«Роль учителя — логопеда в формировании готовности детей с ФФНР к обучению в школе»

Михайловская Ольга
«Роль учителя — логопеда в формировании готовности детей с ФФНР к обучению в школе»

С введение нового Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

Начальная школа начинается с предшкольного образования.

Преемственность детского сада и школы - содержательная и двусторонняя связь:

Преемственность с позиции школы: это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка. Пройденное осмысливается на более высоком уровне.

Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность точки зрения детского сада: это ориентация на современные требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе.

Существуют требования школы к речевым навыкам первоклассника, они выглядят так:

• ясное произношение всех звуков родного языка;

• полная сформированность фонематических процессов;

• умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка;

готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи;

• умение ребенка говорить, меняя динамику и темп речи;

• использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение;

• должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;

• ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;

• уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.

Но, к сожалению речевое развитие первоклассника зачастую далеко от идеала, и нам встречаются такие нарушения, как:

несформированность звуковой стороны речи;

• незаконченность формирования фонематического восприятия;

• бедность словарного запаса;

• нарушения в грамматическом оформлении речи;

• ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога;

• низкий уровень операций обобщения, способности выделять существенные признаки предметов и явлений;

• слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями.

Исходя из того, что речевое развитие ребёнка начинается до школы, в его коррекции участвует учитель - логопед ДОУ на логопедическом пункте.

Целью деятельности логопедического пункта ДОУ является: оказание своевременной помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной речи.

Задачами логопедического пункта ДОУ являются:

• Своевременное выявление нарушений развития речи детей. Определение уровня и характера нарушения;

• Обеспечить систему средств и условий для устранения у детей речевых недостатков;

• Устранить дефекты звукопроизношения и развивать фонематический слух;

• Развивать навыки звукового анализа и синтеза (формирующего предпосылки к овладению письма и чтения);

• Уточнить, расширить и обогатить лексический запас;

Сформировать грамматический строй речи;

• Развить связную речь.

Диагностическое направление: комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, что позволяет провести качественную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции. Логопедическое обследование является структурным компонентом системы работы по развитию звукопроизносительной стороны речи и предполагает:

• установление контакта с ребёнком;

• сбор информации об особенностях раннего речевого развития;

• диагностику уровня развития ВПФ: двигательной сферы, слухоречевой и зрительной памяти, наглядно-образного и вербально-логического мышления, импрессивной и экспрессивной речи, зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия;

• разработку перспективного плана индивидуальной коррекционной работы;

• отслеживание динамики в состоянии произносительной стороны речи (фонематического восприятия, речевой моторики) и слухо-зрительно-двигательной координации (сопоставление результатов обследования до начала обучения, в середине цикла и по его завершении: сентябрь, январь, май). По обследованию психических процессов используем пособия С. Д. Забрамной,; по обследованию речевых процессов применяем методику Елены Косиновой «Логопедические тесты» на соответствие речевого развития (от 2 до 7 лет); О. Б. Иншакова "Альбом для логопеда".

Для реализации задачи исследования разработан протокол обследования по всем возрастным группам, "Речевая карта".

Дети с какими нарушениями зачисляются в логопункт ДОУ?

Логопункт при ДОУ организован для оказания логопедической помощи детям дошкольного возраста (3-7 лет) с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, реже с общим недоразвитием речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития у детей является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи детей отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Нарушения проявляются в неточном употреблении слов, в поиске подходящих слов, в трудностях актуализации словаря, обедненности словарного запаса, несмотря на то, что состояние пассивного словаря находится в пределах нормы. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом.

Следовательно, у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечается недостаточная готовность к овладению грамотой и подготовке к школе.

Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает:

• Развитием артикуляционного аппарата. Постановкой, автоматизаций и дифференциацией нарушенных звуков (ребенок к школе должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп).

• Развитием фонематических процессов (дети учатся выделять звук из состава слова, проводить звуковой анализ и синтез слов разной сложности, знакомятся с буквами). Наши выпускники знают и правильно употребляют термины «звук», «буква», «слог», «слово, «предложение», различают гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. Таким образом, они идут в школу владеющие навыками звукового анализа и синтеза).

• Развитием связной речи, лексико-грамматического строя речи (дети должны составлять разные виды рассказов, уметь рассуждать, анализировать, решать проблемные ситуации).

• Развитием мелкой моторики (дети должны уметь создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти, правильно держать руку, карандаш, кисть).

• Развитием речевого дыхания (работа над обеспечением нормализации звукообразования, которое создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности).

Коррекционно- развивающее направление логопедического пункта ДОУ:

Основная организационная форма коррекционной работы в логопедическом пункте – индивидуальные занятия. Они дают наилучший эффект. Цель – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Частота и продолжительность индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и психофизическими особенностями детей (от 3 до 5 раз в неделю). Длительность проведения занятий — от 15 до 20 мин. Групповые занятия организуются по мере необходимости на определенных этапах логопедической работы, если есть дети одного возраста, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Длительность подгрупповых занятий от 15 до 30 мин., в зависимости от возраста детей. Частота проведения подгрупповых занятий определяется степенью выраженности нарушенных структурных компонентов речи.

Работа по подготовке детей с ФФНР к школе должна включаться в каждое логопедическое занятие. Основными формами этой работы являются упражнения, игровые приемы и игры, т. к. ведущим видом деятельности дошкольников является именно игра. Логопед должен также создать доброжелательную обстановку на своих занятиях, укрепить веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Развивать в детях навыки общения, сотрудничества. Все это пригодится ребенку в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

Формированию качеств, необходимых будущему первокласснику, помогает комплексная система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации педагогического процесса в целом. Необходимо включать педагогов ДОУ и родителей в процесс комплексной подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом период подготовки детей с ФФНР к школе, мы создаем коррекционно-педагогические условия для полного общего развития ребенка с учетом его особенностей и потребностей. Благодаря этому наши выпускники оказываются полностью адаптированными и подготовленными к школьному обучению.

Публикации по теме:

Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевая готовность детей к школе» Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевая готовность детей к школе» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 г. Шебекино».

Роль социального интеллекта в психологической готовности к обучению у дошкольников Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи,.

Консультация для родителей и воспитателей «Роль семьи и детского сада в формировании физической готовности ребенка к школе» Физическая готовность – это состояние здоровья ребенка, определенный уровень зрелости его организма, необходимый уровень развития двигательных.

Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность детей к школе» «Речевая готовность детей к школе» Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Роль родителей в работе по коррекции звукопроизношения у детей» В детском саду Вашего ребёнка зачислили на логопедический пункт, и логопед проводит с ним занятия 2-3 раза в неделю. К сожалению, многие.

Методическая помощь учителя-логопеда при подготовке ООД по обучению рассказыванию Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей.

Презентация для педагогов и родителей «Роль семьи и детского сада в формировании физической готовности ребенка к школе» Физическая готовность – это состояние здоровья ребенка, определенный уровень зрелости его организма, необходимый уровень развития двигательных.

Презентация «Формирование готовности детей дошкольного возраста с нарушениями речи к обучению в школе» .

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
«Роль учителя — логопеда в формировании готовности детей с ФФНР к обучению в школе»
Опубликовано: 24 марта 2019 в 15:07
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

Фоторепортаж о кружковых занятиях по знакомству с буквой о и звуком [O] во второй...
Букве О и звуку [O] посвящено 2 занятия. 1. Рассмотрели складовые картинки ОГУРЕЦ, КОЗА, ВОЛК, ГНОМ, ВЕДРО, ВОРОНА. 2. Определили место буквы в словах:...
Консультация для родителей: «Подъязычная уздечка»
Многих родителей интересует вопрос: как научить ребёнка произносить все звуки речи до поступления в школу? Причин возникновения речевых дефектов много и...
Сценарий праздника «Осенины у бабушки Арины и деда Матвея»
Осенины у деда Матвея и бабушки Арины. 2 младшая, средняя группа. Музыкальные руководители МДОУ "Колосок" Жулдыбина Ю. В, Пылихина О. М. Под...