Папки-передвижки

Опыт работы по реализации регионального компонента Республики Бурятия в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Валентина Неизвестных
Опыт работы по реализации регионального компонента Республики Бурятия в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Любовь к родном краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачев.

Региональный компонент – это часть включающая материалы о регионе.

Национально-региональный компонент это: родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.

Публикация «Опыт работы по реализации регионального компонента Республики Бурятия в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах

В дошкольном образовании региональный компонент помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому. Воспринимая всю полноту ближайшего окружения, дети усваивают при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Целью работы ДОУ:

Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края.

Исходя из цели, были определены задачи:

— Развитие познавательных процессов, активизация речевой деятельности детей,

развитие артикуляции, мелкой и общей моторики;

— Развитие у детей интереса к культуре и истории родного края;

— Воспитание нравственных, трудовых, эстетических качеств, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, ДОУ, в социуме на примере национальных традиций и обычаев.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. В федеральных государственных требованиях говорится о том, что часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Свою работу начали с планирования по 6 блокам

1. Обследование уровня знаний дошкольников о родном крае, отбор содержания регионального компонента, планирование работы по данному направлению.

2. Ознакомление детей с историей возникновением нашего города, села (архитектурными памятниками, музеями и т. д.)

3. Изучение жизни и быта русского и бурятского народа.

4. Использование в работе с детьми народных подвижных игр, малых фольклорных форм.

5. Ознакомление с природой родного края (животный, растительный мир) народные приметы, пословицы, поговорки.

6. Взаимодействие с семьями воспитанников при ознакомлении с родным краем.

1 блок – Первоначально была проведен мониторинг уровня знаний детей, который показал, какими знаниями дети владеют. На основе первичных данных составили перспективный план ознакомления дошкольников с родным краем. При планировании своей дальнейшей деятельности, обратили внимание на то, что главной задачей является развитие познавательных процессов и активизация речевой деятельности детей.

2 блок – Знакомство детей с историческим прошлым нашего края (города, села) с достопримечательностями, известным всему миру Байкалом - историей его появления, обитателями и природой. Начали просматривать с детьми альбомы, презентации из серии «Малая родина», провели серию экскурсий по знакомству с родным селом: администрация сельского поселения, торговые точки, Коменская СОШ, почта, сбербанк, стадион и т. д.

3 блок – Изучение «жизни и быта русского и бурятского народа» осуществляется через просмотр фотографий, иллюстраций, презентаций, чтением художественной литературы, беседы, прослушиванием песен, планируется создание лепбука «Байкал».

Знакомим детей со старинными обычаями (праздники, традиции, символами и знаками (флаг, герб, гимн и т. д.).

Трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что детям свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому в план работы по ознакомлению с родным краем включили создание центра «Край родной», где был подобран различный материал о родном крае: мини – макеты (юрта, изба) в которых проживали наших предки. Альбомы, открытки, книги, дидактический материал. Именно здесь впервые дети увидели национальные костюмы. Все эти предметы вызывают у детей неподдельный интерес, знакомят с традициями нашего народа, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.

4 блок – Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. Играя в народные игры создается дополнительное условие для усвоения культуры народа, реализации речевых задач (обогатить словарный запас, выразительность речи). Огромную роль в народных традиционных играх играет песня, ритмические пляски, притопывания. Дети знакомятся с музыкальными шумовыми инструментами и осваивают умение играть на них (ложки деревянные, бубны)

В детском саду планируются тематические развлечения («Золотая осень», «Новогодняя сказка», «Рождественская сказка», «Путешествие с Баиром», «Масленица», «8 марта», «Мы сильные и смелые»,обыгрывание сказок бурятского, русского народа с использованием кукольного театра: «Как собака нашла себе хозяина – друга», «Заюшкина избушка»).

5 блок – Знакомство детей с природой родного края. Для этого мы знакомим детей со стихами о животных и растениях, загадками, народными приметами, что позволит обогатить и разнообразить речь детей. Провели экскурсии к реке Итанца, Кома в разный период, где дети наблюдали в сравнении разные периоды осени (ранняя, золотая, поздняя). Просматриваем с детьми презентации из серии «Живая природа», «Не живая природа» с последующим обсуждением увиденного. Проводим ознакомительные беседы о животных и птицах Бурятии, среде их обитания. Так же проводим наблюдения на территории детского сада, за растениями, деревьями, насекомыми, птицами.

Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. Разучивая, объясняя их, использовали метод мнемотехники, где решались сразу несколько задач: развитие памяти, обогащение словаря детей, формирование грамматического строя речи, развитие диалогической речи, воспитание нравственных качеств.

Загадывая детям загадки, хотелось испытать их на сообразительность, Все это способствовало познавательному развитию и расширению детского кругозора.

6 блок – Конечно же, первыми помощниками в проведении всей нашей работы по данному направлению являетесь родители. Мы хотим, чтобы они тоже проявили активное участие по приобщению детей к культурно – историческим ценностям родного края.

Надеемся что взрослые примут активное участие в создании оснащения и оборудования предметно – развивающей среды группы: помогут в приобретении бурятских костюмов для развлечения, а так же пополнят коллекцию материалов для создания кукол к новым спектаклям, а мы вместе с детьми с удовольствием изготовим настольные игры, театральные куклы и декорацию. Предложим посетить памятные места нашего края, сделать фотоотчеты и познакомить с ними других детей, помогут организовать выставки рисунков к запланированным мероприятиям. Мы будем рады любой помощи в организации развлечений для наших воспитанников.

Деятельность, направленная на ознакомление детей с Малой родиной (родным краем, позволяет им с детских лет впитывать народные традиции, народный дух. Работа по данному направлению стала предпосылкой воспитания у детей интереса к народному искусству, понимания его ценности, воспитывает уважение к традициям своей малой родины, и, конечно же, созданию условий для познавательно – речевого развития детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!»Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!» Проект: "Самотлор - черная жемчужина России!" Актуальность Город Нижневартовск – молодой, северный, нефтяной город. В июле 2015 года город.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Композиция «Воспитатель с детьми» к Международному Дню Снеговиков в рамках реализации регионального компонентаКомпозиция «Воспитатель с детьми» к Международному Дню Снеговиков в рамках реализации регионального компонента Главный зимний герой помимо деда Мороза – это Снеговик. Какая же зима без любимца детворы? Вот и он удостоен чести праздновать свой День.

Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО»Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО» Ход мероприятия: В зале звучат кубанские песни. Оформлена выставка нетрадиционного оборудования к кубанским играм. В шахматном порядке расставлены.

НОД по реализации регионального компонента «Первый снег в произведениях омских поэтов Т. Четвериковой и Т. Белозёрова»НОД по реализации регионального компонента «Первый снег в произведениях омских поэтов Т. Четвериковой и Т. Белозёрова» Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Тема: ««Первый снег в произведениях Омских поэтов Татьяны Четвериковой.

Организация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУОрганизация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУ Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития малышей. На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая.

Отчет по самообразованию «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента»Отчет по самообразованию «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента» В 2019 – 2020 учебном году я работала по теме самообразования «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального.

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группеПерспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе Сентябрь 1 неделя Социально-коммуникативное Знакомство с народными игрушками 2 неделя Художественно-эстетическое Лепка мордовской народной.

Семинар-практикум «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по экологическому воспитанию»Семинар-практикум «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по экологическому воспитанию» В нашей области и стране в целом, сегодня происходят большие изменения. Государство и регион ищут – и находят – новые пути развития. Но.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по реализации регионального компонента Республики Бурятия в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Опубликовано: 30 ноября 2021 в 20:06
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по реализации регионального компонента Республики Бурятия в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Неизвестных (УИ 2460038) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД