Консультация «Роль сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Наталья Тихоненко
Консультация «Роль сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Введение

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами …»

В. А. Сухомлинский

Сказка - средство эмоционально - волевого развития и духовно - нравственного воспитания дошкольников.

Сказка является одним из самых доступных средств для нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

Паспорт проектной деятельности

Вид проекта: Творческий, игровой.

Цель проекта: Формирование нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе сказок.

Задачи:

Побуждать у детей интерес к сказкам.

Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными, авторскими и сказками народов мира.

Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта: Долгосрочный. 1 учебный год.

Актуальность: Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Духовно - нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях современного мира наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочное действие из нравственно - поучительного в чисто развлекательное.

Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

Ожидаемый результат.Реализация данного проекта позволит:

Формированию умения детей разрешать конфликтные ситуации.

Содействовать развитию образной речи дошкольников и речевого творчества.

Формированию позиции бережного отношения к окружающему миру.

Усвоению детьми общечеловеческих ценностей и морально-нравственных норм поведения.

Гипотеза: Если в педагогическом процессе использовать воспитательные возможности сказок, то это окажет влияние на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Этапы работы над проектом

I.Подготовительный этап (сентябрь – октябрь)

Поставить цель, исходя из интересов детей.

Определить задачи проекта.

Подобрать и изучить методическую литературу.

Подобрать дидактические игры.

II.Основной этап (октябрь – апрель)

Решение поставленных задач.

Проведение намеченных занятий, мероприятий проекта.

Оформление развивающих зон.

III.Заключительный этап (апрель – май)

Проведение досуга «Вместе со сказкой жить».

Определение результативности реализации проекта путем анализа данных мониторинга.

Подготовка презентации по деятельности данного проекта.

Основное содержание проекта

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Я. А. Коменский в своем трактате «наставление нравов»приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней».Там же цитировал народное изречение: «кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог - демократ Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

В. А. Сухомлинский говорил о том, что нравственным воспитанием ребенка необходимо заниматься, учить «умению чувствовать человека».Он замечал: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания.

Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

В системе воспитания подрастающего поколения, на каждом возрастном этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании дошкольников, считает Ю. К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.

Н. И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, обучении, в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонение от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности среди окружающих. Для формирования любого нравственного представления важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. Большую роль в формировании нравственных представлений играет сказка. Любая сказкаимеет социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно - образной значимости. Сказка является одним из важнейших нравственно - педагогических средств формирования личности. Сказке, как любому явлению искусства, присуща компенсаторная функция.Любой человек ограничен в своем индивидуальном жизненном опыте: со временем, в пространстве, профессионально, событийно, ограничен половой дифференциацией и т. д. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Проводя работу в данном направлении я уделяю большое внимание организации предметно – развивающей среды в группе. В окружении ребенка находятся стимулирующие материалы, используемые в процессе специально организованного обучения, и так называемые «свободные», т. е. предоставляющие возможность применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.

Игровое пространство организовано таким образом, чтобы дети имели возможность проводить многовариантные игры, создано пространство для самостоятельного закрепления материалов знакомых сказок по иллюстрациям, дидактическим играм,

художественно - творческой деятельности, которая дает им возможность реализовывать свои склонности к открытию, применять свою фантазию.

Данный проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей нравственных представлений. В содержании проекта прослеживается целостный процесс, приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Интерес детей к сказке способствует пониманию ее содержания. Герои произведения становятся ближе, понятнее. Сочувствие персонажам, волнение за их судьбу приобретают осознанный характер. Такие же переживания дети начинают испытывать в аналогичных жизненных случаях. Переживая, осмысливая то, что им читают, дети в сущности осмысливают и оценивают действительность, в условиях которой они живут. Они учатся сопоставлять простые, доступные их пониманию жизненные явления с отражением их художественных литературных образах. Чтобы дети лучше усвоили способ построения сказки,я использую разнообразные приемы:

показ кукольного театра;

драматизация сказки;

рисование отдельных элементов сказок.

Лучшему усвоению содержания сказкиспособствуют такие приемы:

демонстрация рисунков, на которых изображены герои сказки с ярко выраженными нравственными характеристиками; словесные зарисовки.

Детям предлагаю вообразить себя художниками и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к сказке и почему. Предлагаю прослушивание сказки в грамзаписи, пропеть песенку из сказки или проговорить ту или иную фразу. В процессе слушания произведения, дети понимают и переживают его содержание, дают правильную оценку его героям. У них возникают ясные,конкретные образы: в своем воображении они представляют себе, как надо действовать в данной ситуации.

Большой интерес и желание у детей вызывает работа у зеркала, такие задания детям очень нравятся. Например, предлагаю показать «сердитого дедушку», «цветок»;игры: «Что хорошо, что плохо», «Кто говорит», «Ай да Иванушка! Вот ведь чудак». В процессе работы над формированием нравственных представлений средствами сказок детям предлагаю придумать свою концовку сказки.

Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста применяются взаимосвязано, в комплексе, а не изолированно друг от друга. Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.

Этапы работы со сказкой

Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Одним из важнейших направлений работы является включение семьи воспитанника в образовательный процесс. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. В данном проекте предусмотрено содержание работы с семьями воспитанников.

Результаты работы

Для выявления уровня сформированности нравственных представлений я провела диагностику по методике, предложенной Г. А. Урунтаевой в книге «Диагностическое обследование детей».

Критерии сформированности нравственных представлений

1. Устойчивость нравственных представлений.

а) Понимает ли смысл сказки.

б) Какие нравственные качества в сказке выделяет.

в) Эмоциональное состояние после прочтения сказки.

2. Нравственная оценка.

а) Насколько развернуто, последовательно объясняет ситуацию.

б) Каким литературным героям он стремится подражать, какие

нравственные качества он выделяет.

Уровни сформированности нравственных представлений детей дошкольного возраста.

Высокий уровень:

Ребенок хорошо понимает смысл сказки, отвечает на поставленные вопросы, может выделить нравственные качества в сказке, эмоционально реагирует на события в сказке, правильно мотивирует предполагаемый поступок, отражает в речи нравственные качества, развернуто последовательно объясняет ситуацию, дат полную нравственную характеристику героям.

Средний уровень:

Ребенок понимает смысл сказки, но не может выделить нравственные качества в сказке, не всегда эмоционален, не всегда мотивирует предполагаемый поступок, характерен повтор за лидером, часто соглашается с его мнением. Во время беседы по содержанию сказки, молчалив, имеет трудности в поддержании диалога.

Низкий уровень:

Ребенок не всегда понимает смысл сказки, не выделяет в ней нравственные качества, чтение сказки не вызывает у него никакого эмоционального состояния, вообще не может мотивировать предполагаемый поступок, ситуацию описывает непоследовательно, очень кратко, но ребенок с удовольствием вступает во взаимоотношения со взрослым, обычно это происходит по инициативе взрослого.

Если на начало работы с детьми (сентябрь 2016)результаты диагностических исследований составляли:

Устойчивость нравственных представлений:

• высокий уровень – 24%;

• средний уровень – 52%;

• низкий уровень – 24%;

Нравственная оценка:

• высокий уровень – 26%;

• средний уровень – 38%;

• низкий уровень – 36%;

то в конце работы (май 2017)мною были получены следующие результаты:

Устойчивость нравственных представлений:

• высокий уровень – 76%;

• средний уровень – 24%;

• низкий уровень – 0%;

Нравственная оценка:

• высокий уровень – 70%;

• средний уровень – 30%;

• низкий уровень – 0%;

Таким образом, динамика уровня сформированности нравственных представлений воспитанников позволила мне сделать вывод, что сказка является эффективным средством формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.

Из всего этого следует: нравственное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Список Литературы

1. Аникин В. П., Русская народная сказка. Москва Просвещение, 1977 г.

2. Бобкова Т. И., Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР. Москва Творческий центр, 2008 г.

3. Бойчук И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Детство-пресс. Санкт-Петербург. 2013.

4. Бойчук И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. Детство-пресс. Санкт-Петербург. 2013.

5. Бородиг А. М., Методика развития речи детей. Москва Просвещение, 1981 г.

6. Дмитриева И. Г., Требухина Е. А. «Целостный подход к духовно -нравственному воспитанию дошкольника». –М: 2005г.

7. Короткова Л. Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, М., 2008.

8. Логинова В. И., Ребенок и книга. Санкт-Петербург Акцидент, 1996 г.

9. Петрова Т. И., Театрализованные игры в детском саду. Школьная пресса, 2000 г.

10. Садилова О. А. «Волшебные сказки. Духовно – нравственное воспитание детей и подростков»- М: 2005г.

11. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М.: ACADEMA 1999 г.

12. Ушакова О. С., Гавриш Н. В., Знакомим дошкольников с литературой. Москва ТЦ Сфера, 2003 г.

13. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой, М.: АСТ, 2000 г.

14. Шорохова О. А., Играем в сказку. Москва Творческий центр, 2006 г.

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания на тему «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей» Конспект родительского собрания на тему: «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей» Дата проведения: 17. 02. 2017 г Цель: формирование.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей» Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании ребенка» Консультация для родителей ранней группы "Роль сказки в воспитании ребенка" "И нельзя без сказки нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще.

Консультация на тему: «Роль сказки в экологическом воспитании ребенка» В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе». Бэкон.

Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Из опыта работыРоль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Из опыта работы Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Из опыта работы. В наше время остро стоит проблема духовно-нравственного.

Роль родителей в духовно-нравственном воспитании детей Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №26 (дошкольное отделение) Статья на тему:.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Роль семьи в нравственном воспитании детей Что же представляет собой нравственное воспитание? В словаре русского языка С. И. Ожегова слово воспитание означает навыки поведения, привитые.

Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников. Гринева Ирина Павловна, воспитатель ГБДОУ №75 Приморского района Санкт-Петербурга «Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников».

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Консультация «Роль сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 октября 2017 в 06:06
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Всемирный день снега

Инициатором и основателем проведения праздника является Международная федерация лыжного спорта (FIS), учредив его под жизнеутверждающим девизом «Насладиться, ознакомиться и испытать!» По замыслу...

19 января. День сравнения на МААМ

Что, как и с чем сравнивать — этому вопросу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей сравнению или закрепить у них это умение.

Дидактическая игра по ФЭМП «Составить число из двух меньших чисел с помощью ломаных...
Цель: формировать у детей подготовительной к школе группы умение составлять числа из двух меньших чисел, используя ломаные линии. Задачи: - учить детей...
Фотоотчет творческих работ по ИЗО с элементами аппликации «Снежинок хоровод» (1 и 2...
С неба звёзды падают, Лягут на поля. Пусть под ними скроется Чёрная земля. Много-много звёздочек Тонких, как стекло; Звёздочки холодные, А земле...
Конспект интегрированного НОД по познавательному развитию в младшей группе...
Программное содержание: Формировать представление о внешнем виде коровы ( большая, есть туловище, голова, на голове глаза, уши, рот, рога; четыре ноги с...