Региональный компонент в образовательном процессе средней группы

Светлана Орлова
Региональный компонент в образовательном процессе средней группы

(Слайд№1)

В настоящее время на уровне общественного мнения рассматривается необходимость защиты культурного наследия как главного условия преемственности поколений, подчеркивается необходимость изучения в качестве базовой основы современного образования. По утверждению Н. П. Денисюка, Л. А. Ибрагимовой, А. И. Лазарева, Р. М. Римбурга, В. М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

(Слайд № 2)

В соответствии с требованиями ФГОС ДО основные принципы дошкольного образования включают в себя:

- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- учёта этнокультурной ситуации развития детей.

Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП) включает в себя региональный компонент. В нашем дошкольном учреждении – это парциальная программа «Нам дом - Южный Урал». На слайде обозначены цель и основные задачи данной программы.

Цель программы - способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культ уры, сделать ее своим достоянием.

Задачи программы:

- способствовать обогащению первичных представлений о природе, культуре, истории народов Южного Урала;

- формировать эмоционально-положительное отношение к представителям культур Южного Урала;

- развивать умения творчески и самостоятельно применять поликультурные знания в разных видах детской деятельности.

(Слайд № 3)

При реализации регионального компонента ООП педагогическая работа каждый воспитателя направлена на определённые цели, которые закладывают целевые ориентиры в каждой из образовательных областей: …

Целевые ориентиры образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»:

• Ребенок проявляет эстетическое отношение к произведениям уральского декоративно-прикладного искусства

Целевые ориентиры образовательной области «Познавательное развитие»:

• Ребенок интересуется сведениями о народном понимании мира, природы, космоса;

• Ребенок знаком с особенностью взаимоотношений членов семьи, наличием традиций в семье; с различными видами утвари в народном жилище, ее назначении.

Осознает необходимость положительных взаимоотношений между членами семьи: родителями и детьми, братьями, сестрами, бабушками, дедушками.

Целевые ориентиры образовательной области «Развитие речи»:

• Ребенок обладает начальными сведениями о фольклорных произведениях разных жанров народов Южного Урала (башкирский, татарский, русский);

• Ребенок способен к сопереживанию героям фольклорных произведений.

Целевые ориентиры образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

• Ребенок умеет рассказать о правилах игр, использует народные игры, игрушки в самостоятельной игровой деятельности, способен выбирать себе народные игры;

• Ребенок проявляет эмоционально- активное отношение к играм, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в народных играх.

(Слайд № 4)

Программа «Наш дом – Южный Урал» раскрывает содержание, логику и объём работы с детьми дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики. В этой программе очень хорошо отражены познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, их взаимоотношения в быту, семье, труде, особенности отношения к природе, специфика игрового и речевого фольклора, особенности изобразительного искусства. Что определяет содержание психолого - педагогической работы, в моём случае, с детьми средней (4 – 5 лет) возрастной группы.

(Слайд № 5)

Содержания образования дошкольников построено на комплексно-тематическом принципе организации образовательного процесса, который предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого. Темы придают системность и культуросообразность образовательному процессу и выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально – образной форме. Реализация темы в разных видах и формах детской деятельности вынуждает взрослого к более свободной позиции, приближая её к партнёрской (из ООП ДО).

Данная таблица представляет интеграция тем основной образовательной программы и парциальной программы «Наш дом – Южный Урал».

(Слайд № 6,7) На данном слайде представлена недельная циклограмма планирования совместной, самостоятельной и образовательной деятельности в семье. Красным шрифтом выделены виды деятельности, реализующие региональный компонент. Данная тема – «Животный мир».

(Слайд № 8)Каждую неделю в циклограмму планирования включаются цели по формированию культурно-гигиенических навыков детей. Планируется перечень художественной литературы для чтения.

(Слайд № 9-11) Следующая тема «Народная культура и традиции». На данном слайде так же красным шрифтом выделены те виды деятельности реализующие региональный компонент. На данной неделе в циклограмму планирования были включены задачи по формированию культурно-гигиенических навыков детей. Планируется перечень художественной литературы для чтения.

(Слайд № 12-14) Тема «Город мастеров» так же отражает включенность регионального компонента во всех видах детской деятельности. Работа проводилась совместно со специалистами - инструктором по физическому воспитанию, изо руководителем, музыкальным руководителем.

(Слайд № 15)В реализации образовательного процесса в средней группе мной была использована парциальная программа «Нам дом - Южный Урал» и программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Прикреплённые файлы:

ppt0000004novyi1_280id.ppt | 12380 Кб
 
Публикации по теме:

Образовательный проект «Преемственные связи между ДОУ, школой и родителями будущих первоклассников». Презентация Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию образовательного проекта: Преемственные связи между ДОУ,школой и родителями будущих.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
  • Пасха
Автор публикации:
Региональный компонент в образовательном процессе средней группы
Опубликовано: 16 марта 2015 в 20:36
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 ноября. День сказки «Заюшкина избушка» на МААМ

Как и многие другие народные сказки, «Заюшкина избушка» проста и незамысловата. Зато она богата образными характеристиками персонажей, ритмикой, диалогами и, конечно же, назидательным смыслом. Занятие...

27 ноября. День снежинки на МААМ

Очередной тематический день посвящен главному зимнему символу и обязательному атрибуту новогодних праздников. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать ребенку об этом природном явлении...

Фото отчёт о подготовке к фото — конкурсу «Вместе с мамой»
Фото - конкурс «Вместе с мамой» проводится в рамках окружного конкурса рисунка и прикладного творчества, посвящённого Дню Матери «Мамочка милая, мама...
Мастер-класс поздравительной открытки для любимой мамочки к Дню матери
Мастер-класс поздравительной открытки для любимой мамочки к дню матери. Цель: вызвать у детей желание сделать красивую открытку в форме кружки в...
Мастер-класс по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционной...
Мастер-класс по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования «Пуантилизм». Тема: «Золотая рыбка». Цель...