Лариса Хамукова
Роль дидактических игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера.
Недостаток общения родителей со своими детьми лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дети моей группы – не исключение, уровень их речевого развития требует особого внимания.
В речи детей существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение грамматически правильно оформлять свои высказывания, согласовывать слова, малоразвита диалогическая речь, неумение грамотно и
Публикация «Роль дидактических игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
доступно формулировать вопрос, строить краткий или развернутый ответ; у
большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.
Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность.
Дошкольный возраст - это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык.
Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются
Неоценима роль и значение дидактических игр для развития словаря детей. Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста, так как выполняет функцию средства обучения, служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала, наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое, и нравственное развитие дошкольников.
Дидактическая игра создает благоприятные условия для активизации речевой и познавательной деятельности. Познавательная деятельность проходит в игровом контексте, и является своеобразным катализатором многих психических процессов, связанных с познанием различных предметов в дошкольном возрасте.
Игра помогает решать многие психологические проблемы, возникающие между детьми и родителями. Она снимает напряжение, тревогу, страх перед окружающими, закомплексованность, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях.
Исходя из этого, на начало года я провела диагностику и было выявлено, что низкий уровень развития речи у 12 детей, что составляет 43% от общего количества детей. Средний уровень развития у 16 детей, что составляет 57%.
Целью моей работы стало развитие речи детей младшего возраста посредством дидактической игры.
Я поставила перед собой задачи:
• целенаправленно обогащать словарь детей;
• развитие активной речи; формировать: потребности детей в общении с взрослыми и сверстниками посредством речи;
• поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);
• побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
• формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках наглядного сопровождения.
Ожидаемые результаты:
• развитие речи младших дошкольников (переход пассивного словарного запаса детей в активный словарный запас, применение новых слов в повседневной деятельности);
• родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи младших дошкольников.
В своей работе по развитию речи детей ежедневно и многократно проводились: пальчиковая гимнастика, зарядка для язычка и губ, повторялись звуки и слова, чётко проговариваясь, и глядя в лицо; читались стихи и сказки, рассматривать и называть предметы, игрушки, картинки; приучали следить за своей речью детей; развивали мелкую моторику, используя пуговицы, шнурки, пластилин, горох, конструктор и т. д. ; к каждому ребёнку осуществлялся индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляли недостаточную речевую активность (чаще обращалась к ним в ходе занятия и в процессе самостоятельной игры). Каждый день проводила индивидуальную работу с детьми по развитию речи : на улице, в групповой комнате, в режимных моментах. Читали потешки, сказки; создавались условия для проведения дидактических игр, которые помогают обучать ребёнка и обогащать его знаниями, развивают умственные способности; для обучающих игр-занятий использовала интересные дидактические материалы.
Дидактические игры делятся на три вида: игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные. Хочу привести в пример некоторые из них.
Решая игровую задачу, отгадывая, чей голос слышится (игра «Чей голос?», запоминая предметы, выставленные на столе воспитателем («Чего не стало?», узнавая предмет по описанию (игры «Чудесный мешочек», «Почтальон принёс открытки», дети овладевают грамматическими навыками речи. Обязательно использую наглядный материал: предметы, игрушки, картинки - игры на отработку артикуляции и уточнение произношения трудных для малышей звуков (игры «Чудесный сундучок», «Мешочек, впусти!»). Причём акцент в них делается на интонационной выразительности речи, которая, как правило, страдает у малышей. Такие игры, как «Зайчик и мишка», «Где спрятался зайчик?» направлены на развитие пространственных представлений ребёнка и на усвоение их словесного обозначения. В увлекательных сюжетных ситуациях дети усваивают значение основных предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения предметов (близко, далеко, впереди, позади, напротив, рядом, и сразу же закрепляют знания. В большинстве игр слово связано с движением и действием (реальным или воображаемым). Также в работе с детьми я использую дыхательную гимнастику. Формирование правильного речевого дыхания, за исключением выработки физиологического дыхания, осуществляется в процессе общего речевого развития параллельно с развитием артикуляции и голоса. Очень хорошо использую в работе над техникой речи детскую литературу и малые фольклорные формы. Я считаю, что считалки, песенки, загадки, потешки – это уже готовые словесные игры, необходимые ребёнку для овладения своим родным языком. Это и хороший тренинг артикуляционного аппарата, и хороший тренинг памяти ребёнка, так как все малые фольклорные формы запоминаются.
Я считаю, что развитию речи способствует организация развивающей среды в группе. Площадь нашей группы мы разделили на центры развития по интересам и увлечениям детей. Теперь дети могут выбрать игру, распределить свои занятия по своему желанию и способностям. Например, в центре познания дети могут поиграть в такие игры: «Подбери по форме (цвету, собери пирамидку», «Парные картинки» и т. д.
Считаю, что такое разделение на центры создает благоприятную психологическую обстановку в группе способствует развитию самостоятельности.
Дети получают знания не только в детском саду, но и дома, в семье.
Параллельно с работой с детьми я вела большую работу с родителями. Специально для родителей разработала и подобрала цикл консультаций, которые помогают родителям узнать о разнообразии дидактических игр и их значимости в речевом развитии дошкольников : «Речевая азбука для родителей и дошкольников», «Играйте вместе с детьми», «Пальчиковые игры», «Давайте поиграем» и другие. В ходе работы мною был приготовлен рюкзачок для родителей «Поиграй со мной», который активно используется дома.
Результат моей работы: в дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия педагога с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.
К концу года отмечена положительная динамика в развитии активной речи. Низкий уровень выявлен у 6 детей, что составляет 22%, средний уровень у 12 детей -43%, высокий - 10 детей -35%.
Таким образом, использование дидактических игр даёт больше возможности для развития речи у детей : - повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки; обеспечивается психологический комфорт; дети запоминают большое количество речевого материала; активизируют высшие психические функции (память, внимание, мышление).
В моей работе, анализ результатов работы показал, что включение различных видов дидактических игр и игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешному развитию речи у детей дошкольного возраста. Использование дидактических игр и упражнений в работе показало эффективные результаты по развитию речи детей.
Подводя итоги вышесказанного, хотелось бы сказать, что развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Играя с детьми важно нам педагогам стараться говорить чисто, ясно, выразительно, не торопясь, грамматически правильно строить предложения. Ведь мы являемся образцом (эталоном) правильной речи для ребенка. Во время игры педагог, родители должны стараться не обрывать ребенка, даже если он допускает ошибки в речи. Не перебивайте и не торопите ребенка с речевыми трудностями, дайте ему выразить свои мысли в игре. Играя с детьми необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам. Важно быть осторожным, чтобы нечаянно не обидеть ребенка с проблемами в речи, чтобы у ребенка не возник страх ошибиться, говоря что-либо.
Закончить хочется словами Сухомлинского «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая пытливости и любознательности».