Надежда Алексеевна Старкина
Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад № 42»
«Русская народная игра как средство
приобщения дошкольников к истокам
национальной культуры»
Выполнила воспитатель -
Старкина Н. А.
Саранск,2014.
Публикация «Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
«Русский народ не должен терять своего авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, языке, живописи».
Д. С. Лихачёв.
Всеми народами ценится любовь к родине, честность, храбрость, трудолюбие и т. п. Любовь к родине – одна из решающих черт совершенной личности, всегда проявлялась вместе с чувством национального достоинства. Приоритетную роль в патриотическом воспитании дошкольников играет освоение ими русской народной культуры.
Русская народная традиция за многие века накопила огромный опыт в вопросе передачи подрастающему поколению накопленных знаний. Традиционное общество, как известно, не знало каких- либо учебных заведений, специально предназначенных для общекультурного воспитания детей. Такие заведения появятся позже, когда навыков социального поведения, полученных естественным путём - через пассивное усвоение стереотипов поведения взрослых членов общества станет недостаточно, когда мировоззрение, формируемое у детей традиционной культурой, станет всё больше розниться от тех условий, с которыми ему предстоит столкнуться в реальной жизни.
Именно поэтому, мой интерес обратился к одной из составляющей русской народной культуры – народной игре. Многовековой опыт человека показал, что игра – важнейшее средство воспитания ребёнка. Народная игра содержит в себе информацию о многих поколениях, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа. Народные игры являются неотъемлемой частью духовного и физического воспитания дошкольников, так как радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Ведь испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Народная игра – наиболее универсальная, естественная, традиционная форма взаимодействия детей, которая существует в трё х аспектах:
• Речевого (словесного) общения
• Ритмического и мелодического выражения;
• Совместных движений и действий.
Характерная особенность русских народных игр – движения в содержании игры (бег, метание, броски, прыжки, ловя и передача мяча и др.). Рассматривая физическое воздействие подвижной игры, следует отметить, что в игре организм выполняет ряд физиологически важных движений, и, таким образом, в значительной степени способствует правильному росту и развитию ребёнка.
Специальной физической подготовки играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определённое преимущество в ходе игры. Правила в играх определяются самими участниками, в зависимости от условий, в которых проводятся игры. Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традициях и в значительной степени учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности. Для подвижной игры характерно особое явление, свойственное только ей, - растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребёнок в подвижной игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребёнок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры, он никогда бы не добился.
Народные игры классифицируются:
• по видовому отражению национальной культуры (в этих играх отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей);
• по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);
• по типу двигательного действия (бег, прыжки, броски и ловля мяча и другие);
• по содержанию сложности и построению игры (простые, переходящие, командные).
Типология игр для дошкольников.
• Различают игры по способу проведения – с водящим, без водящего, с предметом, без предмета, сюжетные, ролевые.
• По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре.
• По отношению к структуре занятия – подготовительной, основной и заключительной части.
Все русские народные игры можно разделить на четыре раздела.
Первый - включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе, они воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда можно отнести игры - «Гуси – лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Кот и мыши», «Коршун и наседка», «Стадо», «У медведя во бору», «Лягушата» и разные их варианты.
Ко второму разделу относятся игры быта русского народа, в которых отражаются повседневные занятия наших предков. Это – «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка», «Каравай», «Охотники и утки», «Шишки, желуди, орехи».
К третьему разделу относятся игры, в которых надо проявить смекалку и находчивость, быстроту, хорошую координацию. К этому разделу относятся игры «Городки», «Горелки», «Жмурки», «Ловишки», «Третий - лишний», «Лапта», «Котлы», «Отгадай, чей голосок».
Возможность померится своей силой и ловкостью появляется у ребят при освоении игр четвёртого раздела, которых отражает стремление детей стать сильнее, победить всех, эти игры у ребят самые любимые – «Перетяни канат», «Бой петухов», «Тяни в круг», «Бои на бревне», «Тяни в круг».
Опыт работы в дошкольном учреждении, многолетние наблюдения, позволили сделать вывод, что приобщить детей к истокам русской культуры успешнее всего будет через русские народные игры. С этой целью разработан перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры, по народным подвижным играм. В группе создана специальная среда : собраны предметы русской старины, предметы народного декоративно – прикладного искусства. Составлена картотека русских народных, хороводных, подвижных и малоподвижных игр; в книжном уголке группы имеется много книг с русскими народными сказками, потешками, считалками, загадками, пословицами и поговорками. В работу привлечены родители, которые принимают активное участие в организации выставок и конкурсов (на лучший рецепт русской кухни, пошив кукол в национальной одежде, изготовление народных музыкальных инструментов, книжек – малышек со считалками, потешками и народными играми, которые помнят со своего детства и др.) , фольклорных праздников, пошиве русских костюмов для детей, изготовлении атрибутов для народных игр.
В уголке для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по рецептам русской кухни, по народным праздникам.
Важным моментом к приобщению детей к национальной культуре через подвижные народные игры, стало проведение в саду русских народных праздников. Такие праздники регулярно проводятся в нашем саду. Осенние – «Осенняя ярмарка», «Кузьминки – по осени поминки», «Осенние посиделки». Зимние - «Новый год», «Рождество», весенние - «Масленица», «Пасха», летние- «Весна лето встречает – детвору забавляет», «Троица» Одной из главных составляющих этих праздников являются русские народные игры.
Таким образом, воспитательное значение народных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Использованная литература.
1. О. А. Князева, М. Д. Маханёва. «Приобщение детей к русской народной культуре»
«Детство – Пресс», 2004.
2. А. В. Кенеман. «Детские подвижные игры народов СССР»
«Просвещение»,1989.
3. М. Ф. Литвинова. «Русские народные подвижные игры»
«Просвещение»,1986.
4. М. Ф. Литвинова. «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие»
«Айрис- Пресс», 2003.