Конспект занятия «Русские валенки»

Артемьева Любовь
Конспект занятия «Русские валенки»

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром в садик, вечером - домой.

Наверное, почти каждый из нас помнит, как когда -то, в детстве и уже в зрелом возрасте, носил валенки, в которых так тепло и уютно.

Валенки - это еще один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны.

Что же мы знаем о нашей, исконно русской обуви, валенках?

"Валенки, валенки, ой,да не подшиты, стареньки. " Валенки, пимы, катанки, чесанки - сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки -прекрасная, удобная обувь! В них - праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, в годы ВОВ. Без валенок были бы невозможны освоение северных регионов, совершение экспедиций. В валенках не страшны метели и морозы. Поэтому лучшей обуви на Руси никогда не было!

У детей дошкольного возраста не достаточно сформированы представления о народных промыслах своего народа, в частности катание валенок. И поэтому в нашей группе "Любознайки" прошла тематическая неделя "Русские валенки" с целью познакомить детей с историей возникновения русской обуви, с процессом изготовления валенок через различные виды детской деятельности.

Тема: «Путешествие в страну волшебной прялки»

Старше - подготовительная группа

Цель: расширять знания детей о предметах старины, познакомить с женским народным ремеслом прядением и орудиями труда (прялкой, веретеном); расширять словарный запас новыми словами; развивать интерес к старине, бережное отношение к старинным вещам.

Материал: прялка, веретено, шерсть, пряжа, клубок, чесанки

Словарная работа: прялка, веретено, пряжа, клубок, рукодельница.

Интеграция образовательных областей:

Пр – познакомить детей с предметами крестьянского быта: прялкой и веретеном

Рр – активизировать в речи слова: прялка, веретено, шерсть, пряжа, клубок, чесанки

СКР – прививать интерес к культуре родного народа, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым

Фр – развивать двигательную активность

Хэр (аппликация)«Овечка»

Содержание деятельности

Загадка

По горам, по долам, ходит шуба, да кафтан. Кто это? (баран)

- Я маленькая, белая, пугливая не смелая, шерсть даю своей хозяйке на шарфы и на фуфайки. А это кто? (овечка.)

В: - А теперь, давайте поиграем, и посчитаем баранов, овец и ягнят.

Один баран, два… барана, три… барана, четыре… барана, пять… баранов, (также считаем овец и ягнят). Ребята, а какого цвета бывает шерсть у баранов.

В: - Давайте вспомним скороговорку про баранов:

Триста тридцать три барана

Шли на речку утром рано

Шерсть у них в колечки свита

Сострижёшь – и свяжешь свитер

(Произносят сначала медленно, затем быстрее).

В: - Чем же всё-таки полезна овца? Какую пользу приносит?

Д: - Овца даёт нам шерсть, молоко, мясо, одежду и другие изделия из шерсти. Овцы не только одевают и обувают человека, но и кормят его.

В: - А как получают овечью шерсть?

Д:- Их стригут ножницами.

В: - Правильно, но какими? Вот этими, (показываю канцелярские) мы сможем постричь? (нет). Конечно, здесь нужны специальные ножницы для стрижки овец. Вот она непряденая шерстка. Чтобы из нее связать варежки, нужно её расчесать специальными чесалками (показать).

В: - Посмотрите, какая шерсть получилась. Потрогайте и назовите её. Какая она?

Д: - Мягкая, пушистая, лёгкая, тёплая, жёлтая, чёрная.

ХОЗЯЙКА сидит у прялки с веретеном и напевает.

Веретено, веретено!

Жужжит и кружится оно.

Нитку сучит, об пол стучит.

Хозяйка. Здравствуйте, ребятушки, проходите, рассаживайтесь по удобнее. Посидим рядком, да поговорим ладком.

-Посмотрите вокруг, обратите внимание на выставку женского рукоделия.

- Ребята, как вы думаете, чем любили заниматься наши бабушки? (Шить, вязать, прясть.)

Знакомство с предметами быта

Я сегодня расскажу вам о прялке и веретене

- Давным-давно прядению обучали вообще всех девочек, чтобы они, когда вырастут, были хорошими хозяйками и мастерицами. Крестьянские девочки были помощницами своим мамам по хозяйству, поэтому они должны были многое уметь, их учили прясть с пяти-семи лет. Первую прялку, небольшую и нарядную, по обычаю делал или покупал для дочери отец. В то время существовал такой обычай: как только у маленькой пряхи дело шло на лад, мать сжигала спряденную ею нитку и, смешав пепел с водой, давала дочке выпить, веря, что теперь она непременно станет искусной мастерицей.

Показ прялки и рассказ о назначении ее деталей.

- У прялки есть донце – на него садилась мастерица, «чтобы работа не убежала», «зеркало» - к нему привязывали кудель (Шерсть). Из кудели во время работы рукодельница нить скручивала на веретено.

Веретено – конусообразная палочка, выточенная.

Загадка: «Чем дольше я кручусь, тем тоньше становлюсь» (веретено)

- Получив от матерей задание, девочки-подростки и молодые незамужние девушки с прялками, куделью и веретенами собирались в какой-нибудь избе на беседы-посиделки, при свете лучин за работой коротая долгие зимние вечера.

А чтобы было веселее работать, напевали.

Уж ты, прялица, кокорица моя,

Пойду вынесу на улицу тебя,

Буду прясть да попрядывать,

На подруженек поглядывать!

- Того, кто занимается рукоделием, называют рукодельницей. Напрядет пряха много пряжи на веретено, а потом перематывает в моток. (Показывает.)

- А из мотка в клубок. Эта работа только на первый взгляд простая, на самом же деле нужно постараться. Помогите смотать пряжу в клубок (желающие помогают).

Затем придумали ножную прялку. (смотрим видео)

- Затем из клубочков начинают вязать красивые и теплые вещи на зиму. У кого у вас есть носочки, шапочки, шарфы, связанные вашими бабушками и мамами? (Дети делятся впечатлениями)

- Значит, что ваши мамы и бабушки тоже рукодельницы.

- Поработав, девочки затевали игры. Давайте и мы с вами поиграем.

Игра «Заря – Зарница» (считалкой выбирается водящий - Заря)

Считалка: Начинается считалка

На березу села Галка

Две вороны, воробей

Три сороки, соловей!

дети встают в круг. А Заря ходит сзади со словами:

«Заря зарница, Красная девица.

По полю ходила, ключи обронила.

Косы золотые, в ленты обвитые

(заря – кладет ленту на плечо и они бегут в разные стороны, кто останется без места – становится «Зарей»

Продуктивная деятельность «Овечка» (из ватных дисков или ваты, газетной бумаги)

- А у меня есть вкусное угощение!

Бублики пресные, очень интересные!

Не красна изба углами, а красна пирогами.»

Берите не стесняйтесь, баранками угощайтесь

Конспект занятия «Русские валенки»
Публикации по теме:

«Дед Мороз и валенки». Конспект НОД с детьми младшей разновозрастной группы из цикла «Обувь»«Дед Мороз и валенки». Конспект НОД с детьми младшей разновозрастной группы из цикла «Обувь» Тема. «Валенки» - предмет зимней обуви Цель. Расширение и обогащение знаний детей по теме «Обувь». Задачи. -Продолжать знакомить детей.

Про валенкиПро валенки Хочу поделиться с вами самыми интересными фактами о наших родимых. Хоть валенки и считаются исконно русскими,но войлочную обувь изначально.

Фотоотчет с выставки «Валенки, да валенки! Ах, да подшиты стареньки!»Фотоотчет с выставки «Валенки, да валенки! Ах, да подшиты стареньки!» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и друзья, и гости, заглянувшие ко мне на страничку! Знает взрослый человек, Знает даже маленький.

Фоторепортаж о посещении музея «Русские валенки»Фоторепортаж о посещении музея «Русские валенки» Все ждут настоящую русскую зиму с белым пушистым снегом, сверкающим на солнце и с лёгким морозцем. Зима – самая удивительная пора, которую.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия «Русские валенки»
Опубликовано: 18 января 2020 в 20:56
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 февраля. День сюжетно-ролевой игры на МААМ

Игра является ведущим видом деятельности для детей. А в игре сюжетно-ролевой (на любую тему) как в зеркале, отражаются их представления об окружающем мире, о взаимоотношениях и профессиональных...

24 февраля. Масленица — начало сырной недели

Масленица — один из самых веселых народных праздников в России. Он продолжается целую неделю и символизирует прощание с зимой и встречу долгожданной весны. В древности почитали солнце как источник жизни....

Картотека зимних подвижных игр для детей 4–5 лет
Подвижные игры во время прогулок полезны для развития общей двигательной активности, ловкости, точности движений, внимания, глазомера. 1. Подвижная...
Конспект занятия по рисованию «Зимушка — зима» с детьми подготовительной группы
Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное развитие", " Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие". Задачи:...
Мастер-класс по изготовлению аппликации из бумаги «Голуби мира»
Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички! Вашему вниманию предлагаю мастер-класс изготовления поделки "Голуби мира" из бумаги....