Речевое развитие и социализация дошкольников

Елена Антипина
Речевое развитие и социализация дошкольников

«Речевое развитие и социализация дошкольников»

Речь-это процесс, который доступен только человеку. Животные не обладают этой функцией. Речь свойственна только человеку, вместе с этим не развивается самостоятельно. Можно вспомнить примеры, когда дети, находившиеся среди животных не говорили, а подражали голосовым реакциям и повадкам животных. Речь ребёнка не возникаем сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными затруднениями и только благодаря усилиям взрослых.

Взрослые, которые считают, что речь у дошкольника появится сама собой и особых усилий для этого прикладывать не нужно, сталкиваются с тем, что ребенок начинает либо поздно говорить, либо говорить очень плохо. А кроме этого возможно и нарушения речи различного характера.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности взрослого и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Поэтому важное место занимает в федеральных государственных требованиях образовательная область «Коммуникация». Основными направлениями, через которые реализуется образовательная область «Коммуникация» являются: образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности; образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями детей.

Основная функция речи -коммуникативная, при помощи которой происходит общение. В дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослых. Взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на её правильность, внятность, выразительность, но и на тон, темы разговоров, выбор слов и выражений, выразительность и возрастные особенности дошкольников.

Речевое развитие дошкольника протекает постепенно, поэтапно от простого к сложному. Сначала происходит становление импрессивной, или пассивной речи, речь - восприятие, понимание речи, анализ и синтез разнообразных комбинаций звуков речи или письменных знаков. Устная импрессивная речь состоит в слуховом восприятии речи, письменная импрессивная речь (чтение) выражается в зрительном восприятии текста. Понимание звучания слова основано на фонематическом анализе. Для понимания фраз и предложений необходимо усвоение грамматических структур и понимание смысла слова в зависимости от контекста. А только затем экспрессивная, или активная, речь – порождение, воспроизведение речи.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Развитие связной речи (монологической, в зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные, дошкольников учат обучению рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложным содержанием и доводится до высших форм самостоятельного творческого высказывания. Существует - рассказывание по картине; Рассказывание по игрушке; Рассказывание из опыта; Творческие рассказы (придумывание продолжения, завершения рассказа, а далее придумывание рассказа или сказки по плану.

На первых стадиях формирования связной речи, для облегчения и направления целесообразно использовать наглядность, а так же опорные схемы-модели.

В процессе речевого развития усваиваются важные функции связанные с усвоением грамматической основы речи, усвоения фонематического восприятия, звуковой стороны речи, слоговой структуры речи и словообразование, а так же звуковой анализ слов и предложений. Все это решается на протяжении всего дошкольного периода. Однако, на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения.

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и т. д. И наконец-то, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, саморазвитие личности.

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.

Таким образом, правильно выбранные формы работы способствуют становлению коммуникативной компетентности ребенка в речевой деятельности, а так же обеспечивает становление значимых для возраста личностных качеств

Публикации по теме:

«Познавательно-речевое развитие дошкольников» Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие.

Речевое развитие дошкольников в игровой деятельностиРечевое развитие дошкольников в игровой деятельности Сегодня вашему вниманию я хочу представить такую игровую технологию, как «ЛЭПБУК». Лэпбук – сравнительно новое средство обучения родом.

Речевое развитие младших дошкольников средствами театрализованной деятельности Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка- дошкольника, принадлежит театрализованной деятельности. Анализ.

Консультация для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Подготовила: Житникова Оксана Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ детского сада № 134 г. Вяземского Развитие познавательно-речевой деятельности.

Консультация для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Методическая консультация для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Развитие познавательно-речевой деятельности является.

Педагогический совет — деловая игра «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Педагогический совет - деловая игра "Познавательно-речевое развитие дошкольников" Подготовка 1. Для уточнения своих знаний педагогам предлагается.

Познавательно-речевое развитие дошкольников с речевыми нарушениями по теме «Мой город» Актуальностью использования регионального компонента в работе с детьми дошкольного возраста является: -изменения со стороны Правительства.

Презентация на тему: Речевое развитие дошкольников посредством современных технологий. .

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Речевое развитие и социализация дошкольников
Опубликовано: 13 февраля 2018 в 17:57
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт впечатления о лете «В музее В. С. Высотского»
Фотоотчёт впечатления о лете "В музее В. С. Высотского" Екатеринбург – один из красивейших городов России! В августе мне посчастливилось побывать в...
Дидактическая игра «Развиваемся с матрешками»
Развиваемся с матрешками Игра в виде матрешек с приставными деталями. Она может проводиться с подгруппой детей, индивидуально, самостоятельно....
Новогоднее оформление группы и холла
Конкурс проходил в рамках МКДОУ "Детский сад №3 "Улыбка" г. Калача-на-Дону! Я очень люблю участвовать в конкурсах по оформлению, думаю, это у меня очень...
Беседа с детьми «Зайку бросила хозяйка — за окном остался зайка…»
Цель : Формировать эмоционально положительный отклик на произведения художественной литературы. Задачи: Развивать ответственность за брошенного,...
Лепка из солёного теста «Грибочки и божьи коровки» в младшей группе детского сада
Задачи: Художественно-эстетическое развитие: Развитие мелкой моторики: Продолжать формировать умение детей раскатывать комочки пластилина круговыми...