Папки-передвижки

Опыт работы «Родительский университет как инновационная форма взаимодействия с родителями воспитанников»

Подсухина Наталья Владимировна
Опыт работы «Родительский университет как инновационная форма взаимодействия с родителями воспитанников»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Росинка» комбинированного вида

Маслянинского района Новосибирской области

«Родительский университет как инновационная форма взаимодействия с родителями воспитанников»

Автор – составитель:

Подсухина Наталья Владимировна,

воспитатель

Родительский университет как инновационная форма взаимодействия с родителями воспитанников

Публикация «Опыт работы „Родительский университет как инновационная форма взаимодействия с родителями воспитанников“» размещена в разделах

Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений.

Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям. В Законе РФ «Об образовании», «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении» говорится, что родители являются первыми педагогами.

В настоящее время уровень сформированности педагогической культуры большинства родителей низок, что, разумеется, отрицательно сказывается на результате их воспитательной деятельности, а, следовательно, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Большая доля родителей не знакома с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, некомпетентны в вопросах семейного воспитания и плохо представляют себе его цели. Педагогическая неграмотность отцов и матерей, непонимание ими насколько сложен процесс развития ребенка, приводит к большим ошибкам в семейном воспитании. Следовательно, решение проблемы семейного воспитания в современных условиях зависит от целенаправленной педагогической подготовки родителей. Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением.

Эффективной формой работы с семьями воспитанников для решения задач формирования педагогической культуры родителей является создание в ДОУ «Родительского университета».

Актуальность. Эта форма работы представляет собой один из возможных вариантов работы с семьей и направлена на укрепление не только внутренних детско-родительских отношений, но и на объединение усилий семьи и детского сада при решении трудностей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Данная форма работы имеет высокую практическую значимость, так как предлагает:

- современную форму взаимодействия с семьей по повышению социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей, гармонизации детско-родительских отношений;

- обновление технологий и методов взаимодействия с родителями (законными представителями)

- выработку единых подходов развития и воспитания дошкольников в массовой практике, тем самым представляет интерес для образовательных организаций дошкольного образования.

Цель проведения "Родительского университета" - повышение педагогической культуры и компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.

Реализация данного направления предполагает решение следующих задач:

Организационно - управленческий блок задач:

- Разработать содержание факультетов Родительского университета с учетом формирования осознания у родителей необходимости своего внутреннего изменения во благо семьи, детей и будущего страны.

- Организовать очное, заочное, дистанционное психолого - педагогическое просвещение родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и развития детей, сохранения и возрождения традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной жизни.

- Создать условия для включения детей и родителей (законных представителей) в совместный процесс, который возможен при плодотворном общении и сотрудничестве его участников.

Информационно - просветительский блок задач:

Внедрить современные информационные и коммуникационные технологии в работу Родительских сообществ, факультетов.

Транслировать положительный семейный опыт воспитания и развития детей дошкольного возраста в работе факультетов.

Содержательный блок задач:

Сформировать у родителей (законных представителей) умения и навыки в области педагогической и социальной поддержки детей в вопросах воспитания.

Способствовать раскрытию воспитательного и творческого потенциала семьи за счёт развития эффективных форм взаимодействия с родителями (законными представителями).

Повысить уровень компетенций у слушателей факультетов в осознании собственных, семейных и социально - средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком.

Исходя из интересов родителей, был составлен план мероприятий и выбраны формы проведения :

• Групповая дискуссия

• Консультация

• Презентация

• Деловая игра

• Тренинг

• Сообщение

• Мастер-класс

• Решение педагогических ситуаций

• Обмен опытом семейного воспитания

• Тематические выставки

• Показ открытых занятий

Изучив потребности родителей, были определены наиболее интересные вопросы для совместного общения и были определены кафедры:

«Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия). На этом мероприятии наши мамочки делились опытом семейного воспитания, систематических мер закаливания, а также умением делать ребенку оздоравливающий массаж. Наша самая первая встреча хорошо запомнилась тем, что в заключении мероприятия родители писали письмо, адресованное своему ребенку, на будущее. В этом письме они писали то, каким они представляют его, спустя пять лет. Эти письма мы обязательно сохраним и передадим их детям на выпускном балу.

«Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя). На этой встречи для родителей была оформлена большая выставка игр и игрушек, сделанных своими руками «Играем вместе с детьми». Родители проявили большой интерес к данной выставке, задумались о том, какие игрушки они приобретают для своих детей, какое влияние оказывают эти игрушки и игры на психоэмоциональное развитие ребёнка.

«Кафедра театральной гостиной» На данном мероприятии родители были ознакомлены с РППС, которая включает в себя различные виды театра (настольный, теневой, пальчиковый и т. д.); дидактические игры, сказки, иллюстрации к произведениям, маски, костюмы, ширма и многое другое, чем дети всегда с удовольствием пользуются. Дети поражали своими талантами, при показе театрального представления. В заключение нашей встречи, родители поделились опытом, как они прививают детям любовь к театру.

«Кафедра ответственного пешехода» «Безопасное поведение на улице и детский травматизм – очень острая проблема. Каждое дорожно-транспортное происшествие, в которое попал ребёнок, - это прямой укор взрослым» - этими словами мы открыли заседание нашей встречи. Дети и родители показали свои знания и умения по правилам безопасности дорожного движения в ходе проведения спортивного развлечения. Родители же, в свою очередь, рассказали, как они знакомят детей с правилами поведения на дороге, в общественных местах и предложили принять активное участие в конкурсах.

«Кафедра познавательно-речевого развития детей» (разнообразие форм и методов для формирования познавательно-речевых умений у воспитанников) К этому заседанию была оформлена выставка дидактических игр, пособий и специальной литературы, для формирования познавательно-речевых навыков у дошкольников; также родителям было предложено принять участие в познавательно-игровом квесте «Развиваемся вместе», в ходе которого родители и дети вместе играли в игры, развивающие мышление, память, воображение, умственные способности.

«Кафедра художественного творчества». Все дети, родители и педагоги окунулись в волшебный мир сказок. Дети, успешно показали свои знания литературных произведений (отгадывали загадки, ребусы, воспроизводили сказки при помощи мнемотаблиц, собирали недостающих героев). Родителям была озвучена проблема нашего времени: современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. Была подготовлена выставка книг, иллюстраций, энциклопедий, детских журналов, которая заинтересовала родителей. Приятным моментом, послужило общее решение оформить подписку на детские журналы «Ежик» и «Саша и Маша».

«Кафедра общения» На этой встречи родители и педагоги обеспокоены поведенческим настроем детей. Родители прослушали, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Так же вниманию родителей были предоставлены видеоролики НОД, в ходе которых все упражнения и задания, воспитанники выполняли в игровой форме. Родители так же поделились опытом, как они играют дома, какие игры предпочитают, и какие задачи перед собой ставят

«Кафедра семейных традиций» (Родители – хранители семейных традиций). В теплой и дружеской обстановке родители рассказывали и показывали на слайдах свои семейные традиции (зож, приготовление традиционных семейных блюд, душевные вечера и даже как проще выучить алфавит)

«Кафедра здоровьесбережения». В теплый зимний день, родители и дети принимали участие в спортивно-развлекательном квесте «Поиски волшебного сундучка». Участникам квеста пришлось выполнить множество различных заданий (катание на санках, лыжах, игра в хоккей, биатлон, для того, чтобы отыскать желанный сундучок с подарками. По окончанию встречи, всех ждал горячий чай и сладости. Вниманию родителей была представлена РППС, которая направлена на сохранение и укрепление здоровья детей (имеются картотеки пальчиковых игр, дыхательных, артикуляционных гимнастик, гимнастик для глаз, физминуток, подвижных игр, различные дидактические игры, плакаты, стенды, энциклопедии, иллюстрации и др.)

По завершению мероприятия, наступает момент обмена мнений, вопросов. Где также используются различные игровые приёмы, например:

«Чудесный рюкзачок». Всем участникам Родительского Университета предлагалось ответить на вопрос, что они хотели бы положить в рюкзачок и взять с собой в будущее из приобретённых знаний, умений и навыков.

Для родителей мы предлагаем памятки, буклеты, которые несут полезную информацию. Зачастую после заседания Родительского Университета родители подходят на индивидуальную консультацию к специалистам ДОУ, воспитателям.

Но на этом, конечно, наша работа кафедр не заканчивается. Намечены большие планы на будущее: это

- «кафедра весеннего настроения» - музыкальное развлечение «Весенняя капель»

- «кафедра патриотического воспитания» - реализация проекта «Великая Отечественная война глазами детей».

Наши родители – это наши большие помощники. Праздники («День матери», «День смеха», «Новогодний карнавал», «Праздник для пап») не проходят без участия родителей. Для самых артистичных всегда найдется подходящая роль (самое приятное, что инициатива о принятии на себя роль того или иного героя, исходит со стороны родителей.

Дети становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в общении со сверстниками и взрослыми.

Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

Совместная работа сблизила воспитателей и родителей, родителей и детей, подружила семьи.

Таким образом, разработанный проект «Родительский университет» стал для нас частью нашей жизни, объединил в единый воспитательно-образовательный процесс, который необходим для развития детей.

И как результат, несёт новое - положительное отношение родителей к ДОУ, положительную оценку его деятельности

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпение педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Публикации по теме:

Фотоотчет «День открытых дверей как форма работы с родителями воспитанников»Фотоотчет «День открытых дверей как форма работы с родителями воспитанников» День открытых дверей как форма работы с родителями воспитанниковВзаимодействие семьи и ДОУ - важнейшее условие успеха в воспитании детей,.

Из опыта работы «Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями в ДОУ» Семья и дошкольное образовательное учреждение - два важных института социализации для ребенка. Чтобы вовлечь семью в единое образовательное.

Фотоотчет «День открытых дверей в ДОУ как форма работы с родителями воспитанников»Фотоотчет «День открытых дверей в ДОУ как форма работы с родителями воспитанников» Взаимодействие семьи и ДОУ – это важнейшее условие успеха в воспитании детей. Но оно возможно лишь только в том случае, когда педагоги и.

Лэпбук «Развиваем речь дома» как инновационная форма работы педагога с родителями и родителей со своими детьми домаЛэпбук «Развиваем речь дома» как инновационная форма работы педагога с родителями и родителей со своими детьми дома Уважаемые коллеги! Одной из активных форм работы с родителями, позволяющих вовлечь семью в процесс обучения, развития и познания собственного.

Опыт работы «Детско-родительский клуб как активная форма сотрудничества с семьями воспитанников»Опыт работы «Детско-родительский клуб как активная форма сотрудничества с семьями воспитанников» Слайд 2. Актуальность сотрудничества детского сада с семьей прописана в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской.

Проект «Издательская деятельность в детском саду как форма работы с родителями воспитанников» Проект «Издательская деятельность в детском саду как форма работы с родителями воспитанников. На примере газеты детского сада «Точка, точка,.

Родительский клуб как современная форма организации взаимодействия ДОО и семьи На современном этапе функционирования дошкольных образовательных организаций направление «работа с родителями» расширяет спектр задач. ДОО.

Родительский клуб «Калейдоскоп» как форма взаимодействия с родителями ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ «КАЛЕЙДОСКОП» 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение о родительском клубе (далее – Положение) регулирует.

Родительский журнал как форма взаимодействия с семьейРодительский журнал как форма взаимодействия с семьей Взаимодействие с семьей – важная часть деятельности дошкольного учреждения. Государство признает ведущую роль дошкольного образования.

Взаимодействие с родительской общественностью посредством работы семейного клуба «Родительский университет»Взаимодействие с родительской общественностью посредством работы семейного клуба «Родительский университет» Взаимодействие с родительской общественностью через работу семейного клуба «Родительский университет» Роль семьи в воспитании и развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Родительский университет как инновационная форма взаимодействия с родителями воспитанников»
Опубликовано: 22 января 2023 в 20:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД