Наталья Сухарева
Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема опыта: «Роль дидактической игры в формировании элементарных
математических представлений у детей дошкольного возраста».
«Педагог-это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные
накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.»
(А. В. Луначарский)
Актуальность и перспективность:
Публикация «Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему
учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. В наше время тема
математического воспитания, очень актуальна. Все больше и больше в мире
развиваются компьютерные технологии, робототехника, и конечно в этих сферах не
обходиться без математического образования.
Работая много лет в детском саду, я узнала, что одним из самых интересных и
увлекательных занятий для детей является, математика. Благодаря этой науке дети
развивают мышление, логику, формируют представление о мире цифр. На протяжении
многих лет я углубленно работаю над проблемой компетентностно-ориентированного
образования и использование игровых форм в обучении детей. Для меня большое
значение имеет подготовить детей к школе, чтобы они успешно развивали
математическую деятельность. На свих занятиях по математике, я использую для
лучшего понимания детьми материала, игровую деятельность, ведь в игре развитие
ребенка происходит естественным способом. Приобретенные детьми математические
представления играют огромную роль в познавательном развитии детей. Главная
задача дидактических игр на формирование элементарных математических
представлений – умение детьми выделять, различать, знание геометрических фигур,
чисел, сравнение по форме и количеству. Дидактические игры прекрасно формируют
новые знания, понятия, способы действий, развивают восприятие, внимание, память.
Новизна опыта:
Новизна данного педагогического опыта заключается в совершенствовании различных
игровых методов и форм при проведении непосредственной образовательной
деятельности по математике, создание оптимальных условий для
проведения дидактических игр, использование при проведении дидактических игр
различных пособий и материалов, в том числе изготовленных собственными руками из
подручных средств.
Работая по данной теме, я определила для себя цель : Формировать элементарные
математические представления у детей, через использование игровых форм обучения.
Для достижения цели, наметила следующие задачи:
- изучить роль игровых форм обучения для развития математических способностей
дошкольников;
-развивать у детей познавательный интерес к математике;
-использовать в работе разнообразные дидактические игры для развития у детей
мыслительных функций, развивать восприятие, память, внимание;
В процессе обучения математически представлений, я использую разнообразные
методы обучения: практические, наглядно-словесные, игровые. При работе с детьми так
же учитываю их индивидуальные и возрастные особенности.
Теоретическая база опыта:
При разработке системы развивающих дидактических игр познакомилась с вопросами
теории и практики дидактической игры таких исследователей как А. П. Усовой, П. А.
Венгера, А. К. Бондаренко и это явилось методологической основой работы. А. В.
Запорожец, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и др. особо подчеркивают ее
общеразвивающий характер, влияние на развитие интеллектуальных, коммуникативных,
специальных способностей. Эффективность использования дидактических игр в
педагогическом процессе предопределяется грамотным соотнесением дидактических и
воспитательных задач. Учитывая состояние мышления ребенка, его латентные
возможности, необходимо в дидактических играх ставить задачи, обеспечивающие
приведение в действие всех психических функций. В большинстве исследований (Л. А.
Венгер, О. М. Дьяченко, А. П. Усова) отмечается огромный воспитательный
потенциал дидактических игр в сенсорном и интеллектуальном развитии.
Технология опыта:
Работая в детском саду, я поставила перед собой цель: развивать у детей память,
внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка
в целом.
В процессе работы мною был составлен перспективный план дидактических игр.
Все дидактические игры я разделила на несколько групп.
К первой группе игр — отнесла игры, обучающие детей счету в прямом и обратном
порядке, такие как «Путаница», «Какой цифры не стало», «Назови соседей», «Убираем
цифры», «Сколько?» и др. Регулярно играя с детьми в эти дидактические
игры воспитанники учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать
словами свои действия.
Для закрепления знаний по составу чисел первого десятка проводится игра «Что
изменилось?». В этой игре используется различный дидактический материал :
вначале предметы, затем картинки, наконец, числовые фигуры и карточки с цифрами.
Во вторую группу входят игры — на ориентирование в пространстве. При
помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом
положение того или иного предмета по отношению к другому. Используются такие игры
как «Художники», «Расскажи про свой узор», «Что изменилось?», «Найди похожую», и
др.
В третью группу входят игры – для закрепления знаний о форме геометрических
фигур. Проводятся следующие дидактические игры : «Что бывает
такой формы», «Посмотри вокруг», «Геометрическая мозаика», детьми составляются
изображения предмета из геометрических фигур (по готовому образцу и по замыслу, и др.
Четвертая группа — дидактические игры на развитие логического мышления. Мною
используется множество дидактических игр и упражнений на развитие логического
мышления, например различные головоломки, логические задачки, «Шашки», «Скажи
наоборот», «Бывает-не бывает», «Найди отличия», «Исключение лишнего» и др.
В пятую группу математических игр я отнесла такие дидактические игры, как игры —
путешествие во времени, например «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Живая
неделя».
Также в процессе свободной деятельности мною активно
используются занимательные задачи в стихотворной форме. При проведении устного
счета включаются упражнения и задачи. Это оживляет работу, вносит элемент
занимательности.
Также в этом направлении мною проводится активная работа с родителями.
Проведены консультации: «Роль дидактических игр в формировании элементарных
математических представлений у детей дошкольного
возраста», «Развитие математических способностей у дошкольников».
Совместно с родителями пополнили математический уголок в группе
новыми дидактическими играми, в том числе изготовленными своими руками.
В результате работы я заметила, что при регулярном использовании
мною дидактических игр на занятиях по математике, у детей повысился уровень
усвояемости элементарных математических представлений, а также повысился уровень
развития математических представлений.
Улучшилось качество системы математического развития, что дало мне толчок
находить более интересные и плодотворные формы работы.
Дидактические игры заряжают детей положительными эмоциями, способствуют
закреплению и расширению у детей знаний по математике.
Постоянно используя дидактические игры по математике, как на занятиях, так и в
свободной деятельности, способствуют развитию элементарных математических
представлений дошкольников, что помогает дошкольникам ориентироваться в
окружающей их обстановке и систематически пользоваться в повседневной жизни
знаниями по математике.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта:
Работая по данной теме, я испытала некоторые трудности в дидактическом материале и
методических пособий.
Литература:
1. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». Москва., 1991 г.
2. Бондаренко А. К. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада» Москва
3. Венгер Л. А. «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного
воспитания»
4. Усова А. П. Обучение в детском саду / под ред. действит. чл. АПН СССР А. В.
Запорожца. — 3-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1981. — 175, [1] с. —
Библиогр. : с. 172—174.
5. П. Венгер Л. Больше, меньше, поровну. // Дошкольное воспитание, 1994-№ 10. с.
48.