МААМ-картинки

Круглый стол «Роль музыкального воспитания в художественно-эстетическом развитии детей раннего и дошкольного возраста»

Ольга Буторина
Круглый стол «Роль музыкального воспитания в художественно-эстетическом развитии детей раннего и дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Актуальность. Проблемы художественно-эстетического развития (музыкального воспитания) дошкольников в современном обществе

2. Художественно-эстетическое развитие (музыкальное воспитание) в системе всестороннего развития личности, в системе дошкольного образования : роль, место, значение

Публикация «Круглый стол „Роль музыкального воспитания в художественно-эстетическом развитии детей раннего и дошкольного возраста“» размещена в разделах

3. Педагогические условия успешного и полноценного развития ребенка-дошкольника : цель, задачи, направления образовательной работы, развивающая среда, формы и методы работы с детьми раннего и дошкольного возраста, направленные на приобщение детей раннего и дошкольного возраста к музыкальной культуре в контексте ФГОС ДО

4. Взаимодействие ДОУ с семьей и социальными партнерами в вопросах музыкального воспитания

Цель: Повышения основных компетентностей педагогических работников, повышения профессионального мастерства в вопросах художественно-эстетического (музыкального) развития детей раннего и дошкольного возраста.

Поговорим о существующих проблемах в музыкальном воспитании, о месте художественно-эстетического развития в системе дошкольного образования. Обсудим педагогические условия успешного развития ребенка, поделимся опытом взаимодействия образовательного учреждения с семьёй и социальными партнёрами в вопросах музыкального воспитания.

Ведущий: В детском саду большое внимание уделяется всестороннему развитию личности ребенка.

(одновременно Ведущий раздаёт заготовки музыкальные предметы с цитатами)

1 цитата: В. А. Сухомлинский писал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека… Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство»

Ведущий: Формирующаяся психика ребенка чутко реагирует на всевозрастающие негативные воздействия среды, плохую экологию и напряженность в обществе. Неблагоприятные факторы среды, слушание низкопробной музыки, недостаточно компетентное музыкальное воспитание в детском саду (первом вне семейном социальном институте) влияют не только на психическое, но и на физическое здоровье детей. Состояние здоровья подрастающего поколения России вызывает обоснованную тревогу: ребенок, родившийся здоровым, может «приобрести» серьезные отклонения в развитии из - за внутрисемейных конфликтов или неправильного воспитания. Это является еще одной проблемой. По результатам исследований показали, что 66% детей имеют отклонения в поведении.

1. Нота ДО : Как вы считаете, можно ли изменить ситуацию и как влияет музыка на самопознание ребенка-человека?

Ответ: В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни. Таким образом, музыкальное воспитание способствует развитию эмоций, речи и движений, обогащению самостоятельной игры и деятельности детей. Это возможно в том случае, если в музыкальном воспитании принимают участие родители, компетентные воспитатели и музыкальные руководители, а так же СМИ и социальные партнёры.

2 цитата. Великий русский композитор Д. Д. Шостакович отмечал «В горе и радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и огромно вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат не задумываясь, не замечая… На сколько бы беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка помогающего людям лучше понимать друг друга»

2. Нота РЕ Как это так, музыка всегда с человеком, и можем ли мы сказать, что музыка объединяет людей, подскажите в каких ситуациях?

Ответ: Человек рождается – звучит колыбельная; первые музыкальные инструменты – руки, погремушки сопровождают в детском саду. Музыка окружает нас в школе, на дискотеках, при просмотре СМИ.

концерты, посещение концертов, спектаклей и непосредственное занятие музыкальной деятельностью (в школах искусств и специализированных музыкальных учреждениях).

Ведущий: Воспитывая с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека

3 цитата. Читают участники круглого стола : «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы» - предупреждал В. А. Сухомлинский.

3. Нота МИ Какие факторы способствуют доступности детского восприятия музыки?

Ответ:

-Продолжительность звучания одной мелодии (младшие-до 3 мин., старшие до 5 мин.).

-Смысл песни, образ музыкального произведения (должны быть понятны детям, музыку надо подбирать яркую с запоминающимися образами).

-Разнообразие музыкальных стилей (классика, народная, песни народов мира, музыка детских композиторов).

-Регулярное обновление музыкального сопровождения (даже любимая музыка при частом и длительном применении может наскучить и со временем вызвать отторжение.

4. Нота ФА В каких видах деятельности ребенка можно использовать музыку и в каких образовательных областях может происходить интеграция с музыкой?

Ответ: (конструирование, познавательной-исследовательской, коммуникативной, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательной, игровая, трудовая, изобразительная.)

Музыкальные фрагменты

Ведущий: А теперь проверим, как вы сможете определить к какой образовательной области можно отнести музыкальные фрагменты, которые вы прослушаете.

(музыкальные фрагменты).

«Речевое развитие» ( методики: Железновой, Боромыковой, Картушиной, логоритмика, обучение грамоте-пропевание слов по слогам)

«Физическое развитие» (гимнастика, ритмические упражнения, танцевальные движения, подвижные игры с музыкальным сопровождением)

«Социально-коммуникативное развитие» (коммуникативные танцы «Найди себе пару» Буренина, «Покажи ладошки», «Лавата», коммуникативные игры «Снег руками нагребаем», песни направленные на познание ребенком себя и окружающего мира: про семью, пальчиковая гимнастика, части тела и др.)

«Познавательное развитие» природный мир (звуки природы, звуки животных и птиц, математическое развитие (песни на закрепление цифр и счета, танцы на закрепление цифр и счета, отхлопывание ритма, ритмическое музицирование)

«Художественно-эстетическое развитие» (прослушивание произведений о временах года Вивальди, Чайковский, рисование с музыкальным сопровождением)

Итог: Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется через реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и через интеграцию всех образовательных областей

Таким образом, интеграцию в искусстве мы понимаем, как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей.

5. Нота СОЛЬ Какова основная цель музыкального развития и объясните, какие задачи ведут к решению данной цели

Основная цель: развитие музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи воспитательно - образовательной работы:

Развитие музыкально-художественной деятельности,

• Приобщение к музыкальному искусству,

Развитие воображения и творческой активности

Ведущий: Вот и определили цели и задачи воспитательно - образовательной работы

6. Нота ЛЯ По каким направлениям ведется образовательная работа в образовательном учреждении

Направления образовательной работы:

• Слушание, (играет огромную роль в воспитании здорового поколения)

• Пение, (слушание музыки и разучивание текстов песен можно чередовать с игровым массажем или пальчиковой игрой)

• Игра на детских музыкальных инструментах, (она призвана эффективно развивать музыкальный слух и всю систему музыкальных способностей, доставлять радость)

Музыкально-ритмические движения (можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве, который приносит ребенку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности).

Развитие творчества : песенного, музыкально-игрового, танцевального, (Оно обычно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей, а является важным для самого ребёнка. Творчество детей значимо в мире детской игры. Ребенок открывает новое для себя, а для окружающих его людей – новое о себе. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка)

КАНАТ (открепляют от каната и остаются в кругу, держа канат)

Ведущий: Наш канат символизирует непрерывную образовательную работу, участники – это 5 направлений, встаньте, пожалуйста, внутрь каната не придерживая его руками.

Что произойдет, если мы будем вести образовательную работу лишь по одному направлению? (один из участников остается, остальные делают шаг в центр круга)

Возможно ли обучение лишь по одному направлению образовательной работы? (обучение, лишь по одному направлению образовательной работы не представляется возможным, т. к. полноценное становление личности ребенка зависит от того:

-насколько глубоко он может чувствовать музыку, что невозможно без слушания;

-насколько ярко он может воспроизводить музыкальные произведения, что невозможно без пения и игры на детских музыкальных инструментах;

-насколько он сможет применить в жизни творческие способности, что невозможно без развития творчества : песенного, музыкально-игрового, танцевального и музыкально-ритмических движений. Главным связующим звеном всех направлений является их продуктивная деятельность, направленная на формирование у детей способности к музыкальному творчеству).

(раздают деньги участникам круглого стола).

7. Нота СИ Распределите, пожалуйста, финансы на Развивающую среду, Формы работы и Методы музыкального развития :

Развивающая среда; музыкальными инструментами, музыкальными игрушками музыкально-дидактическими играми, атрибутам музыкально-театральной деятельности., мультимедийное оборудование Театральные декорации

Формы работы: Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

Взаимодействие с сотрудниками ДОУ,

сотрудничество с семьёй

Методы музыкального развития :

наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений

словесный: беседы о различных музыкальных жанрах

словесно-слуховой: Пение

слуховой: слушание музыки

игровой: музыкальные игры

практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий

Ведущий: Не все так просто. Мы с вами собрали все ноты Для чего они нам нам нужны? Да как же мы будем играть? Здесь не хватает самого важного элемента (обращается к участникам круглого стола) какого? ( ответ: скрипичного ключа)

(открывает скрипичный ключ на нотном стане).

Взаимодействие ДОУ с семьей и социальными партнерами в вопросах музыкального воспитания

Дошкольное образовательное учреждение, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменение внутренней и внешней среды.

Развитие социальных связей ДОУ способствует обогащению личности ребенка, совершенствует взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнёрства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства специалистов учреждения работающих с детьми, поднимает статус учреждения. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования и социализации воспитанников.

8. СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ На основе каких принципов строится связь с социумом?

- учёта запросов общественности;

- принятие политики детского сада социумом;

- формирование содержания обязанностей детского сада и социума;

- сохранение имиджа учреждения в обществе;

- установление коммуникаций между детским садом и социумом

Мини итог: Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимодействия в детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

Общий итог: Я надеюсь, что нам удалось раскрыть роль музыкального воспитания в художественно-эстетическом развитии детей раннего и дошкольного возраста. Теперь всем понятно, что музыка – самое яркое, эмоциональное, интернациональное, а потому и действенное средство воздействия на детей.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей Формирование позитивного эмоционального контакта между родителями, детьми и педагогами ДОУ, внутри родительского коллектива группы, реализации.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей»Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей» Вчера 19 мая мы в нашей группе провели необычное собрание- мастер-класс по нетрадиционным приемам в рисовании. Не обошлось и без вашей помощи,.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании и речевом развитии ребёнка раннего возрастаРоль нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании и речевом развитии ребёнка раннего возраста Дети, и маленькие и большие, очень любят рисовать. Совсем маленькие с удивлением наблюдают за рождением яркого образа и стремятся побыстрее.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол «Роль музыкального воспитания в художественно-эстетическом развитии детей раннего и дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 января 2023 в 22:49
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Круглый стол «Роль музыкального воспитания в художественно-эстетическом развитии детей раннего и дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Буторина (УИ 1601917) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД