МААМ-картинки

Консультация «Роль педагога в решении детских конфликтов»

Екатерина Пауль
Консультация «Роль педагога в решении детских конфликтов»

Каждый педагог и каждый родитель сталкивается с проблемой детских конфликтов. Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Конфликты среди дошкольников – это первые жизненные уроки взаимодействия с равными людьми, момент взаимодействия с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Конфликт – (от лат. Сonflictus — ссора, столкновение, спор) определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновение противоположно направленных, с не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольнику еще трудно осознавать свой внутренний мир, чувства, эмоции, считаться с интересами, переживаниями и желаниями сверстников. Поэтому главная задача взрослых — научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения, помочь детям вместе найти выход из сложной ситуации, предлагая им варианты решения конфликта. Так как в дошкольном возрасте у ребенка формируется характер и эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию (от агрессии до страха). Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны. В разрешении детских конфликтов педагогу отводится главная роль в нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания. Нравоучения о справедливости, угрозы, внушение чувства вины ни к чему хорошему не приводят. Способность педагога владеть радикальными средствами для устранения причин конфликтной ситуации – является главным условием в проблемной ситуации.

Публикация «Консультация „Роль педагога в решении детских конфликтов“» размещена в разделах

Применить меры воспитательного воздействия – значит, учитывать нужды каждого. Использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску. Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности и личностные особенности детей для дальнейшей поведенческой коррекции. В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации конфликтные дети : Агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают. Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются. Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно. Сверхпокладистые – со всеми соглашаются. Всезнайки – считают себя выше, умнее других. Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться. Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас. Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика. Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом. Главное – знание возрастных особенностей ребенка. Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, неусидчивость, лживость, слабоволие – часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение. Деятельность педагога при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии: 1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин (кто участвовал в конфликте и кто знает, что произошло). Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».

2. Оценка целей конфликтной ситуации (открытым обсуждением, с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего) -утверждение личных притязаний; - умаление достоинств другой стороны; - корыстные устремления; Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны. 3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива (например, несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть). Педагог должен разрядить собственные и детские отрицательные эмоции. В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Очень важно в общении с ребенком находиться на уровне глаз, настроиться на ребенка, слушать с сочувствием, использовать в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторять наиболее важные мысли и чувства, т. е. подтверждать, отражать содержание информации и чувств ребенка. Главное, показывать принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивать и не давать советов, не приводить примеров, оставаться нейтральным, не принимая ничью сторону, получать интересующую его информацию, стараться поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Педагогу нельзя доминировать в беседе, он посредник, помощник.

Обсуждать нужно следующее:

- Что произошло? (сформулировать суть конфликта)

- Что привело к конфликту?

-Почему это произошло? (выяснить причины)

- Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства)

- Как быть в этой ситуации? (найти решение)

Методы профилактики конфликтов.

Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть : стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта. Группу детей в определенное время нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в группе здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Очень важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка (оценки должны касаться только поступков детей). Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля – это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.

Принципы, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс:

- Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу.

- Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.

- Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.

- Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Однако, средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жесткого авторитаризма, такие средства непродуктивны. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития. Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого можно использовать:

• сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации);

• имитационные игры (имитирующие в чистом виде какой-либо человеческий процесс); • интерактивные игры (игры на взаимодействие);

• социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);

• обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

• психогимнастика;

• чтение и обсуждение художественных произведений;

• просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;

• дискуссии

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Методы профилактики конфликтов у дошкольников» Методы профилактики конфликтов у дошкольников Конфликт между детьми – это, прежде всего следствие их неумения построить отношения друг.

Консультация для педагогов «Роль общения в работе педагога» Практическое занятие с элементами тренинга РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА. Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие.

Консультация для педагогов «Причины конфликтов в детском саду» С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты.

Консультация для педагогов «Роль педагога дошкольного образования в создании развивающей среды для одаренных детей» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.

Консультация «Причины возникновения конфликтов у дошкольников» Причины возникновения конфликтов у дошкольников (Информация для родителей) Причины возникновения конфликтов у дошкольников Ссоры, конфликты,.

Консультация «Работа с родителями при решении задач обучения и воспитания» Семья — это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно новую родившуюся личность. От семьи зависит, найдут ли возможность.

Рекомендации воспитателю по предотвращению детских конфликтов ПАМЯТКА «ДЕТСКИЕ КОНФЛИКТЫ» Главная страсть детей младшего возраста- игрушки. Маленькие дети еще не умеют координировать свои действия с.

Решение детских конфликтов средствами народного фольклора ДЕТСКИЕ МИРИЛКИ Детские конфликты происходят очень часто. Дети не умеют выходить из конфликтных ситуаций, они применяют силу, крик и плач,.

Роль детских художественных произведений в усвоении дошкольниками правил безопасностиРоль детских художественных произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность.

Роль педагога в организации театрализованной деятельности В организации театрализованной деятельности особая роль принадлежит педагогу, использующему различные технологии, обеспечивающие положительную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Роль педагога в решении детских конфликтов»
Опубликовано: 26 сентября 2019 в 09:26
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД