анастасия скворцова
Роль русской народной сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В этикете существует две основные нравственные категории- добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них, характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а так же с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать в художественных образах :
Публикация «Роль русской народной сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Как дружба помогает победить зло ("Зимовье ").
- Как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят")
- Что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка")
Народная сказка - благотворный источник для детского творчества. Сказка обогащает чувства и мысль ребенка, будит его воображение.
Ребенок очень рано знакомиться со сказками, и к пяти годам, когда можно углубленно работать с ним по этой теме, знает их в достаточном количестве. Воспитатель должен открыть детям новое в уже знакомых им сказках.
на одном из занятий целесообразно рассказать детям, как рождались сказки, как они передавались из уст в уста, от старшего к младшему, объяснить, что всеми любимые сказки про колобка, Снегурушку, рассказывали еще давным - давно.
Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, можно провести беседу, направленную на то, чтобы ребенок осознал характерные особенности этого жанра. Осознание детьми закономерностей этого жанра. Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к сочинению сказок. Педагог может рассказать, что есть люди, которые хорошо сказывают сказки - сказатели, но и те, кто сами их сочиняют - сказочники. Однако умение придумывать сказки формируется не сразу.
Нужно учить ребенка приемами сочинения : обдумыванию сюжета, образов, завершению сказки.
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница, а для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый). Идеал, для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя его со своими делами и поступками. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в нее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает : в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье друзей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси — лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказках «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка - сестричка и серый волк» и другие сказки. Любовь к труду, в народных сказках, всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. Старец всегда появляется в тот момент,когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, и помогает ему. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о предостерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии. Часто в сказках, старец задает вопросы типа «Кто? Почему? Откуда? Куда?». Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других («Мороз Иванович»). Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы, например животных. В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животными- помощниками. Они действуют как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание, недоступные человеку («Иван -царевич и серый волк»).
Существует такая категория сказок, в сюжетах которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств ребенка : запрет-нарушение-кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или «страшилки». Они включаются в фольклорный репертуар детей 5-6 лет (не раньше). Взрослые иногда отрицательно относятся к «страшилкам», но они так, же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных (вспомним крестьянские былинки об утопленниках, мертвецах и домовых, которые так любили рассказывать и дети, и взрослые в XIX веке.) В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда родителей нет (они умерли, уехали или уснули, т. е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых никогда нет полной семьи; внучка живет с бабушкой и дедушкой, отец — с тремя сыновьями, девочка с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.
В страшилках нет добрых помощников, и пощады не бывает, если дети не одумаются, т. е. отвественность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложиться на самого ребенка.
Стимулом для рассказывания сказок может стать игровая ситуация : дети — сказатели, получают необходимые атрибуты — шаль, очки, бороду и др. Главное вызвать у дошкольников стойкий интерес к сказке. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, можно провести беседу, направленную на то,чтобы ребенок осознал характерные особенности этого жанра. Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к сочинению сказок. Педагог может рассказать, что есть люди, которые хорошо рассказывают сказки — сказатели, но и те, кто сами их сочиняют — сказочники. Нужно учить ребенка приемам сочинения : обдумыванию сюжета, образов, завершению сказки.
Анализ литературы по данному запросу указывает, что материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их исключительным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются переходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость — результат борьбы, результат совместных усилий.
Характерные особенности сказок (оптимизм, образность и т. д.) позволяют использовать их при решении различных педагогических задач. Из всего этого следует нравственное воспитание можно осуществлять через все виды народных сказок, ибо нравственность, изначально заложена в их сюжетах.
Знакомство со сказками можно завершить - «изданием» сборника «Наши сказки», куда вошли бы лучшие сказки детей и лучшие рисунки к ним.
Таким образом мы видим, что :
сказка — источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов, игр - драматизаций. Сказка источник обогащения всех сторон речи (связная речь, грамматическое оформление, словарное богатство, образность, выразительность).
- сказка требует переключению внимания на восприятие. Любя сказку, дети стремятся к сотворчеству с автором или народом.