Роль музыкального фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Владимир Папин
Роль музыкального фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников

«Роль музыкального фольклора в духовно-нравственном

воспитании дошкольников»

Нравственные чувства возникают в результате длительного целенаправленного воспитания детей, начиная с раннего возраста. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка. Заложить нравственные основы, которые сделают детей более устойчивыми к нежелательным влияниям общества, учить детей правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности. Сознание формируется с помощью погружения ребенка в традиции, его историю, обычаи, культуру своей Родины. Современным детям необходимо знать свои корни, истоки. Именно это знание помогает им состояться как личности.

Народная культура представляет собой основу всякой культуры. Произведения народного творчества веками отбирались и отшлифовывались прекрасными мастерами и знатоками фольклора. С фольклорными произведениями мы знакомим ребёнка с раннего возраста. Знакомство начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек, потешек. Древнерусское слово «баять», «убаюкивать» означает не только «говорить», «уговаривать», но и «заговаривать». Байкой уговаривали ребёнка поскорее уснуть. Колыбельные песни – это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки.

Если колыбельные песни и пестушки служат для развлечения ребёнка, то потешки уже не только развлекают, но и передают ему нравственные основы. Они воспитывают и учат малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо». Например, «сорока» наказывает малыша за то,что он не помогает по хозяйству: За водицей не ходил, дров не носил, кашки не варил. Потешки мы используем во всех режимных процессах и во всех возрастных группах.

В более старшем возрасте мы знакомим детей с пословицами и поговорками, которые называют жемчужиной народного творчества. Именно пословицы и поговорки рассказывают в ненавязчивой форме о том, что нужно делать порядочному, доброму, любящему свою семью, своё отечество человеку, а что недостойно настоящего гражданина.

Русские народные игры, музыкальные игры ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Невозможно переоценить значение русской народной сказки в воспитании дошкольников. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, что плохо, отличить добро и зло. Из сказки они получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширяют кругозор,развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость и др. Воспитательная ценность сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, его свободолюбие, сила духа, любовь к Родине. Сказка не даёт прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т. д., но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказки «Репка», «Теремок» учат детей быть дружными и трудолюбивыми, «Гуси – лебеди» учат слушать родителей, страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».

Важным приёмом является одобрение положительных примеров поведения и неодобрения отрицательных. Тут большая роль отводится музыкальным театрам. Театр берёт на себя роль упражнений, наглядного показа образцов поведения в различных ситуациях. Это один из многих видов деятельности, которым увлечены все дети.

В прошлом году в нашем Детском саду был поставлен музыкальный театр «Кошкин дом», где использовалась фольклорная театрализация, фольклорные песни, народные танцы и хороводы.

В своём высказывании Л. Н.Толстой писал: «Русский народ создал изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанная с трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

Знакомя детей с устным народным творчеством,мы ставим перед собой следующие задачи:

- сформировать позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям, самому себе;

- воспитывать у детей чувства милосердия, доброты, сострадания, патриотизма, честности, справедливости;

- развивать любовь к истокам русской народной культуры, интереса к устному народному творчеству.

Невозможно переоценить роль фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Дети, приобщаясь к лучшим образцам народных произведений, учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

В нашем детском саду проводится большая работа по воспитанию духовно – нравственных качеств у ребят, но нет сомнения в том, что основы духовной нравственности у детей раннего и дошкольного возраста закладываются в семье. Семья – первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы традиции в семье, какое место в семье занимает ребёнок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое.

Первой ступенью в развитии духовной нравственности у детей является преемственность детского сада и семьи. Ведущим принципом в работе нашего ДОУ по духовно-нравственному воспитанию является постоянное доброжелательное творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей.

Проводятся фольклорные праздники «Осенины», «Масленица», «Посиделки», «Колядки», где используем детский фольклор – песни, русские народные сказки, потешки, пестушки и т. д. Привлекаем родителей к разучиванию фольклорных песен, изготовлению фольклорной бутафории для музыкальных спектаклей - «Кошкин дом»

Вся проделанная нами работа дала понять, что у детей формируются гуманные отношения к окружающим людям, к своей семье, природе, своим сверстникам. Фольклор позволяет решать развивающие и познавательные задачи, служит эффективным средством литературного и духовно-нравственного развития. Работу по духовно-нравственному воспитанию мы будем продолжать, используя новые интересные методы и приемы.

В сентябре 2015 года на базе нашего детского сада образовался детский, а так же взрослый фольклорный ансамбль «Ладо». В прошлом и в этом году ансамбль принимал активное участие в конкурсах, в различных мероприятиях. За год своего существования ансамбль стал лауреатом II и III степени во всероссийском конкурсе «Чудо-Песенка», завоевал Диплом I степени во всероссийском конкурсе «Домисолька», Диплом III степени во всероссийском конкурсе «Педагогический триумф», Диплом II степени в (Лауреат) во всероссийском конкурсе педагогов «Bravo cantante», принимали участие в торжественной церемонии награждения победителей и призёров муниципального интеллектуального конкурса для детей старшего дошкольного возраста «Умничка» - 2016.

На базе МБДОУ был реализован проект «Традиции полиэтнической России вне времени» в номинации «Связь времён», где была освящена работа фольклорного ансамбля Ладо», и именно в этой работе было раскрыта тема как фольклор влияет на отношение к друг другу, даже фольклор разных культур. Дети становятся дружнее, терпимее.

Интерес к детскому музыкальному фольклору, и фольклору в целом, возрастает с каждым годом. Изучение художественных особенностей отдельных жанров крайне необходимо. Детский фольклор – это ценное средство воспитания человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни. Народное творчество – кладезь, неисчерпаемый родник, который несет всем нам, а особенно детям, добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина России, патриота.

Список литературы

1.“Сердце отдаю детям”, Сухомлинский В. А., издательство “Радяньска школа”, 1974.

2.“Русский детский фольклор”, М. Н. Мельников, “Рус. яз. и лит. ” - М.: Просвещение, 1987.

3.“Народная культура и традиции” Косарева В. Н., Волгоград, издательство “Учитель”, 2011.

4.“Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду” под ред. Ветлугиной Н. А., Казаковой Т. Г., М., 1989.

5.“Психологические вопросы художественного воспитания” №11, - “Известия АПН РСФСР”, 1947.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в нравственном воспитании дошкольниковРазвивающая предметно-пространственная среда в нравственном воспитании дошкольников РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дошкольный возраст—это период позитивных изменений.

«Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста». Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Фотоотчёт. Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Фотоотчёт. Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей»Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Родители и педагоги во все времена.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Цели: • раскрыть перед родителями.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Роль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников ВидеоРоль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников Видео Стихи о войне и дети. Неотъемлемой частью подготовки к любому празднику в детском саду является разучивание с детьми стихов на соответствующую.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Роль музыкального фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Опубликовано: 11 марта 2020 в 00:27
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. День открыток к 9 мая на МААМ

Очередной тематический день посвящен подготовке к великому для нашей страны дню — Празднику Победы. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми поздравить ветеранов и подать...

8 мая. День голубя мира на МААМ

Голуби – это птицы, самые известные горожанам. Они совсем не боятся людей и очень часто берут корм с ладони человека. В старину люди приучали их доставлять почту, а в наше время белые голуби стали...


Горячие темочки