Получи документы

«Роль учителя — логопеда в формировании готовности детей с ФФНР к обучению в школе»

Михайловская Ольга
«Роль учителя — логопеда в формировании готовности детей с ФФНР к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы

С введение нового Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

Начальная школа начинается с предшкольного образования.

Преемственность детского сада и школы - содержательная и двусторонняя связь:

Преемственность с позиции школы : это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка. Пройденное осмысливается на более высоком уровне.

Публикация «„Роль учителя — логопеда в формировании готовности детей с ФФНР к обучению в школе“» размещена в разделах

Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность точки зрения детского сада: это ориентация на современные требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе.

Существуют требования школы к речевым навыкам первоклассника, они выглядят так:

• ясное произношение всех звуков родного языка;

• полная сформированность фонематических процессов;

• умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка;

готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи;

• умение ребенка говорить, меняя динамику и темп речи;

• использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение;

• должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;

• ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;

• уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.

Но, к сожалению речевое развитие первоклассника зачастую далеко от идеала, и нам встречаются такие нарушения, как:

несформированность звуковой стороны речи;

• незаконченность формирования фонематического восприятия;

• бедность словарного запаса;

• нарушения в грамматическом оформлении речи;

• ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога;

• низкий уровень операций обобщения, способности выделять существенные признаки предметов и явлений;

• слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями.

Исходя из того, что речевое развитие ребёнка начинается до школы, в его коррекции участвует учитель - логопед ДОУ на логопедическом пункте.

Целью деятельности логопедического пункта ДОУ является : оказание своевременной помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной речи.

Задачами логопедического пункта ДОУ являются :

• Своевременное выявление нарушений развития речи детей. Определение уровня и характера нарушения;

• Обеспечить систему средств и условий для устранения у детей речевых недостатков;

• Устранить дефекты звукопроизношения и развивать фонематический слух;

• Развивать навыки звукового анализа и синтеза (формирующего предпосылки к овладению письма и чтения);

• Уточнить, расширить и обогатить лексический запас;

Сформировать грамматический строй речи;

• Развить связную речь.

Диагностическое направление: комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, что позволяет провести качественную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции. Логопедическое обследование является структурным компонентом системы работы по развитию звукопроизносительной стороны речи и предполагает:

• установление контакта с ребёнком;

• сбор информации об особенностях раннего речевого развития;

диагностику уровня развития ВПФ: двигательной сферы, слухоречевой и зрительной памяти, наглядно-образного и вербально-логического мышления, импрессивной и экспрессивной речи, зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия;

• разработку перспективного плана индивидуальной коррекционной работы;

• отслеживание динамики в состоянии произносительной стороны речи (фонематического восприятия, речевой моторики) и слухо-зрительно-двигательной координации (сопоставление результатов обследования до начала обучения, в середине цикла и по его завершении: сентябрь, январь, май). По обследованию психических процессов используем пособия С. Д. Забрамной,; по обследованию речевых процессов применяем методику Елены Косиновой «Логопедические тесты» на соответствие речевого развития (от 2 до 7 лет); О. Б. Иншакова "Альбом для логопеда".

Для реализации задачи исследования разработан протокол обследования по всем возрастным группам, "Речевая карта".

Дети с какими нарушениями зачисляются в логопункт ДОУ?

Логопункт при ДОУ организован для оказания логопедической помощи детям дошкольного возраста (3-7 лет) с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, реже с общим недоразвитием речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития у детей является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи детей отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Нарушения проявляются в неточном употреблении слов, в поиске подходящих слов, в трудностях актуализации словаря, обедненности словарного запаса, несмотря на то, что состояние пассивного словаря находится в пределах нормы. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом.

Следовательно, у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечается недостаточная готовность к овладению грамотой и подготовке к школе.

Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает :

• Развитием артикуляционного аппарата. Постановкой, автоматизаций и дифференциацией нарушенных звуков (ребенок к школе должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп).

• Развитием фонематических процессов (дети учатся выделять звук из состава слова, проводить звуковой анализ и синтез слов разной сложности, знакомятся с буквами). Наши выпускники знают и правильно употребляют термины «звук», «буква», «слог», «слово, «предложение», различают гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. Таким образом, они идут в школу владеющие навыками звукового анализа и синтеза).

• Развитием связной речи, лексико-грамматического строя речи (дети должны составлять разные виды рассказов, уметь рассуждать, анализировать, решать проблемные ситуации).

• Развитием мелкой моторики (дети должны уметь создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти, правильно держать руку, карандаш, кисть).

• Развитием речевого дыхания (работа над обеспечением нормализации звукообразования, которое создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности).

Коррекционно- развивающее направление логопедического пункта ДОУ :

Основная организационная форма коррекционной работы в логопедическом пункте – индивидуальные занятия. Они дают наилучший эффект. Цель – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Частота и продолжительность индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и психофизическими особенностями детей (от 3 до 5 раз в неделю). Длительность проведения занятий — от 15 до 20 мин. Групповые занятия организуются по мере необходимости на определенных этапах логопедической работы, если есть дети одного возраста, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Длительность подгрупповых занятий от 15 до 30 мин., в зависимости от возраста детей. Частота проведения подгрупповых занятий определяется степенью выраженности нарушенных структурных компонентов речи.

Работа по подготовке детей с ФФНР к школе должна включаться в каждое логопедическое занятие. Основными формами этой работы являются упражнения, игровые приемы и игры, т. к. ведущим видом деятельности дошкольников является именно игра. Логопед должен также создать доброжелательную обстановку на своих занятиях, укрепить веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Развивать в детях навыки общения, сотрудничества. Все это пригодится ребенку в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

Формированию качеств, необходимых будущему первокласснику, помогает комплексная система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации педагогического процесса в целом. Необходимо включать педагогов ДОУ и родителей в процесс комплексной подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом период подготовки детей с ФФНР к школе, мы создаем коррекционно-педагогические условия для полного общего развития ребенка с учетом его особенностей и потребностей. Благодаря этому наши выпускники оказываются полностью адаптированными и подготовленными к школьному обучению.

Публикации по теме:

Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевая готовность детей к школе» Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевая готовность детей к школе» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 г. Шебекино».

Роль социального интеллекта в психологической готовности к обучению у дошкольников Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи,.

Консультация для родителей и воспитателей «Роль семьи и детского сада в формировании физической готовности ребенка к школе» Физическая готовность – это состояние здоровья ребенка, определенный уровень зрелости его организма, необходимый уровень развития двигательных.

Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность детей к школе» «Речевая готовность детей к школе» Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Роль родителей в работе по коррекции звукопроизношения у детей» В детском саду Вашего ребёнка зачислили на логопедический пункт, и логопед проводит с ним занятия 2-3 раза в неделю. К сожалению, многие.

Методическая помощь учителя-логопеда при подготовке ООД по обучению рассказыванию Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей.

Презентация для педагогов и родителей «Роль семьи и детского сада в формировании физической готовности ребенка к школе» Физическая готовность – это состояние здоровья ребенка, определенный уровень зрелости его организма, необходимый уровень развития двигательных.

Презентация «Формирование готовности детей дошкольного возраста с нарушениями речи к обучению в школе» .

Психологические критерии готовности ребёнка 6-ти лет к обучению в школе Психологические критерии готовности ребёнка 6-ти лет к обучению в школе. Консультация для воспитателей Подготовка детей к школе – задача.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Аннотация. Описаны особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Роль учителя — логопеда в формировании готовности детей с ФФНР к обучению в школе»
Опубликовано: 24 марта 2019 в 15:07
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Роль учителя — логопеда в формировании готовности детей с ФФНР к обучению в школе»» (включая файлы) размещена пользователем Михайловская Ольга (УИ 1344571) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД