Папки-передвижки

Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников

Светлана Гурченкова
Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников

В настоящее время происходит процесс обновления содержания дошкольного образования, апробация новых педагогических технологий, поиск и овладение новыми методами и формами работы, совершенствование процесса воспитания дошкольников, в том числе и нравственного. Оно происходит с учетом всего лучшего, что было накоплено практикой и педагогической наукой.

Публикация «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Гармоническое развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственно-эстетического воспитания. Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе всегда тесно взаимосвязаны.

Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.

В этом процессе велико эстетическое воздействие искусства. Оно способно возбуждать и воспитывать глубокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства разных видов искусства, можно успешно влиять на формирование личности ребенка, с самого раннего возраста вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству

Воспитание у детей нравственных чувств - сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них этических представлений, обобщённых и дифференцированных (Что значит быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и. т. д.)

Особую роль в этом процессе играет художественное слово, а лучше всего сказка,именно сказка вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей и поступков. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. Всем известно, что у ребёнка - память сердце. Если он не научится сопереживать в детстве, то, став старше, он может остаться равнодушным ко всем проблемам - нравственного, эстетического, экологического и социального характера. Нет ничего хуже, чем холодное равнодушие человека. Сказка комплексно воздействует на сферы личности ребёнка, помогает воспитывать в нём нравственно-волевые качества, развивает чувства и эмоции.

Прививая детям чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления, я стремлюсь, прежде всего, сформировать у них свое отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. Именно формирование своего отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание.

Начальная диагностика нравственно –эстетических качеств личности дошкольников. Я выделила несколько критериев, по которым можно было определить уровень формирования нравственных качеств детей :

-Эмоциональный критерий (степень понимания детьми норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний);

-Когнитивный критерий (нравственные качества, объяснение поступков, соотношение поступка с качеством)

В ходе мониторинга выяснилось, что большинство детей испытывают трудности в задании по сюжетным картинкам на проявление отрицательного отношения к грубости, жадности, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. Так же дети затрудняются с ответами, иногда правильно оценивают поступки героев, но не дают никаких объяснений.

Многие русские и советские ученые-педагоги (К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, К. И. Чуковский, Н. С. Карпинская) и современные ученые и представители педагогической общественности (Ю. А. Азаров, Ш. А. Амонашвили, В. П. Аникин, Д. М. Арновская-Дубовис, Л. П. Бочкарева, Н. Ф. Виноградова, Е. Н. Водовозова, Т. С. Комарова, Т. В. Коршикова, Л. П. Стрелкова, A.M. Счастная, А. П. Усова, Л. Б. Фесюкова, Н. В. Шелгунов и другие.) указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании нравственно-эстетического воспитания в личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов.

Многие исследователи предлагали различные средства нравственно-эстетического развития. Одним из них является художественная литература, в особенности русская народная сказка, на ценности которой указывал К. Д. Ушинский.

Я считаю, что приобщение к русским народным сказкам способствует развитию нравственно-эстетических чувств детей. Так как любой язык закрепляет уровень нравственно-эстетического развития общества и, усваивая язык, дошкольник приобщается к нравственной культуре своих предков.

Народные сказки были предметом исследования многих известных ученых-фольклористов (В. П. Аникин, А. Н. Афанасьев, Т. В. Зуева, Е. Мелетинский, Э. В. Померанцева, Ю. М. Соколов, В. И. Чичеров и другие.). Они высоко ценили русские народные сказки за богатство идейного содержания, их познавательно-дидактическую сущность и неизменную художественную выразительность.

За последние годы проведено немало научных исследований, посвященных рассмотрению возможностей сказки в воспитании детей дошкольного возраста, однако работ, раскрывающих особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста с использованием народных сказок, явно недостаточно.

Это позволяет мне сделать вывод о том, что в практике использования сказок в нравственном и эстетическом воспитании дошкольников есть немало нерешенных проблем: нет системы работы по эффективному использованию народных сказок в формировании нравственно-эстетических качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; не выявлены педагогические условия эффективного использования народных сказок в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.

Так как результаты диагностики показали низкие результаты, нужна систематическая целенаправленная работа в этом направлении.

Основываясь на работу Фесюковой в ее издании «Воспитание книгой»

Я определила цель данной работы – изучение сказок как средство нравственно - эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Поставленная цель решается с помощью следующих задач:

1. Рассмотреть сказку как один из основных факторов нравственно-эстетического воспитания дошкольников. Выявить её роль и значение для воспитания личности ребёнка.

2. Изучить уровень сформированности нравственно-эстетических качеств детей.

3. Подобрать эффективные формы работы с детьми и формы взаимодействия с родителями.

4. Обогатить развивающую среду, применить материалы в работе с детьми и их родителями.

Мною была разработана технология работы с русской народной сказкой. Она включала:

1 этап. Подбор русских народных сказок.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям дошкольного возраста.

Работая в пед. мастерской я подобрала сказки для работы с детьми на год по средней- подготовительной групп, разработала цикл занятий по художественной литературе.

2 этап. Преподнесение русской народной сказки.

Педагоги предпочитают сказки читать – конечно, это проще, быстрее. Но именно при рассказывании создаются возможности для особых контактов с ребенком, усиления эмоционального воздействия на него. Это выражается в интонации, мимике, жестах воспитателя при чтении сказки.

3 этап. Осмысление русской народной сказки, которое включает в себя беседу по содержанию сказки (работа над пониманием жанровых особенностей сказки, работа над характеристикой персонажей, взятие роли, вхождение в образ героев сказки, действия от лица персонажа, моделирование сказки, соединение сказок, когда герой с присущими ему нравственными качествами из одной сказки переносится в другую.

Для эстетического и нравственного воспитания дошкольников я использовала разнообразные формы работы со сказкой. К ним относятся инсценирование сказок, иллюстрирование сказок чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Драматизируя сказку, ребенок пользовался языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становилось его собственным достоянием.

Также я предлагала детям узнать новую сказку у бабушки, дедушки или у родителей, а затем рассказать ее остальным детям в группе.

Мною была проведена викторина под девизом «Сказки водят хоровод».

Успех работы, эмоциональное отношение детей к сказке позволил обогатить технологию еще одним элементом – сочинение сказок с детьми.

Были проведены занятия по изобразительной деятельности на тему «Русские народные сказки», на которых дети изображали знакомые им сказки.

Вместе с детьми мы изготовили коллективные коллажи по сказкам, пальчиковые и настольные куклы для театров.

Были изготовлены лэпбуки «Мои любимые сказки», «Русские народные сказки», которые помогают в работе с детьми.

В своей работе над сказкой я применяла моделирование сказки. Используя модель сказки, я пришли к выводу, что детям это интересно. Занятия проходили в более живой форме, где дети выполняли игровые упражнения, драматизировали отдельные кусочки сказки, принимали участие в настольных и подвижных играх. А самое главное, что дети хотели рассказывать сказку, были более активны, внимательны друг к другу.

Вместе с детьми и родителями мы занимались проектной деятельностью. Мною были разработаны творческие проекты: «Русские народные сказки», «Мир сказок Г. Х. Андерсена».Была проведена большая и интересная работа. Также по мотивам сказок Г. Х. Андерсена был поставлен новогодний праздник и детско-родительский праздник. Родители принимают активное участие во всех мероприятиях, выставках совместных с детьми работ.

Как было отмечено раннее, что сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. Все это мы стали наблюдать у детей. Дети стали использовать в речи слова, которые характеризуют поступки детей: «Илюша, ты должен быть красивым, привлекательным, обаятельным, восхитительным, как тот принц. И тогда станешь им»

Итоговая диагностика проказала высокие результаты.

Таким образом, русская народная сказка оказывает положительное влияние на нравственно-эстетическое развитие дошкольников, приучает их ориентироваться на нравственные и эстетические идеалы, находить в современной действительности их аналоги и выражать их в собственной речи.

Заключение

Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. В любое время совместное чтение сказок дают много и маленькому, и взрослому человеку помогают им сблизиться душой.

Роль детских сказок не ограничивается только приятным время препровождением. Сказку можно использовать как способ снятие тревоги у ребенка. Задача воспитание детей сказками довольно сложная. Надо учесть ряд моментов, связанных с особенностями вашего ребенка. В сказке заложена многовековая народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть. Это очень важно в воспитании детей на сказках.

Моральное воспитание ребенка возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Формируя нравственные представления у ребёнка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

По словам философа и педагога И. А. Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость».

Публикации по теме:

Консультация для родителей и педагогов «Роль природы в эстетическом воспитании детей» Муниципальное дошкольное-образовательное учреждение «детский сад № 10» Консультация для родителей и педагогов «Роль природы в эстетическом.

Консультация для родителей «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании личности ребенка» Консультация для родителей «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании личности ребенка» «Отец и мать — величайшие авторитеты для.

Отчет по самообразованию «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» в средней группеОтчет по самообразованию «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» в средней группе Моя тема по самообразованию «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников. Актуальность В настоящее время мы все чаще наблюдаем.

Презентация к мастер-классу «Роль экологической сказки в воспитании дошкольников» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Роль экологической сказки в воспитании дошкольников» МКДОУ «Детский сад «Харада» Мастер класс для педагогов.

Презентация на тему «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников в детском доме» В видео показан опыт работы музыкального руководителя Государственного Дошкольного Образовательного Учреждения "Донецкий детский дом №1.

Роль детской книги в нравственно-патриотическом воспитании Консультация для воспитателей. Тема. Роль детской книги в нравственно-патриотическом воспитании детей. Часто мы говорим: «Книга — это открытие.

Роль книги в нравственно — патриотическом воспитании детей Консультация для родителей: "Роль книги в нравственно – патриотическом воспитании детей " Подготовила и провела воспитатель Аминова З. Т.

Консультация «Роль сказки в воспитании ребенка» Роль сказки в жизни ребенка имеет большое воспитательное значение. Язык сказки понятен ребенку, позволяет объяснить и понять ребенку разницу.

Сказки и их роль в воспитании детей «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» А. С. Пушкин Со сказкой человек знакомится в самом начале жизненного пути, сопутствует.

План работы по самообразованию на по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» Индивидуальный план методической работы. План по самообразованию. Зинина Т. В. МБДОУ № 4 Образование –средне -специальное План работы по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 25 августа 2019 в 13:57
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД