Елена Килякова
Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Текст выступления к презентации на тему «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста».
Слайд №1
Здравствуйте! Меня зовут Килякова Елена Викторовна, вы сейчас посмотрели НОД по развитию речи через опытно- экспериментальную деятельность а, я хочу познакомить вас с упражнениями на развитие мелкой моторики руки, которая тоже помогает развитию речи.
Слайд №2
Публикация «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.
Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Слайд №3
Значение развития мелкой моторики
• Повышает тонус коры головного мозга.
• Развивает речевые центры коры головного мозга.
• Стимулирует развитие речи ребенка.
• Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
• Способствует улучшению артикуляционной моторики.
• Развивает чувство ритма и координацию движений.
• Подготавливает руку к письму.
• Поднимает настроение ребенка.
Слайд №4
Выделяют:
Мелкую моторику рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Крупную моторику рук - движения всей рукой и всем телом.
Тонкую моторику - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.
Хотелось бы подробней остановиться на том, какие группы упражнений для развития мелкой моторики все мы используем в своей практике.
Эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.
Внимание! Все игры и манипуляции с мелкими предметами проводятся только под строгим контролем взрослых!
Слайд №5
Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета
• внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка;
• графические упражнения;
• дорисовывание второй половины рисунка, его деталей;
• соединение по точкам;
• рисование по образцу и т. д.
Слайд №6
Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета
• шнуровка, завязывание и развязывание бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц, узелки – перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы и т. д. (упражнение проводится с педагогами)
• вышивание, вязание;
• имитация жестом различных конкретных предметов, действий (рассказывание стихов руками) ; (упражнение проводится с педагогами)
• театр в руке (кукольный, пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней) ;
Слайд №7-8
Упражнения по выработке мускульной памяти
• массаж и самомассаж кистей и пальцев рук мячиками-ёжиками, су-джок, прыгунками – вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.
• Пальчиковые игры с грецкими орехами
Эти игры направлены на развитие тонких движений пальцев, а значит, и речи.
Их можно:
- вращать между ладоней (один или два)
- перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;
- вращать внутри одной ладони (перебирая пальцами) ;
- удерживать поочерёдно между пальцев рук;
Чтобы игры с орехами не были молчаливыми, можно подбирать для них маленькие стишки, потешки, песенки.
• шестигранными карандашами – грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Можно пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.
• зубными щётками – растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Слайд №9
Кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Все эти упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, но и обогащают его знание о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают.
Слайд №10
Упражнения для развития тактильной чувствительности
С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата.
Предложите ребенку:
• работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т. д.) выкладывается узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;
• выполнить мозаику из пластилиновых шариков;
• геометрические фигуры, цифры, буквы;
• ощупать на бумаге закрытыми глазами узор, нанесенный иголочкой на лист бумаги (можно начинать с простых геометрических фигур (круг, квадрат и т. д.) ;
• с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой) ;
Можно сделать специальное «Тактильное домино». Деревянные пластинки прямоугольной формы 2х4, разделенные ограничителем на две части. На каждую часть приклеиваются кружочки из различных материалов: шерсти, наждачной бумаги, плёнки — самоклейки, ткани и т. п.
• «Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;
• закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой;
• с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его правой и левой руке педагогом (приём дермолексии) ;
• игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли) .
Слайд № 11
Для создания «Сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью.
Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.
Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.
Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков.
-Самомассаж в «сухом бассейне» можно, так же сопровождать стихотворным текстом.
Слайд № 12
Наши последние работы из природного материала.
Слайд № 13
Благадарю за внимание.