Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей

Бондаренко Наталья
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей

Бондаренко Наталья Михайловна

Должность: воспитатель, 1 категория

Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №3»

Населенный пункт: г. Михайловск, Ставропольский край

Наименование материала: статья

«Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей»

«Детское экспериментирование претендует

На роль ведущей деятельности в период

Дошкольного развития ребенка».

Н. Н. Поддьяков

Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

В настоящее время в системе дошкольного образования успешно и прочно занял свое место один из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира-экспериментально-исследовательская деятельность. Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно- образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семенович Выготский.

Для ребенка 5-6 лет экспериментирование становится одним из ведущих видов деятельности, потому что пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности (наблюдение и труд, развитие речи, изо-деятельность, ФЭМП; не столь сильно выражены связи с чтением художественной литературы, с музыкой и физическим развитием,в том числе и игровую. А игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются интегративные качества ребенка-любознательность, пытливость ума, активность и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. А подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления об окружающем мире.

Цель статьи: раскрытие значимости экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира. Успешность подготовки детей к школе в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребенок слышит, слушает, видит, осязает окружающее. Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность. Чтобы интересовался новым, неизвестным в окружающем мире. Используя в своей работе методы и приемы организации познавательно-исследовательской деятельности (опыты и эксперименты, наблюдения, трудовые поручения и действия, «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы, метод проектов, использование художественной литературы, создание объектов живой и неживой природы, дидактические игры и развивающие ситуации, фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности) ребенок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он постепенно привыкает действовать самостоятельно.

Исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении целевыми ориентирами, которые предлагает ФГОС ДОУ, а именно: умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его указания и инструкции. Когда ребенок слышит, видит и делает сам все усваивается крепко и надолго. Таким образом, в ходе экспериментирования ребенок учится учиться.

Основной целью экспериментально-исследовательской деятельности является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению. А мы, взрослые, должны создать все условия для экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребенок, потому что непосредственное участие ребенка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

Экспериментирование доступно уже детям младшего дошкольного возраста. Во второй младшей группе малыши с удовольствием обследовали песок и глину, познавали их свойства; плескались в воде, открывая ее тайны. Экспериментировали с воздухом «реактивный шарик», «вертушка», «живая змейка», упрямый воздух. Проводили наблюдения за жизнью растений и животных, «как пчелки переносят пыльцу», У кого какие клювы, кто чистит аквариум?; экспериментировали с различными предметами (бумага, ткань, пластмасса, резина, и др, изучали органы человека «умный нос», Язычок-наш помощник, где живет эхо, ухо-орган слуха.

В среднем возрасте опыты усложняются. В этом возрасте дети способны найти ответы на более трудные вопросы. «Волшебная вода» (окрашивание воды) и получение разнообразных оттенков. «Естественная лупа» (рассматривание предметов через увеличительное стекло, «отгадай на вкус», «мыло-фокусник», «тайный похититель варенья», «чудесные спички».

Круг явлений, предметов с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Дети саршего возраста знакомятся с новыми понятиями, например, «вещество», делают сами выводы, что у каждого вещества много разных свойств. «Сухой из воды», «парусные гонки», что выделяет растение, почему цветы осенью вянут, испытание магнита, как достать скрепку не замочив рук?.

В подготовительной группе дети уже исследовали живую природу. Живая природа-это самый интересный объект для познания подрастающих дошколят. Например, «зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности», обоняние у человека, вдох и запах, определение частоты дыхания. Проводились эксперименты с предметами «дом на курьих ножках», «торнадо в банке», «вулкан».

Дети с удовольствием принимают участие в опытах и экспериментах, проводят исследования и сами пытаются сделать выводы, ответить на возникшие вопросы.

Таким образом, детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений,способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.

Публикации по теме:

Роль опытно-экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста Консультация для воспитателей и родителей. «Роль опытно-экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста».

Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила…» А. Эйнштейн «Познание начинается с удивления» Аристотель Малыш – природный исследователь.

Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Нашу повседневную.

Из опыта работы: проектная деятельность в познавательном развитии детей старшей группы «Веселый счет»Из опыта работы: проектная деятельность в познавательном развитии детей старшей группы «Веселый счет» Математика играет огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка. Недаром ее называют «царицей всех наук»! Дошкольники.

Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном развитии детей» Игра занимает совершенно особое место в жизни ребёнка. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых.

Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в развитии речи детей 3–4 лет»Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в развитии речи детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в развитии речи детей 3–4лет Театральная деятельность – одно из самых нужных.

Консультация для воспитателей ДОУ «Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей» «Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста». Если сегодня будем учить.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей
Опубликовано: 23 мая 2018 в 17:16
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Программа по развитию межличностного общения для обучающихся 5–6-х классов «Планета...
О. А. Смородина, педагог-психолог высшей категории МБОУ «СШ № 23 с углубленным изучением иностранных языков», г. Нижневартовск, ХМАО, Тюменская область,...
Фотоотчет «Велопробег в поддержку акции «Проведи день без автомобиля»
22 сентября отмечается всемирный день без автомобиля. В этот день в каждом уголке нашей планеты предлагается отказаться от автомобилей и других средств...
Фотоотчёт «Зарядка с полицией»
Фото отчёт «Зарядка с полицией» Наступило прекрасное летнее утро 7ого августа 2018 года. В этот день на стадионе МАДОУ «Детский сад «Капелька» прошло...
Лэпбук «Осень» для средней группы
Лэпбук "Осень" Лэпбук - сравнительно новое средство обучения, которое соответствует новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации...
Авторская дидактическая игра «Отгадай и назови» для детей 3–5 лет
Эта игра сделана своими руками. Картинки взяты из использованных раскрасок. Для прочности картинки заламинировать. Так с помощью этой игры, дети быстро...