НОД для старшего дошкольного возраста «Русские народные костюмы и украшения — всему миру на удивление»

Елена Широкова
НОД для старшего дошкольного возраста «Русские народные костюмы и украшения — всему миру на удивление»

НОД для старшего дошкольного возраста

(в рамках долгосрочной проектной деятельности)

«Русские народные костюмы и украшения – всему миру на удивление»

Составитель: Широкова Е. Г., воспитатель ДОУ «Детского сада №329», г. Екатеринбург, Свердловская область.

Цели:

1. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

2. Знакомство с русским народным костюмом.

Задачи:

1. Закрепить знания о традиционных русских народных женских и мужских костюмах, развивать интерес к ним;

2. Расширить представления о русских народных головных уборах и особенностях украшения венца, о значении пояса в жизни русских людей. Дополнить знания по этой теме с учетом национально-регионального компонента;

3. Упражнять в составлении описательных рассказов по игрушкам-куклам и предметным картинкам. Обогащать словарь детей новыми словами и выражениями;

4. Воспитывать эстетический вкус и творческие способности, дружеские взаимоотношения между детьми.

Форма организации детей: подгруппами.

Предварительная работа (в рамках проектной деятельности):

1. Чтение русских народных сказок «Царевна-лягушка», «Василиса прекрасная», рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»;

2. Рассматривание:

- образцов ткани (лён, хлопок, шёлк, шерсть);

- кукол в русских национальных костюмах;

- альбомов «История одежды», «Что носили раньше»;

3. Знакомство с репродукциями картин художника В. Васнецова «Алёнушка», «Снегурочка», «Иван-царевич и серый волк»;

4. Дидактические игры «Сложи узор», «Сравни старинную и современную русскую одежду»;

5. Беседа «Праздничная и будничная крестьянская одежда» и просмотр соответствующей презентации;

6. Продуктивная деятельность:

- декоративное рисование «Красное – прекрасное» (растительный орнамент на полосе);

- аппликация «Украсим поясок (мальчики) и венец (девочки)»;

- нанизывание бисера, бус и монисто на нитки;

7. Составление интерактивной игры «Что лишнее?» и презентации «Пояс

верный, друг сердечный».

Оборудование: русский народный костюм для педагога, куклы в русских традиционных мужских и женских костюмах, наборы картинок по теме НОД, 5 платков, лапти, тесьма цветная и по 2 бубенчика на каждого мальчика, лебединый пух, нитки бус и бисера, монисто, портянка, трёхрядный поясок для демонстрации, венцы для девочек и пояски для мальчиков, атласные ленты длиной по 1 метру разного цвета на каждого ребенка; аудиозаписи русских народных песен и мелодий.

Ожидаемый результат: развитие у детей интереса к предметам русского (в частности уральского) народного костюма и украшений, а также желания их использовать в игровой и театрализованной деятельности;

Ход НОД:

Под русскую народную музыку педагог в русском народном костюме:

- День вам добрый, ребята! Да и доброму гостю всегда на Руси была особая честь! Всех милости прошу к нашему шалашу. Давайте сядем рядком, да поговорим ладком. Какие вы сегодня нарядные да ладные пришли в детский сад! А в какой костюм я принарядилась? (женский русский народный)

- На Руси в старину простые люди носили особенные костюмы. Расскажите, пожалуйста, в чем раньше ходили девушки и женщины?

Составление детьми коротких описательных рассказов по куклам в национальных костюмах и картинкам с использованием слов «рубаха», «сарафан», «понёва», «фартук», «передник», «полусапожки», «лапти», «повязки», «венцы» (2 - 3 ребенка).

- Головной убор всегда показывал возраст женщины. Можно ли было раньше женщинам ходить с непокрытой головой? Почему?

- Какие головные уборы в старину носили взрослые женщины? (кокошники, кички, платки, шали). (Дети называют и показывают эти предметы женских национальных головных уборов на картинках)

- Головные уборы всегда подчеркивали прелесть русских женщин – красавиц.

Ребенок (подготовленный заранее):

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка. (Н. А. Некрасов)

- У нас на Урале простые девушки тоже носили венцы (венчики, веночки) да повязки с лентами, а взрослые женщины ходили в платках да в разноцветных шалях. И завязывали их по-разному.

Игра «Завяжи платок»

Задача: развивать мелкую моторику рук посредством различных способов завязывания платков.

- А какой народный костюм носили в старину мужчины?

Составление детьми коротких описательных рассказов по куклам в национальных костюмах и картинкам с использованием слов «рубаха – косоворотка», «порты», «сапоги», «лапти», картуз», «колпак».

- Какой предмет народного мужского костюма называли «онучи» и одевали под лапти? (кусок плотной холщевой ткани, который наматывали на ноги)

- Эту часть русского национального костюма носили солдаты и офицеры нашей армии даже в конце 20 – начале 21 века и называлась она «портянки». Портянки появились в русской армии еще при царе Петр 1. (Показ портянки)

- Много вы знаете о старинных русских нарядах. Наверное, ещё и смекалистые?

Интерактивная игра «Что лишнее?"

Задача: развивать логическое мышление и сообразительность, упражнять в группировке старинных и современных предметов одежды, головных уборов и обуви.

- бейсболка, панама, кокошник, берет;

- лапти, кроссовки, валенки;

- шорты, порты, джинсы, брюки;

- понёва, футболка, блузка.

Просмотр презентации «Пояс верный, друг сердечный».

- А зачем русский человек носил пояс (поясок? (носил как украшение; подпоясывал для удобства широкую рубаху; к нему привязывали ложку, нож, гребень и специальную сумочку – мешочек, т. к. карманов раньше не шили). Все пояса подвязывали только с левой стороны. По русским поверьям ходить без пояса было неприлично.

- На селе пояса плели и ткали крестьянки из льняной и шерстяной пряжи для себя и своей семьи. А в городе их изготовляли мастера – ремесленники на продажу. Широкие пояса назывались «кушаком» и часто их привозили из других стран.

- А ещё это был оберег. Как считали наши предки, пояс оберегал своего хозяина от злых сил, хранил его здоровье, помогал ему в любой работе, способствовал ударе и благополучию. Поэтому пояса на Руси старались никому не давать. (Повтор нового слова «оберёг» хором и индивидуально)

- На Урале, как и по всей Руси, пояса делали из кожи, вязали из шерсти, шили из ткани и плели из ниток. Часто Уральцы носили плетёные трёхрядные пояски, похожие на косички. Давайте и мы попробуем сплести из атласных лент такой поясок.

Народная игра «Поясок»

Задача: развивать навыки в плетении трёхрядной косицы; психологическая разгрузка; повышение двигательной активности.

Ребятишек пояском я обвяжу,

Злые силы и беду я отведу.

Не болейте, дорогие, никогда,

Будьте счастливы, здоровы вы всегда!

- Самые красивые пояса наши предки берегли, носили только по праздникам, хранили в старинных сундуках и передавали по наследству от стариков к внукам. А чтобы пояса были красивыми, их украшали. Как? (вышивали узоры нитками и бисером)

- Иногда молодым парням и мальчикам подвязывали к пояскам маленькие весёлые бубенчики (показ, а молоденьким девушкам к головным уборам пришивал жемчуг или нитки бус, которые часто свисали у них вдоль щёк.

- Вспомните, пожалуйста, как раньше в народных песнях, приговорках и сказках называли красну-девицу? (павушка, лебедушка, утушка луговая). С кем её сравнивали? (с птицей) Поэтому часто головные девичьи уборы украшались ещё лебединым или гусиным пухом (показ).

- На Руси говорили: «Кто много трудится – у того всё сбудется! Чтобы сбылись ваши мечты и желания, сядем у окошка и потрудимся немножко: украсим лебединым пухом веночки да бубенчиками поясочки. «У всякого дела – свои пределы», - гласит другая русская пословица. Не будем торопиться, чтобы работа получилась качественная, всем на радость.

Практическая часть.

Дети заканчивают украшение своих поделок, сделанных ранее.

- А чем ещё любили украшать себя русские женщины и девушки? (серьгами, бусами, кольцами, перстнями, браслетами, крестиками) А ещё они носили на шее монисто (показ).

- Впереди народные праздники - Рождество, Пасха, Троица и другие, а значит, как и в старину, будем наряжаться «добрым людям на загляденье и всему миру на удивление».

- У русских издавна «делу – время, а потехе – час». Пришла и нам пора порезвиться, поиграть и повеселиться. Одевайтесь да наряжайтесь скорее.

(Дети надевают венцы, пояски, нитки из бус и бисера, монисто, рубахи – косоворотки, сарафаны и т. д.)

Народная игра «Захарка».

Задача: Закрепить названия предметов русского народного костюма; психологическая разгрузка.

Шёл Захарка по тропе и нёс лапти на спине.

Лапти, лапти, лапоточки и для сына, и для дочки.

(Дети стоят по кругу. В центре – Захарка-ведущий. Все дети идут по кругу, взявшись за руки, а Захарка - противоходом в другую сторону. Около кого остановится, тот выходит в центр круга и танцует под русскую народную мелодию. Затем танцующий становится ведущим)

- Вот и подошла к концу наша встреча. Как говорят в народе: «Конец – делу венец». Спасибо вам, дорогие ребята, за знания да уважение, а всем гостям за долгое терпение.

Последующая работа в рамках проектной деятельности:

1. Беседы: «Старинная зимняя русская народная одежда», «В чём раньше ходили на Руси дети?» (с учетом национально-регионального компонента);

2. НОД «Чудо Павловских платков», «Наша русская матрешка»;

3. Декоративное рисование по мотивам росписи Павловских платков;

4. Аппликация «Матрешка»;

5. Вышивка салфетки;

6. Просмотр презентаций «История женских украшений», «Наша русская матрешка».

Прикреплённые файлы:

pojas-vernyi-drug-serdechnyi_36isu.pptx | 5088,11 Кб | Скачан: 167
 
Публикации по теме:

Фотоотчет «Люблю тебя, моя Россия!»Фотоотчет «Люблю тебя, моя Россия!» Культура нашей страны России многогранна и необъятна, как и сама Россия! Мы с детьми с огромным энтузиазмом устраиваем посиделки, ярмарки.

Программа для детей с Нода (4–5 лет) по рукотворному миру «Не от скуки на все руки» Программа по рукотворному миру "Не от скуки на все руки" разработана в соответствии с документами в сфере дошкольного образования в рамках.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
НОД для старшего дошкольного возраста «Русские народные костюмы и украшения — всему миру на удивление»
Опубликовано: 14 марта 2015 в 22:59
+166Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 108.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Мастер-класс «Кукла в грузинском наряде»
Продолжаю работу над куклами в народных костюмах. Четвёртую куклу решила нарядить в грузинский наряд. Дивно музыка играла, Пела нежная свирель, Из...
Мастер-класс «Вязание крючком игрушки «Сорока-белобока»
Нет смысла убеждать кого-либо в том, что педагогический труд – дело, прежде всего творческое. Педагог, остановившийся в своем развитии, живущий старым...
Логопедическое пособие «Горошек»
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить: Наша речь состоит из предложений. Предложение - это законченная мысль. Предложения...