Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры

Надежда Алексеевна Старкина
Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад № 42»

«Русская народная игра как средство

приобщения дошкольников к истокам

национальной культуры»

Выполнила воспитатель -

Старкина Н. А.

Саранск,2014.

«Русский народ не должен терять своего авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, языке, живописи».

Д. С. Лихачёв.

Всеми народами ценится любовь к родине, честность, храбрость, трудолюбие и т. п. Любовь к родине – одна из решающих черт совершенной личности, всегда проявлялась вместе с чувством национального достоинства. Приоритетную роль в патриотическом воспитании дошкольников играет освоение ими русской народной культуры.

Русская народная традиция за многие века накопила огромный опыт в вопросе передачи подрастающему поколению накопленных знаний. Традиционное общество, как известно, не знало каких- либо учебных заведений, специально предназначенных для общекультурного воспитания детей. Такие заведения появятся позже, когда навыков социального поведения, полученных естественным путём - через пассивное усвоение стереотипов поведения взрослых членов общества станет недостаточно, когда мировоззрение, формируемое у детей традиционной культурой, станет всё больше розниться от тех условий, с которыми ему предстоит столкнуться в реальной жизни.

Именно поэтому, мой интерес обратился к одной из составляющей русской народной культуры – народной игре. Многовековой опыт человека показал, что игра – важнейшее средство воспитания ребёнка. Народная игра содержит в себе информацию о многих поколениях, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа. Народные игры являются неотъемлемой частью духовного и физического воспитания дошкольников, так как радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Ведь испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Народная игра – наиболее универсальная, естественная, традиционная форма взаимодействия детей, которая существует в трёх аспектах:

• Речевого (словесного) общения

• Ритмического и мелодического выражения;

• Совместных движений и действий.

Характерная особенность русских народных игр – движения в содержании игры (бег, метание, броски, прыжки, ловя и передача мяча и др.). Рассматривая физическое воздействие подвижной игры, следует отметить, что в игре организм выполняет ряд физиологически важных движений, и, таким образом, в значительной степени способствует правильному росту и развитию ребёнка.

Специальной физической подготовки играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определённое преимущество в ходе игры. Правила в играх определяются самими участниками, в зависимости от условий, в которых проводятся игры. Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традициях и в значительной степени учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности. Для подвижной игры характерно особое явление, свойственное только ей, - растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребёнок в подвижной игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребёнок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры, он никогда бы не добился.

Народные игры классифицируются:

• по видовому отражению национальной культуры (в этих играх отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей);

• по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);

• по типу двигательного действия (бег, прыжки, броски и ловля мяча и другие);

• по содержанию сложности и построению игры (простые, переходящие, командные).

Типология игр для дошкольников.

• Различают игры по способу проведения – с водящим, без водящего, с предметом, без предмета, сюжетные, ролевые.

• По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре.

• По отношению к структуре занятия – подготовительной, основной и заключительной части.

Все русские народные игры можно разделить на четыре раздела.

Первый - включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе, они воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда можно отнести игры - «Гуси – лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Кот и мыши», «Коршун и наседка», «Стадо», «У медведя во бору», «Лягушата» и разные их варианты.

Ко второму разделу относятся игры быта русского народа, в которых отражаются повседневные занятия наших предков. Это – «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка», «Каравай», «Охотники и утки», «Шишки, желуди, орехи».

К третьему разделу относятся игры, в которых надо проявить смекалку и находчивость, быстроту, хорошую координацию. К этому разделу относятся игры «Городки», «Горелки», «Жмурки», «Ловишки», «Третий - лишний», «Лапта», «Котлы», «Отгадай, чей голосок».

Возможность померится своей силой и ловкостью появляется у ребят при освоении игр четвёртого раздела, которых отражает стремление детей стать сильнее, победить всех, эти игры у ребят самые любимые – «Перетяни канат», «Бой петухов», «Тяни в круг», «Бои на бревне», «Тяни в круг».

Опыт работы в дошкольном учреждении, многолетние наблюдения, позволили сделать вывод, что приобщить детей к истокам русской культуры успешнее всего будет через русские народные игры. С этой целью разработан перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры, по народным подвижным играм. В группе создана специальная среда: собраны предметы русской старины, предметы народного декоративно – прикладного искусства. Составлена картотека русских народных, хороводных, подвижных и малоподвижных игр; в книжном уголке группы имеется много книг с русскими народными сказками, потешками, считалками, загадками, пословицами и поговорками. В работу привлечены родители, которые принимают активное участие в организации выставок и конкурсов (на лучший рецепт русской кухни, пошив кукол в национальной одежде, изготовление народных музыкальных инструментов, книжек – малышек со считалками, потешками и народными играми, которые помнят со своего детства и др.) , фольклорных праздников, пошиве русских костюмов для детей, изготовлении атрибутов для народных игр.

В уголке для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по рецептам русской кухни, по народным праздникам.

Важным моментом к приобщению детей к национальной культуре через подвижные народные игры, стало проведение в саду русских народных праздников. Такие праздники регулярно проводятся в нашем саду. Осенние – «Осенняя ярмарка», «Кузьминки – по осени поминки», «Осенние посиделки». Зимние - «Новый год», «Рождество», весенние - «Масленица», «Пасха», летние- «Весна лето встречает – детвору забавляет», «Троица» Одной из главных составляющих этих праздников являются русские народные игры.

Таким образом, воспитательное значение народных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Использованная литература.

1. О. А. Князева, М. Д. Маханёва. «Приобщение детей к русской народной культуре»

«Детство – Пресс», 2004.

2. А. В. Кенеман. «Детские подвижные игры народов СССР»

«Просвещение»,1989.

3. М. Ф. Литвинова. «Русские народные подвижные игры»

«Просвещение»,1986.

4. М. Ф. Литвинова. «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие»

«Айрис- Пресс», 2003.

Публикации по теме:

Циклограмма мероприятий в подготовительной группе «Неделя родного языка» Цель: обогащение детского развития посредством приобщения к истокам татарской и русской национальной культуры; развитие интереса к татарскому.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры
Опубликовано: 7 октября 2014 в 18:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

Детский мастер-класс по ручному труду «Зонтик для Осени»
Детский мастер – класс по ручному труду «Зонтик для Осени» ребята выполняли в смешанных техниках – аппликация и природный материал – разноцветные...
Наш цветник в детском саду
Трудно представить себе детский сад летом без цветочных клумб. Они способны преобразить даже самый скучный участок и добавить в него ярких, радующих глаз...