НОД для старшего дошкольного возраста «Русские народные костюмы и украшения — всему миру на удивление»

Елена Широкова
НОД для старшего дошкольного возраста «Русские народные костюмы и украшения — всему миру на удивление»

НОД для старшего дошкольного возраста

(в рамках долгосрочной проектной деятельности)

«Русские народные костюмы и украшения – всему миру на удивление»

Составитель: Широкова Е. Г., воспитатель ДОУ «Детского сада №329», г. Екатеринбург, Свердловская область.

Цели:

1. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

2. Знакомство с русским народным костюмом.

Задачи:

1. Закрепить знания о традиционных русских народных женских и мужских костюмах, развивать интерес к ним;

2. Расширить представления о русских народных головных уборах и особенностях украшения венца, о значении пояса в жизни русских людей. Дополнить знания по этой теме с учетом национально-регионального компонента;

3. Упражнять в составлении описательных рассказов по игрушкам-куклам и предметным картинкам. Обогащать словарь детей новыми словами и выражениями;

4. Воспитывать эстетический вкус и творческие способности, дружеские взаимоотношения между детьми.

Форма организации детей: подгруппами.

Предварительная работа (в рамках проектной деятельности):

1. Чтение русских народных сказок «Царевна-лягушка», «Василиса прекрасная», рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»;

2. Рассматривание:

- образцов ткани (лён, хлопок, шёлк, шерсть);

- кукол в русских национальных костюмах;

- альбомов «История одежды», «Что носили раньше»;

3. Знакомство с репродукциями картин художника В. Васнецова «Алёнушка», «Снегурочка», «Иван-царевич и серый волк»;

4. Дидактические игры «Сложи узор», «Сравни старинную и современную русскую одежду»;

5. Беседа «Праздничная и будничная крестьянская одежда» и просмотр соответствующей презентации;

6. Продуктивная деятельность:

- декоративное рисование «Красное – прекрасное» (растительный орнамент на полосе);

- аппликация «Украсим поясок (мальчики) и венец (девочки)»;

- нанизывание бисера, бус и монисто на нитки;

7. Составление интерактивной игры «Что лишнее?» и презентации «Пояс

верный, друг сердечный».

Оборудование: русский народный костюм для педагога, куклы в русских традиционных мужских и женских костюмах, наборы картинок по теме НОД, 5 платков, лапти, тесьма цветная и по 2 бубенчика на каждого мальчика, лебединый пух, нитки бус и бисера, монисто, портянка, трёхрядный поясок для демонстрации, венцы для девочек и пояски для мальчиков, атласные ленты длиной по 1 метру разного цвета на каждого ребенка; аудиозаписи русских народных песен и мелодий.

Ожидаемый результат: развитие у детей интереса к предметам русского (в частности уральского) народного костюма и украшений, а также желания их использовать в игровой и театрализованной деятельности;

Ход НОД:

Под русскую народную музыку педагог в русском народном костюме:

- День вам добрый, ребята! Да и доброму гостю всегда на Руси была особая честь! Всех милости прошу к нашему шалашу. Давайте сядем рядком, да поговорим ладком. Какие вы сегодня нарядные да ладные пришли в детский сад! А в какой костюм я принарядилась? (женский русский народный)

- На Руси в старину простые люди носили особенные костюмы. Расскажите, пожалуйста, в чем раньше ходили девушки и женщины?

Составление детьми коротких описательных рассказов по куклам в национальных костюмах и картинкам с использованием слов «рубаха», «сарафан», «понёва», «фартук», «передник», «полусапожки», «лапти», «повязки», «венцы» (2 - 3 ребенка).

- Головной убор всегда показывал возраст женщины. Можно ли было раньше женщинам ходить с непокрытой головой? Почему?

- Какие головные уборы в старину носили взрослые женщины? (кокошники, кички, платки, шали). (Дети называют и показывают эти предметы женских национальных головных уборов на картинках)

- Головные уборы всегда подчеркивали прелесть русских женщин – красавиц.

Ребенок (подготовленный заранее):

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка. (Н. А. Некрасов)

- У нас на Урале простые девушки тоже носили венцы (венчики, веночки) да повязки с лентами, а взрослые женщины ходили в платках да в разноцветных шалях. И завязывали их по-разному.

Игра «Завяжи платок»

Задача: развивать мелкую моторику рук посредством различных способов завязывания платков.

- А какой народный костюм носили в старину мужчины?

Составление детьми коротких описательных рассказов по куклам в национальных костюмах и картинкам с использованием слов «рубаха – косоворотка», «порты», «сапоги», «лапти», картуз», «колпак».

- Какой предмет народного мужского костюма называли «онучи» и одевали под лапти? (кусок плотной холщевой ткани, который наматывали на ноги)

- Эту часть русского национального костюма носили солдаты и офицеры нашей армии даже в конце 20 – начале 21 века и называлась она «портянки». Портянки появились в русской армии еще при царе Петр 1. (Показ портянки)

- Много вы знаете о старинных русских нарядах. Наверное, ещё и смекалистые?

Интерактивная игра «Что лишнее?"

Задача: развивать логическое мышление и сообразительность, упражнять в группировке старинных и современных предметов одежды, головных уборов и обуви.

- бейсболка, панама, кокошник, берет;

- лапти, кроссовки, валенки;

- шорты, порты, джинсы, брюки;

- понёва, футболка, блузка.

Просмотр презентации «Пояс верный, друг сердечный».

- А зачем русский человек носил пояс (поясок? (носил как украшение; подпоясывал для удобства широкую рубаху; к нему привязывали ложку, нож, гребень и специальную сумочку – мешочек, т. к. карманов раньше не шили). Все пояса подвязывали только с левой стороны. По русским поверьям ходить без пояса было неприлично.

- На селе пояса плели и ткали крестьянки из льняной и шерстяной пряжи для себя и своей семьи. А в городе их изготовляли мастера – ремесленники на продажу. Широкие пояса назывались «кушаком» и часто их привозили из других стран.

- А ещё это был оберег. Как считали наши предки, пояс оберегал своего хозяина от злых сил, хранил его здоровье, помогал ему в любой работе, способствовал ударе и благополучию. Поэтому пояса на Руси старались никому не давать. (Повтор нового слова «оберёг» хором и индивидуально)

- На Урале, как и по всей Руси, пояса делали из кожи, вязали из шерсти, шили из ткани и плели из ниток. Часто Уральцы носили плетёные трёхрядные пояски, похожие на косички. Давайте и мы попробуем сплести из атласных лент такой поясок.

Народная игра «Поясок»

Задача: развивать навыки в плетении трёхрядной косицы; психологическая разгрузка; повышение двигательной активности.

Ребятишек пояском я обвяжу,

Злые силы и беду я отведу.

Не болейте, дорогие, никогда,

Будьте счастливы, здоровы вы всегда!

- Самые красивые пояса наши предки берегли, носили только по праздникам, хранили в старинных сундуках и передавали по наследству от стариков к внукам. А чтобы пояса были красивыми, их украшали. Как? (вышивали узоры нитками и бисером)

- Иногда молодым парням и мальчикам подвязывали к пояскам маленькие весёлые бубенчики (показ, а молоденьким девушкам к головным уборам пришивал жемчуг или нитки бус, которые часто свисали у них вдоль щёк.

- Вспомните, пожалуйста, как раньше в народных песнях, приговорках и сказках называли красну-девицу? (павушка, лебедушка, утушка луговая). С кем её сравнивали? (с птицей) Поэтому часто головные девичьи уборы украшались ещё лебединым или гусиным пухом (показ).

- На Руси говорили: «Кто много трудится – у того всё сбудется! Чтобы сбылись ваши мечты и желания, сядем у окошка и потрудимся немножко: украсим лебединым пухом веночки да бубенчиками поясочки. «У всякого дела – свои пределы», - гласит другая русская пословица. Не будем торопиться, чтобы работа получилась качественная, всем на радость.

Практическая часть.

Дети заканчивают украшение своих поделок, сделанных ранее.

- А чем ещё любили украшать себя русские женщины и девушки? (серьгами, бусами, кольцами, перстнями, браслетами, крестиками) А ещё они носили на шее монисто (показ).

- Впереди народные праздники - Рождество, Пасха, Троица и другие, а значит, как и в старину, будем наряжаться «добрым людям на загляденье и всему миру на удивление».

- У русских издавна «делу – время, а потехе – час». Пришла и нам пора порезвиться, поиграть и повеселиться. Одевайтесь да наряжайтесь скорее.

(Дети надевают венцы, пояски, нитки из бус и бисера, монисто, рубахи – косоворотки, сарафаны и т. д.)

Народная игра «Захарка».

Задача: Закрепить названия предметов русского народного костюма; психологическая разгрузка.

Шёл Захарка по тропе и нёс лапти на спине.

Лапти, лапти, лапоточки и для сына, и для дочки.

(Дети стоят по кругу. В центре – Захарка-ведущий. Все дети идут по кругу, взявшись за руки, а Захарка - противоходом в другую сторону. Около кого остановится, тот выходит в центр круга и танцует под русскую народную мелодию. Затем танцующий становится ведущим)

- Вот и подошла к концу наша встреча. Как говорят в народе: «Конец – делу венец». Спасибо вам, дорогие ребята, за знания да уважение, а всем гостям за долгое терпение.

Последующая работа в рамках проектной деятельности:

1. Беседы: «Старинная зимняя русская народная одежда», «В чём раньше ходили на Руси дети?» (с учетом национально-регионального компонента);

2. НОД «Чудо Павловских платков», «Наша русская матрешка»;

3. Декоративное рисование по мотивам росписи Павловских платков;

4. Аппликация «Матрешка»;

5. Вышивка салфетки;

6. Просмотр презентаций «История женских украшений», «Наша русская матрешка».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Люблю тебя, моя Россия!»Фотоотчет «Люблю тебя, моя Россия!» Культура нашей страны России многогранна и необъятна, как и сама Россия! Мы с детьми с огромным энтузиазмом устраиваем посиделки, ярмарки.

Программа для детей с Нода (4–5 лет) по рукотворному миру «Не от скуки на все руки» Программа по рукотворному миру "Не от скуки на все руки" разработана в соответствии с документами в сфере дошкольного образования в рамках.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
НОД для старшего дошкольного возраста «Русские народные костюмы и украшения — всему миру на удивление»
Опубликовано: 14 марта 2015 в 22:59
+166Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 108.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 сентября. День ступенек на МААМ

Прыгать по ступенькам и считать их — любимая детская забава, которую тоже можно использовать с пользой для подрастающего человека. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой и посвятите целый день...

25 сентября. День сказки «Аленький цветочек»

В 1850-х годах отставной чиновник-пенсионер Сергей Аксаков засел за мемуары. И вспомнил чудесную сказку из своего детства, которую знают и любят уже многие поколения. Эта сказка «Аленький цветочек»,...

Мастер-класс по аппликации из кругов «Совушка» для детей 4–6 лет
Тема: «Совушка» Мастер – класс для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Аппликацию можно делать из разного материала. Этот вид деятельности...
Отчет о месячнике «Профилактика дорожно-транспортного травматизма» в старшей группе
Цель: Расширять знания детей о правилах поведения на дороге и умение применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в...
Коллективная работа в младшей группе «Аквариум с рыбками»
Коллективная работа по лепке из пластилина с детьми второй группы раннего возраста по теме «Рыбки в аквариуме» Цель: Формировать интерес к работе с...