Роль экспериментирования в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей

Юлия Миронова
Роль экспериментирования в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей

Описание педагогического опыта по теме:

«Роль экспериментирования в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей»

Актуальность

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает познавательно-исследовательская деятельность. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе, поэтому познавательно-исследовательская деятельность в детском саду становится очень важной ступенькой при подготовке детей к обучению в школе.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федеральных Государственный Образовательных стандартов дошкольного образования. Реализация образовательной области "Познавательное развитие" в части развития познавательно-исследовательской деятельностиобеспечивается за счет таких форм работы как:

экспериментирование;

• исследование;

• коллекционирование;

• проектирование.

Эти формы работы позволяют на этапе завершения дошкольного образования достичь следующих целевых ориентиров,которые определены в ФГОС ДО: ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире.

Результаты современных психологических и педагогических исследований следующих ученых-психологов, педагогов - Ю. К. Бабанского, Л. А. Венгера, Н. А. Ветлугиной, И. Д. Зверева, В. В. Запоржца, И. Я. Лернера, А. И. Савенкова, Г. И. Щукиной и др. - показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако, такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами, поэтому особый интерес для детей представляет экспериментирование.

Ребёнок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал, тем быстрее развиваются познавательные способности, и повышается познавательная активность.

Детское экспериментирование относится к познавательно-речевому развитию. Оно имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма,величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Слова восточного мудреца гласят: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Дошкольники – прирожденные исследователи. Тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Вместе с тем детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике дошкольных образовательных организаций используется еще не достаточно широко, хотя является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.

Поэтому я хочу поделиться опытом своей работы по организации экспериментирования в детском саду его роли в развитии познавательно-поисковой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим основные методы и формы работы, которые я использовала в своей работе.

В первую очередь - это сам метод ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ, который является разновидностью класса практических методов в педагогике и дидактике, и понимается как особый способ освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты.Их элементарность заключается:

Во-первых,в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В-третьих, они практически безопасны.

В-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности я также использовала следующие методы при проведении экспериментов:

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ - относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.

Из практических методов обучения я использовала следующие: ИГРОВОЙ МЕТОД, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности, а также ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ - это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Из словесных методов обучения я использовала в своей работе следующие:

РАССКАЗЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.

РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ - метод, который направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

Для уточнения, коррекции знаний детей, их обобщения и систематизации использовала такой метод как БЕСЕДА

Также в работе с детьми мы использовали различные формы:

• фронтальные;

• групповые;

• индивидуальные.

В начале работы я сформулировала ожидаемые результаты,которые мне бы хотелось достичь со своими детьми по окончанию внедрения данного опыта в практику:

• Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности

• Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

• Обогатить предметно–развивающую среду в группе.

Новизной данного опыта считаю комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, а также структуризацию практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.

Технологичность опыта заключается в том, что мои разработки могут быть использованы и другими педагогами для работы с детьми, так как данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога, а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области.

Работа с родителями

Не остаются в стороне от экспериментальной работы и родители моих воспитанников.

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю родителей к активной помощи.

Так, например, детям предлагала дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Кроме этого, родители помогают мне в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес.

Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

Для информирования родителей я проводила консультации по темам: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», «Экспериментирование с водой».

Заключение

Процесс познания, освоение новых знаний детьми очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

В заключении хочется процитировать слова К. Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Литература

• Дыбина О. В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ сост. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

• Никишина Е. Д. Использование детского экспериментирования при создании исследовательских ситуаций // Ребёнок в детском саду, 2012. – № 3

• Рыжова Н. А. Волшебница –вода. – М.: Линка-Пресс, 1997 .

• Рыжова Н. А. Игры с водой и песком // Обруч, 1997. — № 2.

• Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

• План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду/ сост. Н. В. Гончарова и др. / под ред. З. А. Михайловой. – СПб.: Акцидент, 1997 г.

• Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №

• Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. —Волгоград: Перемена, 1995.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию экспериментирования» «Развитие познавательно — исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Цель: повысить уровень.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования Доклад на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования». «Детское.

Использование метеоплощадки в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Во многих работах отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» Дошкольники - природные исследователи.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка» «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЁНКА» Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя.

Консультация для родителей «Роль экспериментирования в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста» Мир глазами ребёнка удивителен и разнообразен и чтобы познать явления окружающего мира и удовлетворить свое любопытство, у детей возникает.

Презентация «Роль семьи в развитии поисково — исследовательской активности ребенка» Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи: расширение.

Роль театрализованных игр в познавательно-речевом развитии детей с нарушениями речи в соответствии с требованиями ФГОС Значение театрализованной игры в коррекционно- развивающем обучении дошкольников с нарушениями речи Значительные трудности в овладении навыками.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников посредством детского экспериментирования Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников через организацию детского экспериментирования Подготовила воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Роль экспериментирования в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей
Опубликовано: 7 октября 2019 в 19:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки