Папки-передвижки

Роль досуговой деятельности в развитии связной речи у детей дошкольного возраста и сущность понятия «Связная речь»

Надежда Бойцова
Роль досуговой деятельности в развитии связной речи у детей дошкольного возраста и сущность понятия «Связная речь»

«Роль досуговой деятельности в развитии связной речи у детей дошкольного возраста».

Сущность понятия «связная речь» состоит в том что- связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развёрнутого изложения. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и становление сознания, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом.

Публикация «Роль досуговой деятельности в развитии связной речи у детей дошкольного возраста и сущность понятия „Связная речь“» размещена в разделах

Характеристика связной речи и её особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развёрнутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединённых фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. По мнению А. В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» Рассматривая связную речь С. Л. Рубинштейн, (советский психолог и философ)пределяет её как «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя» Т. А. Ладыженская (ЛАДЫЖЕНСКАЯ ТАИСА АЛЕКСЕЕВНА Доктор педагогических наук, профессор) отмечает, что связная речь - сложное явление, подход к которому возможен с разных сторон, справедливо соотносит показатели уровня развития связной речи в первую очередь со степенью проявления в высказываниях умения отразить «содержательную» сторону: раскрыть тему, основную мысль, собрать материал и систематизировать его, правильно реализовать в своих высказываниях

И так какую роль в развитии связной речи играет досуговая деятельность. Развитие у детей связной (монологической) речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. Комплексное развитие различными методами и приемами позволяет решить эти задачи к выпуску детей в школу. Немаловажную роль в работе над речью играет культурно-досуговая деятельность, которую необходимо организовать и спланировать в соответствии с возрастными особенностями детей.

Рассмотрим характерные особенности развития речи и влияния досуга на развитие связной речи у детей разного возраста.

Младший возраст. Этот период характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, образованием новых форм взаимоотношений между детьми. В этом возрасте важно совершенствовать у детей слушать, понимать речь, отвечать на простейшие и более сложные вопрос, поддерживая разговор. Вопросы взрослого – ведущий прием активизации речи и мышления малыша. Рассматривая или наблюдая предметы, явления, действия, дети могут правильно ответить на вопрос, но затрудняются представить себе ситуацию в целом. Осмыслить ее помогает взрослый. Неоценимую роль в развитии этих процессов играют развлечения и праздники с включением кукольного театра (как правило, это куклы би-ба-бо). Поэтому мы обязательно используем инсценировки кукольного театра на материале русских народных сказок, близком и понятном детям этого возраста во всех праздниках. Инсценировки перекликаются с темой праздника: Колобок спешит на праздник Осени к ребятам в детский сад или на Елку; приходит в гости Гриб Боровик; на празднике мам и бабушек непослушный Козленок отвлекся и потерял маму, затем ее искал и др. Подобные инсценировки вызывают огромный эмоциональный отклик, переживания и, конечно же, детям хочется поделиться своими эмоциями, рассказать о происходящем. Однако они еще не владеют разговорной речью. Но дома они делятся с родителями о происходящем в детском саду и отрадно слышать от родителей отзывы о том, что дети услышали на музыкальном занятии, празднике, т. к. родители понимают своего ребенка лучше всех.

Программа по культурно-досуговой деятельности включает развлечения (тематические, спортивные, игры с пением, театрализованные представления, инсценирование песен, забавы, рассказы с музыкальными иллюстрациями, праздники, игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические).

Некоторые дети могут прочитать стихи.

На 4-ом году жизни развитию навыков разговорной речи следует уделить самое пристальное внимание. Малыши продолжают накапливать знания и умения, они жадно и осознанно впитывают любую информацию. Поэтому очень важно в этом возрасте не упустить время. При составлении программ к досуговым мероприятиям необходимо включать игры-драматизации, инсценирование песен, элементарные навыки театрализованной деятельности. Инсценировки сказок, стихов и т. д. побуждают детей выразить свои эмоции и проявить творческие способности. На пример инсценировка «Цыпленок» во второй младшей группе, когда дети на хорошем уровне разыгрывают довольно непростой сюжет. (Про кого рассказывается в этой сказке?

2. Какой был цыпленок, как он разговаривал?

3. Кто был у цыпленка? Как она разговаривает, как она кудахчет?

4. Чем мама кормила цыпленка?

Перечень досуговой деятельности включает развлечения (познавательно-тематические, музыкально-литературные, спортивные, забавы, фокусы, театрализованные представления, праздники «Здравствуй, осень!», «В осеннем лесу», «Зимушка-зима», «Новогодняя елка», «В весеннем лесу», «Мамин праздник», «Ой, бежит ручьем вода», «Здравствуй, лето!», игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические).

Если в младших группах речь развивалась, главным образом, в диалогической форме, то в средней группе начинается целенаправленная работа по обучению монологической речи. У детей воспитывается умение составлять описания предметов, действий, сюжетов, прививаются навыки пересказа. Здесь очень важно взаимодействие воспитателей со специалистами (музыкальный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физкультуре и др.)

Перечень досуга в средней группе включает развлечения (театрализованные инсценировки и постановки спектаклей по сюжетам русских народных сказок, музыкально-литературные композиции, познавательно-тематические вечера, концерты, русское народное творчество, спортивные, игры-забавы, фокусы, праздники, игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, настольно-печатные).

Старший возраст

Шестой год жизни ребенка характеризуется рядом особенностей. Его не устраивает позиция наблюдателя и слушателя, он претендует на активную роль в беседе, игре, любой совместной деятельности. Для детей этого возраста характерен интерес к выполнению сложных заданий, но теперь для него важно достичь результат. При частых неудачах он начинает утрачивать этот интерес, неохотно отвечает на вопросы и не всегда соглашается выполнить то или иное задание, если не уверен в успехе. В начале учебного года наблюдается снижение работоспособности и произвольного внимания. Это связано с глубокой перестройкой мыслительной и речевой деятельности. Поэтому очень важно создать для развития детей необходимые условия для самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, театральной, музыкальной).

Значительно расширяется содержание досуговой деятельности (самообразование, творчество). Развлечения включают театрализованные, музыкально-литературные по содержанию, познавательно-тематические вечера, КВН и викторины, русское народное творчество, спортивные, музыкальные концерты, забавы, праздники, игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические).

Театрализованные праздники требуют от педагогов не только большой подготовительной работы с детьми, но также и оснащение праздника (реквизит, атрибуты, костюмы, оформление зала и т. д.)

Большое значение имеет повседневная систематическая работа воспитателей и всего педагогического коллектива над развитием речи во всех видах деятельности, начиная с детей младшего возраста. Участие детей в культурно-досуговой деятельности отражает уровень развития речи на каждом этапе.

Выводы и рекомендации:

• организовывать показ кукольного театра для детей различного возраста.

• планировать мероприятия по культурно-досуговой деятельности согласно программе.

• подбирать материал для сценариев соответственно возрасту детей.

• использовать театрализованные игры и спектакли в дни тематических недель.

Публикации по теме:

Роль театрализованной деятельности в развитии речи у детей дошкольного возраста Овладение родным языком - одно из важных приобретений ребенка дошкольника. Дети в обществе проявляют индивидуальные особенности, способствующие.

Роль загадок в развитии речи детей дошкольного возраста Загадка-одна из малых форм устного народного творчества, в которой в очень сжатой, образной форме даются яркие, характерные признаки предметов.

Презентация «Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотехника.

Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста Программа профессионально-личностного саморазвития для повышения квалификации и профессиональной компетенции по теме: «Использование метода.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста Подготовила: Кобликова В. В воспитатель МКОУ СШ №1 Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие,.

Программа по самообразованию «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 «Родничок» Программа по самообразованию «Использование.

Родительское собрание «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Родительское собрание «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Задачи: 1. Обсудить с родителями.

Роль дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста «Игры по звуковой культуре речи» Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье закладываются первые знания и умения ребенка.

Роль театрализованной деятельности в развитии речи у детей дошкольного возраста «Роль театрализованной деятельности в развитии речи у детей дошкольного возраста» Составила: воспитатель Шишкина Наталья Александровна.

Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль досуговой деятельности в развитии связной речи у детей дошкольного возраста и сущность понятия «Связная речь»
Опубликовано: 7 марта 2019 в 18:18
+47Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД