Получи документы

Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «Русская народная игрушка — Матрешка»

Назиля Жабелова
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «Русская народная игрушка — Матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы

Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе

«Русская народная игрушка - Матрешка»

Цель:

Приобщение детей к национально – культурным традициям, посредством углубления и расширения знаний о русской народной игрушке Матрешке – символе русского народного искусства.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе „Русская народная игрушка — Матрешка“» размещена в разделах

- Обобщить и закрепить знания детей об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы - Матрешки, народных игрушках.

- Расширить кругозор детей об игрушке, как образе материнства, семьи.

- Закрепить понятия: «ярмарка», «сувенир», «символ».

- Закрепить разные виды матрешек : Семеновская, Сергиев-Посадская Хохломская, Гжельская.

Развивающие:

- Развивать любовь к русской народной музыке и танцу, декоративно – прикладному искусству.

- Развивать связную речь, обогащать активный словарь детей по теме.

- Развивать интерес к историческому прошлому и культуре народов России.

- Развивать эстетическое восприятие произведений народных мастеров, чувство прекрасного.

Воспитательные:

- Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.

- Воспитывать любовь к народным игрушкам, народному искусству.

- Воспитывать любовь к Родине.

Коррекционные:

- Закреплять навыки связной речи, говорить не торопясь, полными ответами.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о творчестве русских народных мастеров, игры с народными игрушками, рассматривание народных игрушек, чтение стихов, загадок о народных игрушках, заучивание стихов и частушек про матрешку, разучивание танца «Матрешки», рассматривание платков с разным узором, русских народных костюмов, разных видов матрешек : Семеновская, Хохломская, Гжельская. Приобщение родителей к оформлению выставки «русские народные игрушки».

Материал:

- Аудиозапись русской народной песни «Русская матрешка», «Карусель».

- Русские народные игрушки (дымковские, матрешки, тряпичные куклы и др.).

- Иллюстрации с изображением разных видов матрешек.

- Материал для практической деятельности

- Колонка

Ход занятия:

(Под русскую народную музыку, дети входят с воспитателем в русском народном костюме)

Воспитатель:

Как приятно, что сегодня

Гости к нам сюда пришли,

И не глядя на заботы

Час свободный все нашли.

Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

(Дети здороваются).

Обратите внимание на мой красивый наряд. Как он называется? (Ответы детей).

Воспитатель: Верно ребята, это русский народный костюм.

Я приглашаю вас на ярмарку русских народных игрушек!

Голос: «Внимание, внимание, внимание!

Открывается весёлое гуляние!

Веселись, честной народ, в гости Ярмарка идёт!

Народ собирается – Ярмарка начинается!»

Воспитатель: Ребята, а что такое ярмарка?

Дети: Ярмарка - это место, куда люди приносят товары на продажу, сделанные своими руками. Это посуда, игрушки, вещи, продукты. Еще на ярмарке устраивали представления с песнями, танцами, играми, развлечениями.

(Звучит русская народная мелодия, открывается занавес).

1. Скоморох : «Эй, девчушки-хохотушки,

Развеселые болтушки!

Эй, ребята-молодцы,

Озорные удальцы!

2. Скоморох : Подходите, подходите

На игрушки посмотрите

Все игрушки хороши

Полюбуйтесь от души!».

(Дети рассматривают игрушки).

Воспитатель: Ребята, здесь выставка русских народных игрушек. Они вам все знакомы. Назовите их.

Дети: филимоновские, дымковские, городецкие, богородские игрушки, тряпичные куклы…

Воспитатель: Вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся?

Дети: Эти игрушки яркие, красивые, веселые.

Воспитатель: А как появились игрушки? Как вы думаете, зачем взрослые их придумали?

Дети: Чтобы дети играли. Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детских садов раньше не было. Игрушки делали своими руками из разного материала: что было под рукой, из того и мастерили - лепили из глины, выстругивали из дерева, вязали из ниток и травы, делали из ткани.

Дидактическое упражнение «Что из чего сделано?»

Воспитатель: Игрушки сделаны из разного материала. Подумайте и скажите мне, если игрушка сделана из бумаги, значит она какая?.

Если игрушка сделана из глины, значит она …

Эта игрушка сделана из стекла, значит она…

Если игрушка сделана из дерева, значит она…

Эта игрушка сделана из металла, значит она …

Эта игрушка сделана из соломы, значит она…

Дети садятся

Воспитатель:

А здесь, народная игрушка платком цветастым накрыта. Что это за игрушка угадайте, только загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:

«Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …

Дети: Матрешка (дети садятся на стульчики).

Воспитатель: Правильно, это матрёшка. Ребята, посмотрите. Что мы можем сказать о матрешке? Какая она?

Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.

Воспитатель: Самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Появилась первая матрешка давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца, старичка ФУКУРУМУ. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья (показ картинки). Что вы ещё можете рассказать о матрёшке? Из чего она сделана?

Дети-воспитатель: Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разбирается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до нескольких куколок. Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе. Фигурки вытачиваются из высушенных заготовок дерева. Вначале делается самая маленькая, затем больше, больше и доходят до самой большой. Затем фигурки обрабатываются шкуркой и расписываются гуашью. И в конце матрешку покрывают лаком 3 раза, чтобы краска крепче держалась, и чтобы матрёшка блестела.

Воспитатель: А из каких пород древесины изготавливают матрешку?

Дети-воспитатель: Из березы, осины, липы. Их спиливают ранней весной, сушат 2 – 3 года и только потом распиливают на кусочки, из которых будут вытачивать заготовки матрешек.

Воспитатель: У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому Матрёшки все разные и у каждой свой характер.

Воспитатель: А какие Матрешки? Чем они похожи? Чем отличаются?

Дети: Красивые, разные по росту, большие и маленькие.

Воспитатель: А как вы думаете, почему деревянную игрушку назвали «матрешкой», а ни каким – то другим именем?

Дети: Художник расписал куклу по образу милой девочки, которую звали Матрена. Это имя было очень распространенно в то время. Вот и прозвали куклу Матрешкой.

Воспитатель: Улыбаются Матрёшки, у них румяные щечки. Посмотрите внимательно на всех Матрёшек, у них нет рук, они просто нарисованы. Во что одета матрешка? (платок на голове, передник, украшенный цветами и узорами)

И почему у нее не видно ног?

Дети: Раньше русские женщины носили длинные сарафаны, поэтому у матрешки не видно ног.

Встаю и показываю длинное платье, из-за которого не видно ног

Воспитатель: Любят в народе Матрешек. А народные мастера с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах Матрёшечки разные получаются, и названия их зависят от того места, где их расписывают.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц.

Семеновская матрешка.

Воспитатель: Это Матрёшка изготовлена в городе Семенов. Отсюда и получила она своё название – Семеновская матрешка. Особенностью росписи этой Матрёшки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты красивых и пышных цветов. Какие краски используют семёновские мастера для узоров?

Дети: Жёлтый, зелёный, малиновый, красный.

Хохломская матрёшка

Эта матрёшка расписана в хохломе. Отличительная черта хохломы растительный орнамент, выполненный чёрной, красной и золотой краской.

Обязательный элемент – присутствие золотых листочков

Гжельская матрёшка

Гжельская роспись отличается прежде всего своим цветом, синий на белом фоне. Всего одна краски, а какая нарядная и праздничная матрёшка получилась

Динамическая пауза

Воспитатель: Ой, ребята, нас музыка приглашает немного отдохнуть и повеселиться. Мы же с вами находимся на ярмарке, а на ярмарке можно петь и танцевать. И мы сейчас станцуем под русскую народную мелодию. Мальчики нам будут аккомпанировать, а девочки наденут косыночки и превратятся в матрёшек.

Практическая часть

Воспитатель: Ребята, сегодня на ярмарке я встретила очень грустных матрешек. Оказалось, что озорной ветерок сдул с них все узоры и перемешал. Надо их разобрать и каждой матрёшке отдать свой узор. Поможем матрёшкам стать нарядными и красивыми. (Работа детей)

Воспитатель: Давайте отойдём немного и полюбуемся нашими матрёшками

Вот наши матрёшки и засияли своей красотой.

Воспитатель: Сегодня матрёшку знают во всём мире. Дарят её на память о нашей стране, она стала традиционным русским сувениром. Что такое сувенир?

Дети: Сувенир - это подарок на память.

Воспитатель: Сегодня мы еще раз поговорили о русской народной игрушке – Матрешке, вспомнили историю возникновения игрушки, виды матрешек, танцевали, играли, а вот про веселую карусель – то забыли. Приглашаю всех на весёлую карусель.

Музыкальная игра «Веселая карусель».

Воспитатель: ребята, вам понравилось на ярмарке? Что вам понравилось?

На ярмарке принято было гостям подарки дарить. Вы любите подарки?

Эй, скоморохи, несите подарки!

Заключение: «Вот и солнце закатилось –

Наша Ярмарка закрылась!»

Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями

Звучит музыка, дети прощаются с гостями и уходят из зала.

Публикации по теме:

«Как правильно вести себя на дорогах». Конспект непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «Как правильно вести себя на дорогах» Конспект непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе по разделу «Безопасность»Цель.

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе «В гости к осени» Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе. Тема: «В гостях у осени» Цель:.

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность во второй группе раннего возраста «Игривые котята»Интегрированная непосредственно образовательная деятельность во второй группе раннего возраста «Игривые котята» Интегрированная непосредственно образовательная деятельность во второй группе раннего возраста «Игривые котята» Интеграция образовательных.

Интегрированная образовательная деятельность «Насекомые» в старшей группеИнтегрированная образовательная деятельность «Насекомые» в старшей группе Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе на тему "Насекомые". Выполнила: Воспитатель высшей квалификационной.

Интегрированная образовательная деятельность в младшей группе по сказке «Колобок» КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ: «Я качусь, гуляю и зверей встречаю». ЦЕЛЬ: • совершенствовать.

Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка»Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка» Задачи: Образовательные: -Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством -Продолжать знакомить детей с историей возникновения.

Непосредственно образовательная деятельность по аппликации в старшей группе «Бегемот»Непосредственно образовательная деятельность по аппликации в старшей группе «Бегемот» [ Цель: формировать у детей умение создавать образ животного из овалов и прямоугольников. Задачи: 1. Закрепить знания детей об образе.

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Перелетные птицы» ТЕМА: «Перелетные птицы» ЦЕЛЬ: Обобщить знания детей о перелетных птицах. ЗАДАЧИ: Образовательные Создание условий для расширения.

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Путешествие к Деду Морозу» с использованием ИКТНепосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Путешествие к Деду Морозу» с использованием ИКТ Каждому ребёнку интересно знать где и как живёт наш любимый Дед Мороз. Приглашаем в увлекательное путешествие на Родину Деда Мороза! Цель:.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «Русская народная игрушка — Матрешка»
Опубликовано: 27 января 2023 в 19:22
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «Русская народная игрушка — Матрешка»» (включая файлы) размещена пользователем Назиля Жабелова (УИ 2258414) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД