Получи документы

Роль нетрадиционных методов рисования для развития детей дошкольного возраста

Зайцева Татьяна
Роль нетрадиционных методов рисования для развития детей дошкольного возраста

Рисование - одно из самых больших удовольствий для ребенка, оно раскрывает его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.

Создавая изображение, ребенок осмысливает качество предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными умениями и учится осознанно их использовать.

Публикация «Роль нетрадиционных методов рисования для развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми - нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.

Нетрадиционные изобразительные техники дают детям возможность выбирать, пробовать, тренировать движения рук, совершенствовать состояние речи и выполнять работу до логического конца, развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник изображения позволяет развивать сенсорную сферу детей не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. При этом осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают его каждый день в новом ракурсе - можно изображать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки ватную палочку или просто кусочек ваты или конструировать из крупы и теста, из комочков бумаги, из шнурочков, верёвочки и т. д). При этом, происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления детей, активизация их самостоятельной мыслительной деятельности (Чем еще я могу рисовать? Что я могу этими материалами изобразить)

Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально- волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник мы решаем и частные задачи развития речи, такие как развитие артикуляционной моторики и правильно речевого дыхания.

В старшем дошкольном возрасте, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография», дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а мы имеем возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих предметы, действия и признаки с учётом грамматически правильного согласования слов в роде, числе и падеже, что способствует коррекции грамматического строя речи.

Используя метод тычка, у детей развиваются умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; формируется эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования (ребенок успокаивается от ритма рисования, у него возникает чувство удовлетворения от своей работы); способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей – рисунки, созданные методом тычка, эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.

Нетрадиционные техники рисования не позволяют копировать обрзазец,так как педагог вместо образца показывает только способ действия с материалами и инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать,чтобы тот или иной образец получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия.

За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия».

Совместная деятельность детей и педагога способствует формированию психофизиологической основы речи. При этом, нетрадиционные техники изображения создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности. Он уже не боится, что у него что-то не получится. Немного нетрадиционной техники (доступной ребенку, и пятно на листе превращается в розового слона, белого медведя, бабочку, осенний лес и т. д. Ребенок остается доволен результатом, а, следовательно, становится уверенным, умелым, совершенствуется моторика его рук и состояние речи.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Детей очень привлекают такие нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации, художественное конструирование); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и т. п.)

Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.

От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.

На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивается ориентировочно- исследовательская деятельность, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать (смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображенный предмет цветными мелками нанести гуашь или акварель).

Благодаря непосредственному контакту пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость и т. п. Ознакомлению детей с новыми цветами, их оттенками помогает игра с цветом. Дошкольники узнают о том, что при добавлении разного количества воды в акварель можно получить различные оттенки цвета. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветоразличения.

Можно рисовать и пухом тополя и камыша, пластилином, зубной щеткой, разбрызгивая краску, полой трубочкой, гоняя по листу веселую каплю, тампоном, получая пушистых зверьков, пальцем, ладонью. Всякие открытия чего-то нового, необычного принесут детям раскованность, радость и дадут толчок к творчеству. Сочетание разных материалов в одном рисунке не может быть случайным. Всякий раз ребенок должен пробовать, искать, чтобы решить, с помощью какого материала он может получить более выразительное изображение. Обучение детей технике рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений разные материалы – обогащают рисунок. Дети любят рисовать. Порой они начинают это делать раньше, чем говорить. Как важно поддержать ребенка в самом начале его творческого пути. Роль педагога не только в том, чтобы дать определенные умения и навыки. Главное - помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек радости творчества. И тогда каждая работа ребенка будет жить, дышать, улыбаться, каждый рисунок будет казаться произведением искусства. Ребенок обретет уверенность в себе, преодолеет «боязнь чистого листа бумаги» и начнет чувствовать себя маленьким художником. У него появится интерес, а вместе с ним и желание рисовать.

Занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего отведенного времени на рисуночную деятельность.

В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных видов рисования Тема моей работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных видов рисования» Целью выше.

Апробирование нетрадиционных приемов рисования в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста На основании анализа результатов констатирующего эксперимента была выдвинута задача формирующей части исследования: подобрать и апробировать.

Использование методов и приемов нетрадиционных техник рисования в детском саду. Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование.

Методическая разработка «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных методов рисования» Введение. Рисование–язык внутреннего мира маленького ребёнка. Каждый ребенок– это небольшой исследователь, с удивлением и готовностью открывающий.

МО для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Цель: Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования Задачи: - познакомить педагогов с нетрадиционными.

Роль игровых методов в обучении рисованию детей дошкольного возраста МБДОУ Детский сад № 21 «Аленький цветочек» г. Саяногорск Воспитатель: Еретина О. А. Роль игровых методов в обучении рисованию детей дошкольного.

Семинар-практикум для родителей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»Семинар-практикум для родителей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой.

Сочинение сказок как один из методов развития творческого воображения детей дошкольного возраста СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация. В статье описан опыт работы.

Фотоотчет о занятии «Такая разная осень» с использованием нетрадиционных методов рисованияФотоотчет о занятии «Такая разная осень» с использованием нетрадиционных методов рисования Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила…. З. Федоровская Мы с малышами решили нарисовать осень нетрадиционной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль нетрадиционных методов рисования для развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 декабря 2017 в 13:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД