Лучший педагог года

Роль пальчиковых игр в познавательном развитии детей с ЗПР

Ирина Ульянова
Роль пальчиковых игр в познавательном развитии детей с ЗПР

«Роль пальчиковых игр в познавательном развитии детей с ОВЗ (ЗПР)»

В последнее время значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития (ЗПР). Данные свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития.

Публикация «Роль пальчиковых игр в познавательном развитии детей с ЗПР» размещена в разделах

Задержка психического развития (ЗПР) - темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально – волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно – развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Так же у детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы : нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координация и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика оказывает большое влияние на развитие ребенка. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка.

Учеными доказана неоспоримая связь мелкой моторики и интеллекта ребенка, подчеркивают, что именно рука развивает мозг ребенка, на основании этого можно судить о развитии мыслительных процессов, и наоборот с помощью развития моторики рук возможно стимулировать развитие мозга.

Мелкая пальцевая моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, зрительная и двигательная память, речь, наблюдательность.

Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии, как для детей, так и для взрослых - это пальчиковые игры.

Пальчиковые игры - это особый вид игр, которые активизируют деятельность мозга. Они способствуют овладению навыками мелкой моторики, повышают работоспособность коры головного мозга, развивают у ребенка психические процессы: мышление, память, внимание, воображение, речь, снимают тревожность.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой

моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с

использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи,

пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и

непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту

реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.

Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас

детей, дают первоначальные математические представления и экологические

знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное

эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку потешек и стихов, рифмованных историй и сказок при помощи пальцев рук. Во время таких игр ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.

Для ребенка с ЗПР использование пальчиковых игр - это возможность проявить себя. Благодаря своему значительному потенциалу, пальчиковые игры позволяют решать задачи, поставленные педагогом, в доступной форме с опорой на непосредственный интерес детей. При этом они могут использоваться как самостоятельный вид деятельности, так и как прием в ходе, какого - либо занятия, в режимных моментах.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы

и определили назначение:

1. Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно

или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике

ребенок видит тот или иной образ.

"Пальчик-мальчик, где ты был? ", "Мы делили апельсин", "Этот пальчик хочет

спать", "Этот пальчик - дедушка",

2. Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также

упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и

мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. Пальчики

здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем

(правой, левой руки, двух одновременно) ."Распускается цветок" - из сжатого

кулака поочередно "появляются" пальцы.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребенок

может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или

выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и

разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга").

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их

выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. "Колечко" —

поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем

последовательно указательный, средний и т. д.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев

рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа

движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от

периферии к центру). "Помоем руки под горячей струей воды" - движение, как

при мытье рук. "Надеваем перчатки" - большим и указательным пальцами

правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху

вниз.

6. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и

память, снимает психоэмоциональное напряжение. "Бабочка" — сжать

пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний

пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными

пальцами делать быстрые движения ("трепетание пальцев").

"Сказка" - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец

какой-либо персонаж. Очень хорошую тренировку движений для пальцев

дают народные игры – потешки.

Пальчиковая гимнастика дает положительные результаты при закреплении лексических тем, использовании как часть занятия для закрепления темы, повторение темы на утренних беседах, используя их в режимных моментах, а также на индивидуальных занятиях.

Выводы:

Практика показала, что при ежедневной, систематической работе с использованием пальчиковых игр :

темп познавательного развития детей возрастает

Расширяется кругозор ребенка

Достигается хорошее развитие мелкой моторики и стимулируется развитие речи

Достигается понимание смысла речи

Повышается речевая активность

Развивается память ребенка, мышление, воображение

Развиваются творческие способности, фантазия

Публикации по теме:

Интегрированные занятия в познавательном развитии детейИнтегрированные занятия в познавательном развитии детей Опыт работы по теме: «Интегрированные занятия в познавательном развитии детей»Актуальность использования интегрированных занятий в познавательном.

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗРоль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗ Методика разрезных картинок — это своеобразная игра, которая необходима малышам для развития представлений о частях и целостности предметов,.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль пальчиковых игр в познавательном развитии детей с ЗПР
Опубликовано: 12 декабря 2020 в 21:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД