Лучший педагог года 2022

Роль учителя-дефектолога в развитии познавательных интересов детей с ОВЗ

Мурмель Олеся
Роль учителя-дефектолога в развитии познавательных интересов детей с ОВЗ

Учитель - дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих особые образовательные потребности. Целью работы учителя-дефектолога является создание условий для развития и адаптации ребё нка в различных сферах жизни: социальной, учебной, бытовой и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

Роль в развитии познавательных интересов учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка, развивает основные психические процессы, т. к. познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью психических процессов: восприятие, мышление, память, внимание, речь. Познавательная активность проявляется в отношении ребёнка к содержанию и процессу обучения, в стремлении овладеть знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.

Особенностью проведения коррекционно-развивающих занятий для повышения познавательной активности является использование дефектологом специальных приемов и методов, игр и упражнений, способствующих активизации познавательной сферы, с помощью которых можно изучаемую тему донести интересно и увлекательно.

Основные направления коррекционной работы, реализуемые учителем-дефектологом :

- развитие речи,

- ознакомление с окружающим миром,

- развитие элементарных математических представление,

В процессе занятий решаются следующие задачи: пополнение и активизация словарного запаса; обучение навыкам связного диалогического высказывания; активизация речевых высказываний детей на занятиях и в игровой деятельности, уточнения значений слов, расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; ребенка знакомят с основами безопасности жизни, экологических знаний, сенсорного развития (ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др., познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.).

Занятия, которые проводятся с детьми, выстраиваются в игровой форме. На занятиях предполагается подгрупповая и индивидуальная формы организации детей. Дидактические игры и игровые упражнения подбираются соответственно возрасту детей, уровню их развития, теме занятии. В ходе этих игр и упражнений решаются такие задачи как: развитие внимания, развитие умения анализировать, сравнивать, развитие слухового восприятия, развитие фонематического слуха, развитие тактильно-двигательного восприятия и др. А также задача развития и поддержания детского интереса к занятиям. Например, для создания положительного эмоционального настроя и объединения детей на занятии используются психологические упражнения «Доброе животное», «Приветствие», «Отражение в зеркале», «Клубочек».

Этапы каждого занятия логически вытекают друг из друга, постепенно усложняются от занятия к занятию и решают общую проблему развития познавательного интереса у детей с ОВЗ.

Таким образом у детей на дефектологических занятиях

улучшаются коммуникативные навыки;

речь более внятная, естественная, эмоциональная;

использование в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации;

улучшается динамика развития связной речи.

То есть развивается познавательная активность, т. к получают элементарные представления на моих занятиях.

В связи с этим видна роль дефектолога, который может предупредить последующие нарушения в развитии, максимально компенсируя отклоняющее развитие, ведь если у ребёнка не сформированы, математических представлений или нет элементарных знаний об окружающем мире, он будет отставать в учебном процессе. Поэтому роль учителя – дефектолога состоит в развитии и формировании навыков, представлений, желании познавать что-то новое, ориентироваться в своих знаниях в дальнейшем.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Дидактическое пособие учителя-дефектолога «Цветные кастрюли»Дидактическое пособие учителя-дефектолога «Цветные кастрюли» Дидактическое пособие для детей «Цветные кастрюли» Автор пособия: Конькова Анна Вячеславовна, учитель-дефектолог, МКДОУ д/с № 10 г. Еманжелинска.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль учителя-дефектолога в развитии познавательных интересов детей с ОВЗ
Опубликовано: 5 декабря 2022 в 10:53
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 февраля. День зимнего пейзажа

 Каждое время года красиво по-своему, и у каждого свой пейзаж. Царственная величественная красота зимы воспета писателями, поэтами и художниками. Зимние пейзажи строгие и лаконичны, они хранят в себе...

1 февраля. Всемирный день чтения вслух

1 февраля книголюбы и книгочеи во всём мире отмечают Международный день чтения вслух. Праздник этот придумала общественная организация LitWorld – для того, чтобы подчеркнуть, как важно в процессе чтения...


Горячие темочки