Папки-передвижки

Опыт работы «Родительский университет как инновационная форма взаимодействия с родителями воспитанников»

Подсухина Наталья Владимировна
Опыт работы «Родительский университет как инновационная форма взаимодействия с родителями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Росинка» комбинированного вида

Маслянинского района Новосибирской области

«Родительский университет как инновационная форма взаимодействия с родителями воспитанников»

Автор – составитель:

Подсухина Наталья Владимировна,

воспитатель

Родительский университет как инновационная форма взаимодействия с родителями воспитанников

Публикация «Опыт работы „Родительский университет как инновационная форма взаимодействия с родителями воспитанников“» размещена в разделах

Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений.

Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям. В Законе РФ «Об образовании», «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении» говорится, что родители являются первыми педагогами.

В настоящее время уровень сформированности педагогической культуры большинства родителей низок, что, разумеется, отрицательно сказывается на результате их воспитательной деятельности, а, следовательно, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Большая доля родителей не знакома с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, некомпетентны в вопросах семейного воспитания и плохо представляют себе его цели. Педагогическая неграмотность отцов и матерей, непонимание ими насколько сложен процесс развития ребенка, приводит к большим ошибкам в семейном воспитании. Следовательно, решение проблемы семейного воспитания в современных условиях зависит от целенаправленной педагогической подготовки родителей. Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением.

Эффективной формой работы с семьями воспитанников для решения задач формирования педагогической культуры родителей является создание в ДОУ «Родительского университета».

Актуальность. Эта форма работы представляет собой один из возможных вариантов работы с семьей и направлена на укрепление не только внутренних детско-родительских отношений, но и на объединение усилий семьи и детского сада при решении трудностей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Данная форма работы имеет высокую практическую значимость, так как предлагает:

- современную форму взаимодействия с семьей по повышению социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей, гармонизации детско-родительских отношений;

- обновление технологий и методов взаимодействия с родителями (законными представителями)

- выработку единых подходов развития и воспитания дошкольников в массовой практике, тем самым представляет интерес для образовательных организаций дошкольного образования.

Цель проведения "Родительского университета" - повышение педагогической культуры и компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.

Реализация данного направления предполагает решение следующих задач:

Организационно - управленческий блок задач:

- Разработать содержание факультетов Родительского университета с учетом формирования осознания у родителей необходимости своего внутреннего изменения во благо семьи, детей и будущего страны.

- Организовать очное, заочное, дистанционное психолого - педагогическое просвещение родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и развития детей, сохранения и возрождения традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной жизни.

- Создать условия для включения детей и родителей (законных представителей) в совместный процесс, который возможен при плодотворном общении и сотрудничестве его участников.

Информационно - просветительский блок задач:

Внедрить современные информационные и коммуникационные технологии в работу Родительских сообществ, факультетов.

Транслировать положительный семейный опыт воспитания и развития детей дошкольного возраста в работе факультетов.

Содержательный блок задач:

Сформировать у родителей (законных представителей) умения и навыки в области педагогической и социальной поддержки детей в вопросах воспитания.

Способствовать раскрытию воспитательного и творческого потенциала семьи за счёт развития эффективных форм взаимодействия с родителями (законными представителями).

Повысить уровень компетенций у слушателей факультетов в осознании собственных, семейных и социально - средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком.

Исходя из интересов родителей, был составлен план мероприятий и выбраны формы проведения :

• Групповая дискуссия

• Консультация

• Презентация

• Деловая игра

• Тренинг

• Сообщение

• Мастер-класс

• Решение педагогических ситуаций

• Обмен опытом семейного воспитания

• Тематические выставки

• Показ открытых занятий

Изучив потребности родителей, были определены наиболее интересные вопросы для совместного общения и были определены кафедры:

«Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия). На этом мероприятии наши мамочки делились опытом семейного воспитания, систематических мер закаливания, а также умением делать ребенку оздоравливающий массаж. Наша самая первая встреча хорошо запомнилась тем, что в заключении мероприятия родители писали письмо, адресованное своему ребенку, на будущее. В этом письме они писали то, каким они представляют его, спустя пять лет. Эти письма мы обязательно сохраним и передадим их детям на выпускном балу.

«Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя). На этой встречи для родителей была оформлена большая выставка игр и игрушек, сделанных своими руками «Играем вместе с детьми». Родители проявили большой интерес к данной выставке, задумались о том, какие игрушки они приобретают для своих детей, какое влияние оказывают эти игрушки и игры на психоэмоциональное развитие ребёнка.

«Кафедра театральной гостиной» На данном мероприятии родители были ознакомлены с РППС, которая включает в себя различные виды театра (настольный, теневой, пальчиковый и т. д.); дидактические игры, сказки, иллюстрации к произведениям, маски, костюмы, ширма и многое другое, чем дети всегда с удовольствием пользуются. Дети поражали своими талантами, при показе театрального представления. В заключение нашей встречи, родители поделились опытом, как они прививают детям любовь к театру.

«Кафедра ответственного пешехода» «Безопасное поведение на улице и детский травматизм – очень острая проблема. Каждое дорожно-транспортное происшествие, в которое попал ребёнок, - это прямой укор взрослым» - этими словами мы открыли заседание нашей встречи. Дети и родители показали свои знания и умения по правилам безопасности дорожного движения в ходе проведения спортивного развлечения. Родители же, в свою очередь, рассказали, как они знакомят детей с правилами поведения на дороге, в общественных местах и предложили принять активное участие в конкурсах.

«Кафедра познавательно-речевого развития детей» (разнообразие форм и методов для формирования познавательно-речевых умений у воспитанников) К этому заседанию была оформлена выставка дидактических игр, пособий и специальной литературы, для формирования познавательно-речевых навыков у дошкольников; также родителям было предложено принять участие в познавательно-игровом квесте «Развиваемся вместе», в ходе которого родители и дети вместе играли в игры, развивающие мышление, память, воображение, умственные способности.

«Кафедра художественного творчества». Все дети, родители и педагоги окунулись в волшебный мир сказок. Дети, успешно показали свои знания литературных произведений (отгадывали загадки, ребусы, воспроизводили сказки при помощи мнемотаблиц, собирали недостающих героев). Родителям была озвучена проблема нашего времени: современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. Была подготовлена выставка книг, иллюстраций, энциклопедий, детских журналов, которая заинтересовала родителей. Приятным моментом, послужило общее решение оформить подписку на детские журналы «Ежик» и «Саша и Маша».

«Кафедра общения» На этой встречи родители и педагоги обеспокоены поведенческим настроем детей. Родители прослушали, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Так же вниманию родителей были предоставлены видеоролики НОД, в ходе которых все упражнения и задания, воспитанники выполняли в игровой форме. Родители так же поделились опытом, как они играют дома, какие игры предпочитают, и какие задачи перед собой ставят

«Кафедра семейных традиций» (Родители – хранители семейных традиций). В теплой и дружеской обстановке родители рассказывали и показывали на слайдах свои семейные традиции (зож, приготовление традиционных семейных блюд, душевные вечера и даже как проще выучить алфавит)

«Кафедра здоровьесбережения». В теплый зимний день, родители и дети принимали участие в спортивно-развлекательном квесте «Поиски волшебного сундучка». Участникам квеста пришлось выполнить множество различных заданий (катание на санках, лыжах, игра в хоккей, биатлон, для того, чтобы отыскать желанный сундучок с подарками. По окончанию встречи, всех ждал горячий чай и сладости. Вниманию родителей была представлена РППС, которая направлена на сохранение и укрепление здоровья детей (имеются картотеки пальчиковых игр, дыхательных, артикуляционных гимнастик, гимнастик для глаз, физминуток, подвижных игр, различные дидактические игры, плакаты, стенды, энциклопедии, иллюстрации и др.)

По завершению мероприятия, наступает момент обмена мнений, вопросов. Где также используются различные игровые приёмы, например:

«Чудесный рюкзачок». Всем участникам Родительского Университета предлагалось ответить на вопрос, что они хотели бы положить в рюкзачок и взять с собой в будущее из приобретённых знаний, умений и навыков.

Для родителей мы предлагаем памятки, буклеты, которые несут полезную информацию. Зачастую после заседания Родительского Университета родители подходят на индивидуальную консультацию к специалистам ДОУ, воспитателям.

Но на этом, конечно, наша работа кафедр не заканчивается. Намечены большие планы на будущее: это

- «кафедра весеннего настроения» - музыкальное развлечение «Весенняя капель»

- «кафедра патриотического воспитания» - реализация проекта «Великая Отечественная война глазами детей».

Наши родители – это наши большие помощники. Праздники («День матери», «День смеха», «Новогодний карнавал», «Праздник для пап») не проходят без участия родителей. Для самых артистичных всегда найдется подходящая роль (самое приятное, что инициатива о принятии на себя роль того или иного героя, исходит со стороны родителей.

Дети становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в общении со сверстниками и взрослыми.

Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

Совместная работа сблизила воспитателей и родителей, родителей и детей, подружила семьи.

Таким образом, разработанный проект «Родительский университет» стал для нас частью нашей жизни, объединил в единый воспитательно-образовательный процесс, который необходим для развития детей.

И как результат, несёт новое - положительное отношение родителей к ДОУ, положительную оценку его деятельности

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпение педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Публикации по теме:

Фотоотчет «День открытых дверей как форма работы с родителями воспитанников»Фотоотчет «День открытых дверей как форма работы с родителями воспитанников» День открытых дверей как форма работы с родителями воспитанниковВзаимодействие семьи и ДОУ - важнейшее условие успеха в воспитании детей,.

Из опыта работы «Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями в ДОУ» Семья и дошкольное образовательное учреждение - два важных института социализации для ребенка. Чтобы вовлечь семью в единое образовательное.

Фотоотчет «День открытых дверей в ДОУ как форма работы с родителями воспитанников»Фотоотчет «День открытых дверей в ДОУ как форма работы с родителями воспитанников» Взаимодействие семьи и ДОУ – это важнейшее условие успеха в воспитании детей. Но оно возможно лишь только в том случае, когда педагоги и.

Лэпбук «Развиваем речь дома» как инновационная форма работы педагога с родителями и родителей со своими детьми домаЛэпбук «Развиваем речь дома» как инновационная форма работы педагога с родителями и родителей со своими детьми дома Уважаемые коллеги! Одной из активных форм работы с родителями, позволяющих вовлечь семью в процесс обучения, развития и познания собственного.

Опыт работы «Детско-родительский клуб как активная форма сотрудничества с семьями воспитанников»Опыт работы «Детско-родительский клуб как активная форма сотрудничества с семьями воспитанников» Слайд 2. Актуальность сотрудничества детского сада с семьей прописана в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской.

Проект «Издательская деятельность в детском саду как форма работы с родителями воспитанников» Проект «Издательская деятельность в детском саду как форма работы с родителями воспитанников. На примере газеты детского сада «Точка, точка,.

Родительский клуб как современная форма организации взаимодействия ДОО и семьи На современном этапе функционирования дошкольных образовательных организаций направление «работа с родителями» расширяет спектр задач. ДОО.

Родительский клуб «Калейдоскоп» как форма взаимодействия с родителями ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ «КАЛЕЙДОСКОП» 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение о родительском клубе (далее – Положение) регулирует.

Родительский журнал как форма взаимодействия с семьейРодительский журнал как форма взаимодействия с семьей Взаимодействие с семьей – важная часть деятельности дошкольного учреждения. Государство признает ведущую роль дошкольного образования.

Взаимодействие с родительской общественностью посредством работы семейного клуба «Родительский университет»Взаимодействие с родительской общественностью посредством работы семейного клуба «Родительский университет» Взаимодействие с родительской общественностью через работу семейного клуба «Родительский университет» Роль семьи в воспитании и развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Родительский университет как инновационная форма взаимодействия с родителями воспитанников»
Опубликовано: 22 января 2023 в 20:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Родительский университет как инновационная форма взаимодействия с родителями воспитанников»» (включая файлы) размещена пользователем Подсухина Наталья Владимировна (УИ 1901196) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД