Ольга Филиппова
«Решение простейших арифметических задач младшими школьниками с нарушением интеллекта».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: “Решение простейших арифметических задач младшими школьниками с нарушением интеллекта”.
Цель: ознакомить родителей с приемами и методами решения простейших арифметических задач.
Целевая группа: родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями развития.
Публикация «„Решение простейших арифметических задач младшими школьниками с нарушением интеллекта“,» размещена в разделах
- Задачи. Составление и решение задач, ФЭМП
- ЗПР. Задержка психического развития
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
Любому человеку в повседневной жизни приходится в той или иной степени сталкиваться с арифметическим выражениями, производить расчёты и многие другие операции с числами. При решении задач дети осваивают математические понятия, отношения,закономерности. В ходе решения дети учатся планировать и контролировать свою деятельность, овладевают приемами самоконтроля, у них развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность, воспитываются настойчивость и воля. Кроме этого, решение арифметических задач является одним из важных этапов подготовки таких детей к дальнейшей жизни и труду.
Следовательно, овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями представляет важность в практическом смысле и является одной из основных ступеней социализации.
Как показывает практика, учащиеся с нарушением интеллекта при решениирешении арифметических задач сталкиваются с большими затруднениями. Прежде всего, для них сложен процесс запоминания, осмысления и усвоения содержания задачи. Дети не могут запомнить текст, понимают его частично, переносят способы решения знакомых задач на новые, незнакомые.
Различают простые и составные арифметические задачи. Начинается обучение решению именно с решения простых задач.
Простой задачей называется задача, которая решается одним арифметическим действием. Именно простые задачи позволяют раскрыть основной смысл и действия, сформировать те или иные математические понятия. На простой задаче учитель впервые знакомит учащихся со структурой задачи, показывает, что значит решить задачу, сооружает их основными приемами решения задач. Подготовку к решению следует начинать с обогащения и расширения практического опыта учащихся, ориентировки их в окружающей действительности.
В этих ситуациях учащиеся должны выполнить определённые практические задания. Надо так организовать игровую и практическую деятельность, чтобы являясь непосредственными участниками этой деятельности, а также, наблюдая, учащиеся сами могли делать вывод.
Восприятие текста только на слух на первых порах невозможно для школьников с нарушением интеллекта, они воспринимают только фрагменты задачи, с трудом вычленяют числовые данные. При первом чтении они в основном лишь запоминают повествовательную часть задачи. Все это свидетельствует о необходимости при восприятии текста задачи, использовать не только слуховые, но и зрительные анализаторы.
Задачу следует иллюстрировать, с этой целью используют предметы окружающей действительности: ученические принадлежности, природный материал, игрушки. В дальнейшем надо учить учащихся заменять элементы природных множеств, о которых говориться в задаче, их символами. Например,если в задаче речь идёт о деревьях, то рисунок дерева заменяют палочками. Символами тетрадей могут служить квадраты или прямоугольники, огурцов - овалы, яблок - круги. Выполняя рисунок, дети глубже проникают в предметной - действенную ситуацию задачи, и легче устанавливают зависимос между данным и искомым.
Наряду с конкретизацией задачи рекомендуется : использовать сокращённую форму записи, из текста вписываются числовые данные и только те слова и выражения, которые необходимы для понимания логического смысла задачи. А вот вопрос задачи необходимо записывать полностью.
Следующим этапом в работе над задачей является поиск решения задачи.
В тексте многих задач имеются слова (всего, осталось, больше, меньше, которые указывают на выбор арифметического действия. Опираться только на эти слова нельзя, т. к. они в отрыве от контекста могут натолкнуть на неверный ответ. Но и исключать из задач эти слова нельзя, т. к. они отражают определённую жизненную ситуацию. Необходимо помочь установить ученику зависимость между данным и искомым.
Далее начинается план и последовательность действий. Это следующий этап решения задачи. Запись решения можно осуществлять в разных формах. Формулировка ответа должна быть краткой и полной.
Очень важна проверка решения задачи, т. к. функция контроля у таких школьников ослаблена. Необходимо проверять соответствие ответа условию и вопросу задачи (“О чем в задаче вопрос, получили ли мы ответ на вопрос задачи?”).
Таким образом, подводя итог всего выше сказанного, становится ясно, что арифметические задачи являются необходимым средством для развития умственных способностей школьников с нарушением интеллекта.
Успешных Вам занятий!