«Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии ребёнка». Встреча в родительской гостиной

ЕЛЕНА ДОБРИНА
«Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии ребёнка». Встреча в родительской гостиной

Родительская гостиная «Мамино солнышко»

Тема: «Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии ребёнка».

Цель: Создание единого воспитательного пространства «родители – дети – педагог».

Задачи:

• Вовлечение детей и родителей в художественно-творческую деятельность

• Приобщение к эстетической культуре

• Помочь родителям в овладении практическими навыками позитивного взаимодействия с детьми в разных видах творческой деятельности

Развивать психические процессы (мышление, внимание, память, воображение) через художественно – творческую деятельность

• Воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа.

Направления:

1. Расширенное знакомство детей и родителей с изделиями народных художественных промыслов.

2. Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.

3. Совместное создание родителей и детей декоративных изделий.

Iчасть:

Ход мероприятия:

Звучит русская народная музыка.

1. Родители вместе с детьми проходят в зал. В зале оформлена выставка по декоративно - прикладному искусству. На выставке собраны экспонаты народных ремёсел: росписи, изделия из глины, резьба по дереву, вышивка, изделия из бересты, лозы и т. д.

Гости рассматривают работы народных умельцев.

Входит ведущая в русском народном костюме и обращается к гостям.

1 Ведущая:

Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие,

Детки маленькие и большие

А также их родители.

Мы очень рады видеть вас

В этом зале, в этот час.

Здесь вы узнаете много полезного,

Увидите много интересного.

О народных промыслах пойдет наш сказ

Мы выставку оформили для вас.

Сами умельцами сможете стать

В мире прекрасного побывать.

А потом, за чашкой чая

Всё обсудим, не скучая.

Так рассаживайтесь быстрей ладком

Поговорим о том, о сём.

2 Ведущая:

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Именно этими словами Василия Александровича Сухомлинского мне хочется начать нашу встречу.

Самое страшное в ребенке это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам. Одним из самых эффективных способов устранения безразличия является воспитания у ребенка способности к эстетической восприимчивости. Эстетические чувства, восприимчивость к красивому, не только обогащают жизнь ребенка, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.

Я хочу пригласить вас в путешествие по народным промыслам нашей великой России.

2.Видио презентация: Хохлома, Гжель, Дымка, Городец.

Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров.

И наша планета похожа на гигантский фантастический музей Вечности, главным экспонатом которого является вдохновение, работа мастера.

Искусство и музыка всегда идут рядом. Создавать прекрасное помогают песни. Вот и мы приготовили для вас музыкальную паузу.

3.Музыкальная пауза:

Я предлагаю послушать народную песню в исполнении детей «Неделька».

IIТворческая часть:

«Умелец да рукоделиц себе и людям радость приносят». Так говорится в пословице.

Мы с вами тоже станем умельцами и доставим радость себе и близким.

Я вам сейчас предлагаю стать художниками и разрисовать тарелочки. Придумайте неповторимые орнаменты и узоры. А рисовать будем красками, чтоб изделия получились яркими, нарядными.

Дети и родители разрисовывают бумажные тарелки, самостоятельно создавая узоры или повторяют элементы народных промыслов.

Во время работы педагог цитирует поговорки о труду, рукоделию, умельцах.

Поспешишь – людей насмешишь.

Родители трудолюбивы – дети не ленивы.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Ремесло не коромысло, плеч не тянет.

Каков мастер, такова и работа.

Глаза страшат, а руки делают.

Всякое дело мастера красит.

(Для детей предлагается народная игра «Карусель»).

Молодцы, какие красивые тарелочки получились у вас.

Они займут достойное место на нашей выставке.

IIIчасть:

(Приглашение на чаепитие.)

1. Ведущая гостиной:

Рассматривает работы и хвалит.

Потрудились вы на славу.

А знаете вы, что на Руси после работы за самоваром, собирались семьи, друзья. Общались, обсуждали новости, делились впечатлениями.

Обращается ко 2 ведущей (инструктору по труду)со словами:

1. Ну давай же поскорей

Чай гостям и мне налей,

Собери вокруг стола.

Для мира, радости, добра

2. На Руси - один зарок,

Кроме всякой пищи:

Утром - чай, в обед - чаек,

Вечером - чаище. "

1. Выпивая чашку чая,

я обычно не скучаю.

Потому что никогда

Я не пью его одна.

2. Самовар кипит, баранки,

На скатерти-самобранке.

И конфеты, и печенье,

И душистое варенье. (Приглашение к столу)

Родители и дети проходят за столом. Продолжается чаепитие.

На стенах написаны поговорки о чаепитии.

Во время чайной церемонии звучат русские народные песни и музыка.

IVчасть: Родителям предложены анкеты по оценке мероприятия.

Раздаются памятки.

Презентации:

1. Знакомство с Хохломой.

Роспись хохломская словно колдовская

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудес чудесней наша хохлома!

Родина искусства Хохломы – Лесное Заволжье.

Происхождение названия промысла связано с местом продажи изделий. Хохлома – это крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотистую расписную деревянную посуду на Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия стали называть Хохломой.

Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже, она стала любимой, популярной и среди простого народа.

Хохломские изделия изготавливают из липы. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на открытом воздухе не менее года.

Расписывают изделия масляными красками. А кисточки для работы мастера делают из хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом.

В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черные цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый

После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым.

Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи».

Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе рождение. Художники не только сохранили лучшие традиции росписи, но и развили их, обогащая новыми приемами.

2. Знакомство с Городцом

Городец — уникальный город по количеству и разнообразию народных промыслов и ремёсел. В этом отношении он не имеет себе равного города в Нижегородской области.

В Городце сохранились целые улицы домов, покрытых кружевом резьбы.

В городецкой глухой резьбе воплотилась богатая фантазия мастеров. Красиво и тонко сделанные рисунки изображали листья дикого цикория и одуванчика, виноградные лозы с тонкими усами побегов и тяжёлыми гроздьями ягод, фантастических цветов, которых нет в природе. Над художественной резьбой работали целые поколения резчиков-кустарей. Веками вырабатывались вкусы и стили, складывалась орнаментика.

Городец - самый древний город Нижегородской области. Благодаря обилию памятников архитектуры, культуры и истории город по праву считается музеем под открытым небом. Он также заслуженно получил славу "города мастеров". Именно городецкая земля является родиноймногочисленных народных промыслов и ремесел: городецкой сюжетной росписи, золотой вышивки, гончарного искусства, глухой и сквозной резьбы по дереву, инкрустации мореным дубом, выпечки медовых пряников, гончарного промысла, лозоплетения, лоскутной техники и городецкой росписи.

Городецкая роспись живёт и сегодня полной жизнью. Она участвует на всех Всероссийских и международных выставках.Продукция фабрики экспортируется во многие зарубежные страны: США, Англию, Францию, Бельгию и другие. В цехах предприятия успешно работает большой коллектив.

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

3. Знакомство с дымковской игрушкой.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо - сказки.

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду

История дымковской игрушки насчитывает более четырехсот лет. Впервые этот народный промысел появился близ города Кирова (в те времена он назывался Вяткой, в небольшой слободе Дымково. Яркие фигурки из глины, расписанные красками сочных, солнечных цветов, местные крестьяне лепили к празднику Вятской Свистуньи, который традиционно отмечался весной.

По форме и виду дымковские игрушки довольно разнообразны. Как правило, это фигурки кавалеров и барышень, медведей, лошадей, пышнохвостых индюков, петухов, коров и козлов. История дымковской росписи упоминает, что основной элемент росписи – геометрические узоры, зигзаги, круги, полоски, волнистые линии, круглые пятна, точки и клетка. В оформлении готовой игрушки используются самые яркие, даже контрастные цвета – красный, зеленый, желтый, синий, малиновый, голубой и другие, а также позолота.

4. Знакомство с Гжелью.

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками

.На белом фарфоре

,Как на заснеженном поле

,Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели.

Конечно, вы все слышали и видели чудо Гжель.

Гжель называют родиной и колыбелью русской керамики. Белая керамическая посуда расписана синими и голубыми цветами. Это пышные садовые цветы, крупные листья, лепестки ромашек, полевые цветы. Синие колокольчики, синие тюльпаны, многолепестковые розы и причудливые цветы, рождённые фантазией авторов. В росписи также встречаются рыбы и птицы. Гжельские мастера ещё лепят скульптурки животных, птиц, фантастических зверей, героев сказок, и расписывают их синим.

Президент назвал Народный художественный промысел Российской Федерации «Гжель» – выявленным объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения.

Множество людей приезжают в Подмосковье, чтобы насладиться красотами, созданными местными мастерами и умельцами, и конечно же увезти с собой на память частичку местного тепла и гостеприимства в виде гжельских сувениров.

Уезжая из этих краёв, не хочется прощаться,а хочется сказать: “До свидания!” и непременно вернуться сюда, чтобы вновь окунуться в этот теплый и добрый мир сказочной голубой росписи!

Поговорки о чае и чаепитии:

Пей чай – удовольствие получай.

Чай пьешь – до ста лет проживешь.

В хорошей посуде и чай вкуснее.

Выпьешь чаю – прибавятся силы.

В городе чай – гостям угощение, в деревне – себе наслаждение.

Коль чаем угощают, значит, уважают.

1. Пригласительные на мероприятие для родителей и детей.

«Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии ребёнка». Встреча в родительской гостиной

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_cn8cd.pptx | 4271,59 Кб
 
Публикации по теме:

Анкета для педагогов. Работа по эстетическому воспитанию Анкета для педагогов Цель: изучение состояния педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду Ф. И. О. Детский сад Группа.

Панно «Полевые цветы» (бисероплетение). Панно «День и ночь» (солома)Панно «Полевые цветы» (бисероплетение). Панно «День и ночь» (солома) Панно "Полевые цветы" Панно "День и ночь" Диплом II степени за творческую работу в конкурсе "Обыкновенное чудо" в рамках III Открытого.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
«Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии ребёнка». Встреча в родительской гостиной
Опубликовано: 3 марта 2013 в 12:20
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 ноября. День сказки «Заюшкина избушка» на МААМ

Как и многие другие народные сказки, «Заюшкина избушка» проста и незамысловата. Зато она богата образными характеристиками персонажей, ритмикой, диалогами и, конечно же, назидательным смыслом. Занятие...

27 ноября. День снежинки на МААМ

Очередной тематический день посвящен главному зимнему символу и обязательному атрибуту новогодних праздников. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать ребенку об этом природном явлении...

Мастер-класс по изготовлению подарка маме из соленого теста «Браслет»
Мастер-класс по изготовлению подарка маме из соленого теста "Браслет". Добрый день, уважаемые коллеги! Наступает прекрасный праздник "День Мамы" и...
Конспект занятия по физической культуре «История скакалки» для детей средней группы
Конспект по физической культуре "История скакалки" для детей средней группы МБДОУ детский сад "Березка" филиал детский сад "Солнечный Зайчик" Провела...
Фотоотчет о подготовке к Дню матери в младшей группе
В нашей группе прошла беседа на тему «День матери» Цель: Воспитывать у детей уважение и заботу и любовь к своей маме. День матери это праздник особый,...