодолевают неуверенность в себе, воспитывается воля и характер.

В работе использую различные виды театрализованных игр.

Режиссё рские игры:

Театр игрушек и картинок, магнитный театр - развивает воображение детей, здесь ребёнок сам создаёт сценарий, играет роль игрушечного персонажа. Преобладающими средствами выражения выступают интонация и мимика.

Настольный театр - во время игры интенсивно развивается речь, в том числе и диалогическая, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас, приобретается умение последовательно и выразительно передавать содержание сказки, активизирует застенчивых и молчаливых детей, развивается логичность мышления.

Игры – драматизации:

Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, творческих способностей, мышления, речи, мелкой моторики, логики, обогащения словарного запас, поможет справиться с застенчивостью. С пальчиковым театром ребенок погружается в мир сказки, в уникальный мир волшебства. Он хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей, например, в сказках «Теремок», «Репка» такой спектакль может показать один ребёнок с помощью своих пальцев. С помощью персонажей мы учим чистоговорки и скороговорки, автоматизируем поставленные звуки.

Очень любят дети Театр ложек, ведь в нём есть такой атрибут, как ширма за которую ребёнок может спрятаться от зрителей. Неуверенным в себе детям легче преодолеть свою робость, наблюдая друг за другом, они обогащают свой личный опыт.

Театр би-ба-бо - данные игры используются при инсценировании диалогов, пересказе сказок. Здесь дети – артисты. Они учатся владеть своим голосом, интонацией, чёткой артикуляцией. У детей развивается память, умение взаимодействовать друг с другом.

Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки – пожалуй самая сложная, но и наиболее интересная игра.

Игры-инсценировки - поскольку дети играют сами, они могут использовать все средства выразительности (мимику, интонацию, пантомимику). Распределив роли и познакомившись со сценарием, они показывают небольшой спектакль, сохраняя последовательность и передавая характеры персонажей. Развивается связная речь, значительно пополняется словарный запас, речь становится более грамотной, выразительной.

Все наши дети активно участвуют в театральных играх, драматизациях, диалогах, инсценировках.

На базе нашего сада проводились семинары для воспитателей и МО для логопедов, где были представлены театрализованные представления : «Спесивая коза», «Заюшкина избушка», «Как старик корову продавал» эмоциональные выступления наших воспитанников получили высокую оценку коллег.

Наши родители, не просто сторонние наблюдатели или обычные зрители, они также активно привлекаются к работе по подготовке к театрализации. Они оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов, в разучивании ролей. Совместно с детьми они посещают театры, читают произведения по лексическим темам.

Умелое использование театрализованных игр позволяет не только сформировать у детей различные умения и навыки, но и решить очень важные задачи коррекционно – воспитательной работы.

Результаты:

Театрализованная деятельность обеспечивает оптимальные условия для развития познавательных, коммуникативных и социально - личностных способностей детей;

Обогатился активный и пассивный словарь, закрепляется правильное произношение звуков; диагностируется положительная динамика формирования навыков грамотной и связной речи;

Совершенствуется интонационная выразительность речи; умение связно и выразительно пересказывать сказки самостоятельно;

Развиваются память, мышление, воображение, внимание, восприятие детей;

Дети научились правильно оценивать свои и чужие поступки, радоваться успехам сверстников; действовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

Список литературы:

1. Акулова О. А. «Театрализованные игры», Дошкольное воспитание. 2005.№4

2. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М., 2006.

3. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» - М., 1991.

4. Вакуленко Ю. А. «Театрализованные инсценировки сказок в детском саду». - Волгоград, 2007.

6. Доронова Т. Н. «Играем в театр» - М., 2005

7. Лора Поляк «Театр сказок» С – П. «Детство-Пресс», 2001 г.

8. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2001.

9. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М. : АРКТИ, 2001.

Публикации по теме:

План работы над постановкой театрализованного представления В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит зна­комые литературные сюжеты. Именно.

Значение театрализованных игр для познавательного развития детей От автора Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Речевое развитие дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности»
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 17:38
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Речевое развитие дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дроздова (УИ 57232) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД