Папки-передвижки

Роль устного народного творчества в развитии речи детей

Яна Сидякина
Роль устного народного творчества в развитии речи детей

«Роль устного народного творчества в развитии речи детей».

Опыт работы.

Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. Чем раньше соприкасается с ним ребёнок, тем лучше.

Публикация «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» размещена в разделах

Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать статистические возможности родного языка. Он открывает детям жизнь в разных ее проявлениях, во всем многообразии красок. Нельзя говорить с детьми серым, бесцветным языком. Нельзя подменять живую речь официальным, канцелярским языком.

Работу по данной теме я начала два года назад. Прежде чем начать мы изучили методическую литературу, психологические особенности развития речи детей – дошкольников, и приступили к работе. Для всякой успешной работы необходима системность и последовательность. Чтобы спланировать работу, нужно было выявить начальный уровень знаний детей. В начале учебного года мы провели мониторинг с целью выявления знаний по следующим вопросам:

1. Уровень развития речи детей.

2. Знание детьми малых фольклорных форм.

3. Понимание детьми содержание произведения устного народного творчества.

4. Использование фольклора в повседневной разговорной речи.

Во время проведения мы использовали мониторинга следующие методы:

- Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности.

- Беседа с детьми.

- Словесные игры.

Хотелось бы отметить, что не смотря на то, что на момент начала работы детям исполнилось 3года, у них уже имелся небольшой уровень знаний. По показателям начальной диагностики выяснилось, что 60% детей имеют низкий уровень развития речи,67% детей мало используют в своей речи фольклор или не используют его вообще. Только 40% детей понимают содержание произведений устного народного творчества. По результатам мониторинга была составлена таблица, где отражены знания детей по теме на момент начала работы (см. приложение). На основании мониторинга была составлена дальнейшая перспектива работы.

Знакомство детей с фольклором начала с, колыбельных песенок. Детям нравилось, когда я укладывала куклу или мишку спать. Брала игрушку на руки и начинала петь ласково и выразительно, не забывая покачивать:

Баю, баю, баю - бай.

Ты собачка не лай.

Белолоба не скули,

Мою дочку не буди.

После такого короткого обыгрывания дети легко запоминали песенки и переносили их в повседневную игру. Приятно было наблюдать, как использовали песенку во время игры в дочки- матери, как бережно и с любовью они относились к своим куклам.

Интерес к теме возникает у ребенка тогда, когда затронута его эмоционально – чувственная сфера.

Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен, богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям улавливать их различия. Звукосочетания наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, то и дело слышатся в песенках и потешках. «Ладушки – ладушки, где были? – У бабушки. Что ели? – кашку…», «Чики – чики, кички, березовые лычки!», «Скок – поскок, сколочу мосток». Научившись различать звуковые сочетания дети, играя, легко запоминают их, и начинают применять в своей игре, приобретая вкус к образному, меткому слову. Для более глубокого понимания художественного слова в малых фольклорных формах ребенку необходимы собственное участие, действие.

В потешке всегда действуют один или два персонажа. Кроме того, потешка - художественное произведение, рассчитанное на образное восприятие героев - и лисы, и зайца, и волка, и медведя. Потешка раскрывает характер героя: лиса - хитрая, волк - сердитый, медведь - сильный, белка - хлопотунья и т. д. Какие потешки мы с детьми заучивали? Это: «Тень - тень - потетень», «Огуречик - огуречик», «Водичка - водичка» и много других. Они способствуют развитию всех норм речи. Активизируют и расширяют словарь ребёнка.

(см. перспективный план)

По мере усвоения материала, я стала подбирать для детей потешки более посложнее. Ставила перед ними задачу не только запомнить потешку, эмоционально ее прочитать, но и самим попытаться ее обыграть. Дети с удовольствием учились инсценировать с помощью педагога небольшие отрывки, говорить, как лисичка, заяц, медведь и т. д. в зависимости от того, о ком потешка. Например, ни кто лучше Полины и Алёши не могли сыграть роль веселый гусей, из Кати К. получилась прекрасная Кисонька - Мурысонька, из Павла - медведь. Мы поощряли детей, застенчивые дети научились выступать перед своими сверстниками. Потешки я обыгрывала разными способами: сопровождала чтение действием игрушки, использовала пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки.

Следующим этапом изучения устного народного творчества стали загадки. Загадки - форма словесного народного творчества. Детям я предлагала такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками использовала фигурки животных, например, петуха, коровы и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую, людям молоко даю». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т. к. перед глазами находятся загадываемые предметы.

Русские народные сказки - это тоже немаловажный и эффективный фактор развития речи.

Формируя интерес к книгам работая над речью детей, большое внимание уделяла русским народным сказкам. Сказка - дорогой гость, как у малышей, так и у детей постарше. Малыши с удовольствием слушают сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и другие. Сказки стараюсь не читать, а рассказывать. Когда воспитатель не смотрит в книгу, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети быстро запоминают такие образы, как петушок - золотой гребешок, козлятушки - ребятушки, коза - дереза и другие.

При повторении песенок,героев народных сказок, их имен, в сознании детей закрепляются образные слова, и дети начинают использовать их в своих играх, учатся рассказывать сказки. Одно не следует забывать, что встреча со сказкой - это, прежде всего, воспитание чувств ребенка. Ребенок должен не рассуждать, а наслаждаться услышанным. Это возможно лишь тогда, когда ребенок запомнит хотя бы частично текст. Для этого прочитанную сказку вносила в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем внесла «театр картинок». Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки. После рассказывания сказки проводится беседа, которая помогает детям лучше понять содержание, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить интересные сравнения, описания.

Сказку, я старалась завершать одной из традиционных для русского фольклора концовок, например: «Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают» и другие. Такие интересные концовки очень нравятся детям. Они их с лёгкостью запоминают и стараются использовать в своей речи.

Знакомя детей со сказками в любой возрастной группе, необходимо вести словарную работу: объяснять непонятные слова, выражения, осваивать новые слова, рассказывать о назначении предметов, обозначенных этими словами. Эту работу можно так же проводить и при рассматривании иллюстраций к сказкам и потешкам. По иллюстрациям дети знакомятся не только с героями сказок, но и с природой, окружающей их, с предметами быта. Чтобы дети лучше вникали в смысл потешек, сказок. Мы познакомили их с предметами обихода, которые часто употребляются в фольклоре: глиняный горшок, печка, кочерга, ухват, чугунок, ведро, корыто. Для этого были проведены занятия «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча», «Хозяйкины помощники». «Весёлые ложки»(см. приложение)

Одним их эффективных приемов развития речи детей является театрализация сказок. Дети из слушателей превращаются в героев с разными характерами, речевыми интонациями, движениями. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.

Самое трудное в театрализованной деятельности - это добиться единства слов и действия. Не сразу у всех всё получалось такие дети, как Матвей, Арина, Алёна, Полина, Дима, Серёжа не были активны, просто лишь выполняли указания взрослого, не чувствовали уверенности в себе. Мы поставили перед собой цель раскрепостить детей, активизировать речь познакомить с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей. В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые сюжеты сказок, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно - образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Чтобы раскрепостить детей мы стали использовать настольные театры: «Теремок», «Маша и медведь», «Репка», «Курочка ряба», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди. Для драматизации знакомых потешек, песенок, сказок предложила использовать уголок ряжения. Это в дальнейшем поможет детям развивать свой эстетический вкус, вживаться в какой-то определённый образ.

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В развлечении «В гостях у бабушки», «Поиграем с ложкой» «Хорошее настроение», «В гостях у бабушки» и т. д. Дети не только знакомились с русской народной игрушкой, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам. Мы использовали фольклорные произведения не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах. Были составлены комплексы утренней гимнастики на основе фольклора, а также комплексы закаливающей гимнастики после дневного сна, для детей второй младшей группы, которые были основаны на потешках и небылицах и применялись ежедневно. Выполняя зарядку дети не только выполняли физические упражнения «Руки к солнцу поднимаем», «Выросли деревья», «Бабочки летят» и т. д. (см. приложение, но и проговаривали стишки, потешки, песенки за педагогом. Что способствовало развитию речи детей, умению соотносить речь и движения.

При выполнении гигиенических процедур, мы не только заботились, о воспитании культурно-гигенических навыков, но и способствовали интересу к устному народному творчеству. Во время умывания под звуки напевных слов ребёнок с удовольствием умывался. (см. приложение).

Приём пищи это тоже очень важный момент в жизни каждого ребёнка. Использование потешек помогло сделать процесс еды веселым и непринужденным, а также помогло формированию элементарных навыков поведения за столом.

При формировании навыка самообслуживание мы тоже использовали фольклор, чтобы сделать этот процесс интереснее мы использовали стишки (см. приложение)

Для успешного речевого развития детей нами подобрана и составлена картотека дидактических, подвижных игр на основе детского фольклора. : «Чудесный мешочек», «Кто спрятался?», «Похвали Лису», «Козлята и зайчик» (см. Приложение) «Огуречик -огуречик», Дождик, дождик пуще «Лиса и цыплята», «Зайка беленький», «Дед Мороз», и т. д. эти игры часто применяем на прогулках, занятиях по физкультуре. Играя в игру «Огуречик-огуречик» дети знакомились с устным народным творчеством, активизировали речь, повторяя потешку за педагогом полностью, с помощью фольклорного произведения развивались игровые действия детей (имитация персонажей потешки). Такая игра, как «Дождик, Дождик пуще позволяет познакомить детей с русской народной игрой; выучить текст, произносить слова хором в одном темпе. Развивать у детей выдержку, навык коллективного движения в определенном темпе. Все народные игры были подобранны именно с целью развития и обогащения речи детей.

Систематизировав всю работу, мы выделили следующие педагогические принципы по данной теме:

1. Принцип системности и наглядности.

В связи с тем что в содержании программы по ознакомлению с устным народным творчеством для всех возрастных групп включается повторение многих потешек, песенок, стихотворений, сказок педагогу необходимо помнить о важнейших принципах построения работы.

Итак, принцип систематичности и последовательности требует правильного определения объёма знаний и усложнения произведений на каждом возрастном этапе. Нужно выбрать наиболее эффективные педагогические методы и приёмы для конкретных условий. Знакомя детей с устным народным творчеством, следует показать всю красоту и многообразие песенок, стихов, потешек, сказок, чтобы дети получили конкретные сведения в соответствии со своими возрастными возможностями.

2. Принцип развивающего обучения.

Большое значение при ознакомлении детей с устным народным творчеством имеет опора на этот принцип, т. к. важно вызвать радость познания, поддержать активную заинтересованность. При этом необходимо правильно выделить наиболее значимые сведения не только с точки зрения эстетического умственного развития детей, но и игровой деятельности.

3. Принцип перспективности.

Позволяет подготовить детей к усвоению более сложного материала. На реализацию принципа перспективности направлено тематическое планирование обучающей и игровой деятельности, которое помогает найти оптимальные пути включения сведений об устном народном творчестве в воспитательно-образовательный процесс, подготовить детей к их восприятию, обеспечить преемственные связи в работе во всех возрастных этапах.

4. Принцип наглядности.

Особенности психического развития детей младшего возраста требуют широкого использования этого принципа. Поэтому воспитатель широко использует игрушки, картинки, иллюстрации, фланелеграф, музыку и другой материал.

Эти принципы помогли нам в работе. С их помощью мы проводили непосредственно образовательную деятельность, а также использовали их в режимных моментах.

Наша работа по знакомству детей с устным народным творчеством «не была бы столь полной, если бы не было единых партнёрских отношений с родителями. Постоянно обновляются материалы родительского уголка, а именно: рекомендации по знакомству с художественной литературой, советы по словарной работе с детьми; информацию о способах игрового речевого общения с ребенком; познакомила с картотекой русских народных игр. На родительских собраниях семьи обмениваются своим опытом по развитию речи дома. Родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду. Совместно с родителями проводили досуги: «В гостях у бабушки», «Путешествие в сказку», «Хорошее настроение». Наши мамы с удовольствием принимали участие в них: учили роли, творчески относились к изготовлению костюмов. А также они предложили помощь в изготовлении настольных театров: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба». Совместно с родителями в группе была собрана библиотека русских народных сказок. Только в тесном сотрудничестве с родителями мы добились хороших результатов.

На основе изученного материала были подготовлены и проведены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития речи ребё нка в ДОУ и семье: «Роль потешки в жизни ребёнка», «Речь и общение», «Как читать детям потешки», «О загадках», «Физкультминутки на основе фольклора»(см. приложение) Мы считаем, что это очень поможет педагогам в работе с детьми по развитию речи, а родителям даст навыки, как правильно рассказывать детям потешки, петь песенки, читать сказки.

Был создан и пошит уголок ряженья, он стал любимым местом для игр детей. Мы сделали театр на фланелеграфе, с его помощью были показаны детям их любимые сказки: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба». Педагог не только сам разыгрывал сказки, но и предлагал детям самостоятельно придумать сюжет или действие персонажей. Конечно, это не могло не понравиться, малыши с удовольствием разыгрывали отрывки из сказки или придумывали что-нибудь своё.

В наших планах и дальше стоит задача как можно больше и чаще привлекать родителей, по данному направлению:

Работа была проделана объёмная, плодотворная и в конце учебного года

для того, чтобы оценить результаты проделанной работы, был проведен мониторинг. Анализируя полученные данные можно отметить, что в результате проделанной работы прослеживается стойкое улучшение знаний детей по устному народному творчеству. Динамика развития такова :

На конец года 60% детей повысили свой уровень развития речи. Стали активно сопровождать речью игровые и бытовые действия. Используют все части речи, простые нераспространённые предложения и предложения с однородными членами.

40% детей стали использовать в своей речи фольклор.

75% детей понимают содержание фольклорных произведений, понимают некоторые устаревшие слова, предметы обихода, которые не используются в современном мире. Результат мониторинга отражен в таблице (см. приложение).

Анализируя мониторинг на конец учебного года, мы видим: к концу года у детей уже достаточно большой запас знаний потешек, песенок, дразнилок, считалок. Дети умеют выразительно пересказывать отрывки любимых произведений.

Сравнивая результаты полученных данных на начало и конец года (см. приложение) можно сделать вывод, что в результате проделанной работы прослеживается стойкое динамика (33%) улучшения в развитии речи детей.

Динамика развития такова :

Начало года:

Высокий уровень имели-3%

Средний уровень-25%

Низкий уровень-75%

На конец года:

Высокий уровень-31%

Средний уровень-66%

Низкий уровень-3%

На основе полученных результатов можно увидеть, что дети знают малые фольклорные формы: потешки, песенки, заклички. Понимают содержание произведений устного народного творчества, используют фольклор в речи. Умеют драматизировать знакомые отрывки из сказок. У детей пополнился словарный запас, усовершенствовалось отчётливое произношение слов и словосочетаний, дети используют в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

Опыт «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» принёс положительный результат, поэтому мы решили продолжить работу в следующем учебном году и разработали перспективный план для детей средней группы.

Для дальнейшей работы мы провели мониторинг с целью выявления знаний детей по следующим вопросам:

- Используют ли дети в речи устное народное творчество.

- Знают русские народные сказки, умеют их пересказывать.

-Умение драматизировать русские народные сказки

-Знание загадок и умение их составлять.

-Знание скороговорок и умение их произносить.

По полученным результатам наблюдается, что дети имеют достаточный большой запас знаний, потешек, песенок, считалок, дразнилок (33%, научились выразительно пересказывать отрывки любимых сказок-(42%). Умеют драматизировать русские народные сказки-25%,но недостаточно умеют составлять и загадывать (20%)загадки, чётко и выразительно произносить скороговорки(18%).Отсюда следует, что у детей знания находятся на допустимом уровне, но работу по данной теме нужно продолжить с более углубленным изучением фольклора: посредством загадок сформировать и расширить словарь детей. С помощью небылиц развивать все компоненты устной речи детей (лексическая сторона, грамматический строй речи, произносительный сторона речи). Для драматизации и инсцинирования любимых сказок, песенок, потешек чаще использовать уголок ряжения. И только тогда мы добьёмся ещё лучших результатов.

Работу в новом учебном году мы начали с загадок. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них речи-доказательства и речи-описания. Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, т. е. важным средством обучения связной речи детей.

Обучение детей придумыванию и разгадыванию загадок тесно связаны с занятиями по описанию предметов. Ребенку предлагается описать предмет, не называя его, остальным детям узнать этот предмет по описанию. Наиболее удачными формой таких дидактических игр является игра «Чудесный мешочек». Мы заинтересовывали детей, показывая чудесный мешочек с игрушками, предлагали отгадать, что лежит внутри, затем побуждали детей дополнять свои ответы. Эту игру мы использовали с целью развития памяти, внимания, речи.

В игре «Магазин игрушек» мы подводили детей к диалогу, развитию связной речи, формировали умение доброжелательно общаться со сверстниками.

По загадке были проведены такие : «Во саду ли в огороде», «Чудесный сундучок»,и др.

Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка.

Большое внимание в средней группе мы продолжали уделять сказкам. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи.

В непосредственно образовательной деятельности мы рассказывали такие сказки «Бычок - чёрный бочок, белые копытца», «Гуси-лебеди», «Золотое веретено», «Зимовье зверей» и др. С помощью сказок дети продолжали знакомиться с предметами обихода, русской народной одеждой, с бытом своих предков. У детей расширялся словарный запас, ведь сказка это копилка правильной русской речи. Формировалось умение правильного произношения гласных и согласных звуков. При формировании умения участвовать в беседах, отвечать на вопросы по сказке и задавать их, у детей развивалась диалогическая и монологическая форма речи.

Была дополнена картотека народных игр для детей 4-5 лет. Были созданы и дополнены новые настольные театры: «Гуси-лебеди», «Бычок чёрный,бочок белые копытца». Они используются для приобщения детей к словесному искусству, формирования грамматического строя речи и звуковой культуры речи.

Из проделанной нами работы можно сделать выводы: к народной культуре следует приучать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью. Педагоги и родители должны помнить жизнь ребёнка во всём зависит от взрослых, воспитывающих детей. Прекрасно если родители и педагог наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растёт, расцветить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

А что может духовно обогатить среду?

Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистый ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь жизненной силой. И передаёт народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылицы, поговорки, басенки!

В работе использовала литературу:

Князева О. А., Маханеева М. Д. «Приобщение к истокам русской народной культуры -СПб., 1999.

Бударина Т. А., Маркеева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Изд. «Детство – ПРЕСС» 2008г.

Косарева В. Н. «Народная культура и традиции» изд. «Учитель» 2012 г.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Песенки, потешки, поговорки, пословицы» Речь - чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Самообразование. Тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Цель работы: Объединение усилий педагогов и родителей.

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие,.

Программа по дополнительному образованию — роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошк. возраста Пояснительная записка «А что за роскошь, что за смысл, Какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» А. С. Пушкин Устное народное.

Развитие речи детей дошкольного возраста, по средствам устного народного творчества Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Елизавета Ивановна Тихеева. Аннотация: в работе описывается.

Самообразование по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»Самообразование по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные,.

Самообразование «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Колокольчик» город Когалым План работы по самообразованию.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 летВлияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна.

Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей Слайд 1. Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей. Слайд 2. «Подлинную историю своего народа нельзя знать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль устного народного творчества в развитии речи детей
Опубликовано: 10 июня 2018 в 23:15
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД