Татьяна Болдырева
Рекомендации родителям детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
«РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С РАС»
Что ни в коем случае не должны делать родители детей с расстройством аутистического спектра
Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребёнком. На успешность отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответственности, ожидания и надежды. Влияние фактора семьи на жизнь любого человека нельзя недооценивать. А в случае семей, где дети с расстройством аутистического спектра, он играет ведущую роль.
Публикация «Рекомендации родителям детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Цель родителей - создать такой стиль воспитания, при котором раскроются способности и будут поняты будущие возможности.
1. Не отмахивайтесь от сенсорных особенностей ребёнка
Известно, что сенсорное восприятие детей с РАС (как и взрослых) имеет свои особенности. Тщательно изучите все потребности вашего ребёнка в этой области. Представьте, что всё вокруг вас орёт на самом высоком уровне громкости, слепит, давит. Это то, что ощущает и осознаёт ваш ребёнок. Ваша задача - облегчить ему это состояние.
Примеры:
Ребёнок закрывает уши или глаза - это признак перегрузки, затемните помещение, выключите источник звуков (телевизор, радио, если вы в торговом центре, то постарайтесь как можно скорее увести оттуда ребёнка.
Одежда тоже может вызывать перегрузку: слишком плотная, из раздражающего материала (шёлк, шерсть, если ребёнок стягивает с себя вещи, то попытайтесь понять, что именно в них его беспокоит и не пытайтесь навязывать, приобретите одежду из других материалов и другого размера.
2. Не пренебрегайте личной психической гигиеной
Психическое состояние родителей оказывает существенное влияние на жизнь и здоровье ребёнка. Неуравновешенность, неврозы, стрессы, травмы и т. п. препятствуют установлению контакта. Снижают внимание к нуждам ребёнка. Не дают объективно оценить ни его потенциал, ни актуальные потребности. Доброжелательная атмосфера в семье существенно повышает шансы детей с аутизмом к адаптации в социуме.
Примеры:
Крики и ругань в семье могут напугать ребёнка с РАС, вызвать у него истерику.
Раздражительность родителя повышает тревожность ребёнка, вследствие чего он опять же больше склонен к срывам и больше уходит в себя.
3. Не игнорируйте сильные стороны ребёнка с РАС
Любые родители и дети - разные личности с различающимися наборами способностей. Ребёнок с аутизмом - это еще и наличие иного когнитивного стиля. Специальные интересы могут стать профессией. В любом случае поощряйте их, будьте уважительны и конкретны. Ваша задача - помочь понять будущие действия, а не обесценить занятия ребёнка.
Примеры:
Ребё нок много времени проводит с буквами: предложите ему клавиатуру и научите печатать, в этом случае, если он не станет писателем, то сможет набирать данные.
Ребё нок интересуется рисованием: поддержите его, устройте в студию, пригласите учителя и т. д., даже если в итоге из него не вырастет великий художник, то вполне может получиться иллюстратор, специалист по векторной графике и т. д.
4. Не отождествляйте себя с ребёнком
Слияние опасно как для родителей, так и для детей. При таком положении дел родитель болезненно воспринимает любое отклонение от ожиданий, которые он питает в отношении ребёнка, переживает его неудачи как свои собственные. Ребенок под гиперопекой испытывает проблемы с приобретением навыков самостоятельного обслуживания, что в дальнейшем отрицательно скажется во взрослой жизни. Разумный подход в данном случае - обучение, а не обслуживание.
Примеры:
Ребё нок с РАС не умеет завязывать шнурки: родитель должен неоднократно показать алгоритм, затем совместно осуществлять шнурование до тех пор, пока ребёнок не научится сам, плохим вариантом будет делать это за ребёнка постоянно.
Ребё нок не умеет посещать магазин и делать покупки: обучайте его методом мелких шажков - сперва научите брать один нужный продукт, затем несколько, потом покажите процесс оплаты покупок, отправьте за продуктами или вещами по списку, обязательно будьте на связи (вдруг у ребёнка возникнут вопросы).
5. Не применяйте физическое насилие
Наказание ремнём, шлепки, удары и любое иное физическое воздействие на детей недопустимы. Ни опыт предшествующих поколений, ни трудности с воспитанием, ни личное тяжёлое эмоциональное состояние родителя не могут быть оправданием такого рода действий.
6. Правила поведения с детьми с РАС:
Разговаривайте спокойно, размеренным тоном;
Избегайте громких звуков;
Не ссорьтесь в присутствии ребенка с РАС;
Обращайте внимание на музыкальный фон в играх, мультфильмах, аудиокнигах. Исключите быструю, ритмичную музыку любых направлений;
Обращайтесь по имени, чтобы показать, кому предназначена ваша речь;
Любые изменения в распорядке или окружающем мире вводите постепенно, так как такие люди плохо переносят перемены в окружающем мире;
Разработайте строгий распорядок дня, введите правила и ограничения. Сами соблюдайте их всегда и избегайте изменений.
7. Социальные проблемы:
Избегание зрительного контакта
Негативная реакция на прикосновения
Предпочтение одиночества
Не проявляет интереса к окружающим людям и предметам
Не копирует поведение взрослого
Боязнь интенсивных раздражителей
Используют для игр необычный материал
8. Все взрослые, участвующие в процессе обучения и воспитания, должны действовать в одном ключе - схема действия должна быть во всех случаях одинаковой. Будьте последовательны, придерживайтесь одного и того стиля поведения при повторяющихся ситуациях. Если существует запрет на какое-то действие ребенка, то запрет этот должен соблюдаться всегда и всеми членами семьи. Терпеливо объясняйте ребенку смысл его деятельности.
9. Организуйте для ребенка жизненное пространство, разделив жилую площадь на сектора: бытовую, игровую, учебную. Эти зоны можно выделить визуально понятным для ребенка образом, разметив их цветным скотчем. Комната ребенка должна быть оформлена в теплых, успокаивающих тонах с мягким электрическим освещением. Это поспособствует созданию для ребенка комфортной, уютной среды и ощущению чувства безопасности. Так же в доме в недоступности для ребенка должны храниться острые, тяжелые, бьющиеся и прочие предметы, которые могут нести опасность и причинить вред ребенку.
10. Основное и самое главное, что нужно родителю во время воспитания - это набраться терпения и верить в благоприятный исход и максимально эффективное развитие ребенка с РАС в силу его психофизиологических особенностей.
11. Не балуйте ребенка, избегайте проявлений гиперопеки, предупреждайте вседозволенность и не делайте всю работу за ребенка. Приучитесь отказывать, говорить ребенку «нет». Но и обязательно хвалите ребенка, даже за самые маленькие его достижения. Ведь каждое правильно выполненное действие ребенком с РАС является титаническим прыжком на пути к развитию.
12. Постоянно привлекайте внимание ребенка к своим действиям. Купая, одевая, осматривая т. д. ребенка, не молчите и не игнорируйте ребенка, а, наоборот, постоянно ласково стимулируйте ее к подражанию. При этом помните, что ребенок способен подражать лишь то, что в общей форме он уже сам может сделать. Хорошо, когда мама поет, причем это могут быть не только песни: несмотря на то, что дети с аутизмом лучше реагируют на музыку, чем на вещание, стоит речевые проявления делать музыкальными, пропевать имя ребенка, свои комментарии, свои просьбы, рассказы, похвалу и тому подобное. А разговаривать с таким ребенком - спокойным (желательно даже тихим) голосом.
13. Нет и да в воспитании ребенка с РАС
Нет
Ребенок не виноват. Он не хочет и не умеет общаться, слабо умеет проявлять эмоции, странно реагирует на внешние стимулы. Он иначе не может. Не стыдите ребенка за это и старайтесь спокойно воспринимать его особенности.
Не игнорируйте симптомы. Любые признаки, которые могут указывать на наличие РАС, увидели вы их сами или услышали от кого-то из наблюдавших за ребенком, следует как можно скорее обсудить со специалистами.
Дети с РАС не бесчувственны. Они способны любить, привязываться, только они иначе это переживают и демонстрируют. Не требуйте от ребенка быть таким же, как другие дети.
Да
Выполняйте рекомендации специалистов. Проводите индивидуальную работу с ребенком по рекомендациям дефектолога, логопеда, психолога. Напоминайте родителям о рекомендациях, которые дали специалисты, чтобы они тоже следовали им дома.
Говорите с ребенком. Каким бы слабым собеседником он ни был, нужно с ним разговаривать, озвучивать свои действия, правила, обсуждать происходящее. Почитайте книги А. Фабер и Э. Мазлиш о том, как говорить с детьми. Эти приемы помогут и в общении с ребенком с РАС.
Обеспечьте ребенку стабильность быта и возможность изолироваться. Отнеситесь с пониманием к этим особенностям ребенка с РАС - это жизненная необходимость, а не каприз.
14. Не следует прощать всякое нежелательное поведение, например, агрессию к другим детям, отнимание игрушек и вещей. Ваш протест помогает ребёнку освоить понятия «моё» и «чужое», «можно» и «нельзя», способствует предупреждению трудностей общения в дальнейшем. Хорошо, если Вы можете предложить при этом какое-либо изменение занятий.
15. Если ребёнок мало пользуется речью - лучше говорить с ним в понятной для него манере, не употребляя длинных и сложных фраз. Многие дети называют себя «ТЫ» или «ОН», а других людей - «Я». Это значит, что ребёнок недостаточно различает людей и выделяет их из мира предметов. Будет хорошо, если Вы поможете ему преодолеть эти трудности, освоить понятия «ОН», «ОНИ» и правильно пользоваться ими. При этом Вы заметите, что Ваши напоминания о правильном использовании «Я» становятся всё более эффективными. Иногда ребёнок в состоянии раздражения может вернуться к неправильному использованию местоимений, как бы «назло» Вам. Не следует смущаться этим. Такой возврат свидетельствует либо о временном усилении явно уменьшающихся затруднений, либо о необходимости несколько изменить стиль общения с ребёнком.
16. Можно и нужно привлекать ребёнка к посильному участию в делах семьи. Это может быть помощь в накрывании стола, просьба передать что-либо за столом и т. д. Даже если эта помощь невелика - она полезна для ребенка. В некоторых специальных учреждениях используют столовую клеёнку с изображёнными на ней столовыми предметами - это помогает ребёнку найти место для тарелки, вилки, ложки. Такой принцип помощи ребёнку может быть использован и значительно шире.
Список литературы:
1. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. —М. : Просвещение, 1989.
2. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. —СПб., 1998.
3. Исханова С. В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. — М. :Детство-пресс, 2017.