Консультация «Речевой тренинг»

Судакова Марина Викторовна
Консультация «Речевой тренинг»

«РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ»

I. «Разминка». Элементы аутотренинга.

Цель: Подготовить организм к работе, освободить от мышечных зажимов для ощущения полной свободы мышц, участвующих в процессе дыхания, звукообразования, артикуляции.

Упр. 1. «Вспомнить – вообразить»

а) Вспомнить и вдохнуть запах моря (работает нижняя часть лёгких);

б) Вспомнить, представить, вообразить запах луга, клевера и т. д. (средняя часть лёгких);

в) Вспомнить (вообразить) и вдохнуть запах гор (верхняя часть).

Упр. 2. «Сломались – растаяли»

а) Зажали ступни ног, голень, бёдра, подтянули ягодицы, напрягли мышцы рук, позвоночник и шею, лицо, после этого на вдохе руки через сопротивление пошли вверх, затем сразу «сломалось» одновременно с выдохом всё тело. При выдохе можно использовать звук «ха!»;

б) То же самое сначала, только на выдохе не «сломались», а «растаяли».

(Упр. Выполняется 5-6 раз).

Упр. 3. «Разминка рук»

Всевозможные плавные манипуляции как кистей рук, так и работа рук «от локтя» и от «плеча». Работа и пластика пальцев рук связана с подвижностью голосовых связок!

(Упр. на «пластику рук».

Упр. 4. «Магнит» (2 варианта)

1. Работа в парах – один «магнит», другой – «кусочек железа». «Магнит» вытянутыми руками пытается «железо» заставить двигаться в различных положениях: сначала голова (освобождаем мышцы шеи, затем всё тело (вверх, вниз, в стороны).

2. То же самое выполняется с группой. Руководитель – «магнит», остальные – «кусочки железа» или гвозди.

Упр. 5. «Булочник»

Исходный звук «М». Работа в парах.

Один садится на пол «тесто» - тело совершенно свободно, лёгкое, воздушное, как тесто, и «булочники» начинают месить», а потом уже и «лепить» человека. Затем меняются местами. Можно подключить звук «М». Следить за тем, чтобы челюсти были разомкнуты, но рот закрыт.

Упр. 6 «Шарик»

Исходный звук «Х»

У вас внутри шарик, куда он движется, та часть тела выпирает со звуком «Х» (при движении шарика тренируется длинный выдох со звуком, при остановке – короткий).

Упр. 7. «Водоросли»

Исходный звук – любой из сонорных.

Лежите на полу, руководитель даёт команду – идёт волна сбоку, сзади, спереди и т. д. Руки, ноги, тело реагируют на течение волны.

Упр. 8. «Свечки»

Исходный звук «Л» (раскрепощение плечевого пояса).

На ладошках воображаемые свечки. Не погасив их, выворачиваем руки вперёд, назад, в стороны со звуком «Л». Поднося к лицу, делаем короткий вдох и пробуем задуть их со звуком «Ф».

Упр. 9. «ЭТАЖИ»

Плечи «подняли» на 1 этаж, 2, 3, 4, 5 в различных вариантах и различной последовательности, в дальнейшем можно подключить звук (сонорный) или любое звукосочетание с обильными гласными (алга, амма, анна)

Упр. 10 «ПРЕВРАЩЕНИЯ»

Даётся задание: «Я превращаюсь» в

- лакированный ботинок;

- рваный тапочек:

- хрустальную вазу;

- Ваньку-встаньку;

- Матрёшку деревянную;

- Варежку- накрывашку на заварник;

- мыльный пузырь и т. д.

Задача: почувствовать внутреннее состояние предмета и выразить его в пластике.

II. Артикуляция

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

1. Опускание нижней челюсти «АМ»;

2. «Обезьянки» - челюсть вперёд – назад;

3. «Пила» - челюсть вправо- влево (плавно и медленно);

4. «Жернова» - круговые движения челюсти;

5. «Велосипед» - челюсть вперёд, вниз, вверх (по кругу, имитирующее движение педалей велосипеда.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

1. «Арлекин» - губы в трубочку, затем в стороны «на улыбку»;

2. «Маятник» - губы в трубочку вперёд, затем отвести в сторону до предела, зафиксировать, затем в другую сторону;

3. «Мельница» - губы трубочку, круговые движения в одну, затем в другую сторону;

4. «Птенец» - одними губами, вытянутыми вперёд, произнести «Пить»;

5. «Бабушка» - натянуть губы на зубы, расслабить, снова повторить.

6. «К носу – к подбородку» - поочерёдно: верхняя губа к носу, открыть зубы, нижняя к подбородку – открыть зубы.

7. «Хоботок» - вытянуть губы хоботком, напрячь, затем расслабить. Подражаю я слону – губы хоботком тяну,

А теперь их опускаю и на место возвращаю.

Губы не напряжены и расслаблены.

8. «Лягушки» - движение губ соответствует артикуляции звука «и». Тянем губы прямо к ушкам,

Потяну – перестану и нисколько не устану!

Губы не напряжены и расслаблены.

9. «Орешек» - представим, что разгрызаем орешек, крепко сжаты зубы, челюсти напряжены. Разжать челюсти, рот приоткрыть, всё расслабить.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

1. «Жало» - резко высунуть и спрятать кончик языка;

2. Круговые движения по альвеолам в одну стороны;

3. «Уколы» щёк языком;

4. «Стук» - со звуком Т постучать о стенки зубов, убыстряя удары;

5. «Леденец» - кончиком языка проводим от верхних зубов по нёбу до горла;

6. «Цокот» - пощёлкать языком;

7. «Трубочка – чашечка – ребро» - поставить соответственно язык;

8. «Зевающий лев» - высунуть язык полностью, чтобы потянулся корень языка и спрятать;

9. Пожевать язык;

10. Кончиком языка своё имя;

11. «Детский сад»- произвольное «болтание» языком со звуком.

Публикации по теме:

Консультация «Компоненты развития речевой деятельности детей раннего возраста» Методическая разработка «Компоненты развития речевой деятельности детей раннего возраста» Гусарова Н. А., воспитатель МБДОУ д/с №16.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирования речевой активности» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие) Современный ребенок.

Тренинг для воспитателей «Искусство говорить с детьми. О речевой культуре в ДОУ» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Задачи: 1. Уточнить и закрепить знания.

Консультация для родителей «Речевой режим дома» 1. Культура речи окружения ребенка В развитии правильной речи ведущая роль принадлежит взрослым. От культуры речи взрослого, от того, как.

Консультация для воспитателей «Активизация речевой деятельности посредством приобщения к культуре своего народа» Консультация для воспитателей. Активизация речевой деятельности посредством приобщения к культуре своего народа. Русский язык открывается.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» ]Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие) Современный ребенок.

Консультация для воспитателей «Речевой этикет» Речевой этикет. Важнейшее средство делового общения – наша речь. О людях судят по тому, что и как они говорят, какими собеседниками.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Консультация «Речевой тренинг»
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 07:56
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 сентября. День лука на МААМ

Полезные и вкусовые свойства этой овощной культуры известны во всем мире. Почти в каждой национальной кухне можно встретить блюда из лука. «Лук от семи недуг» – говорили наши предки, которые не только ели...

19 сентября. Выставка работ в технике айрис фолдинг

Айрис фолдинг – это модная и самобытная техника рукоделия с необыкновенными эффектами. Работы получаются сложенными, словно диафрагма фотоаппарата «Смена» или раковина улитки. Творчество в стиле айрис...

Конспект занятия по аппликации «Выносливый дуб»
Программные задачи: Учить детей вырезать симметричный предмет из бумаги, сложенной вдвое. Продолжать знакомить с техникой изготовления фрески (...
Проект «Познакомьтесь — это я!» старшей группы компенсирующей направленности
1. Проект «Познакомьтесь - это Я! » старшей гр. компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле проекта: К...
Фотоотчет «Ремонт в детском саду»
Ремонт детского сада дело не простое. Педагогам часто приходится обращаться за помощью к родителям воспитанников. Реакция на такие просьбы у всех разная: кто...