Татьяна Полуэктова
«Русский народный костюм». Конспект НОД
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию на тему: «Русский народный кост юм»
Образовательная область «Познание» (формирование целостной картины мира, «Художественное творчество»
Программное содержание
Публикация «„Русский народный костюм“, Конспект НОД» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Русский народный костюм
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Расширять знания о русской народной культуре. Пробуждать интерес детей к русскому национальному костюму, подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей. Пояснить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины. Обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин.
Учить различать разные виды одежды (старинную и современную; мужскую и женскую, называть детали одежды, декоративные элементы русского орнамента. Помочь понять символику цвета и расположение орнамента в русском народном костюме.
Развивать эстетический вкус, технические умения и навыки рисования, раскрасить русский народный костюм, правильно составить на нём узор, симметрично располагая его элементы.
Воспитывать интерес к жизни наших предков, уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи.
Словарная работа
Названия одежды русского народного костюма : рубаха, косоворотка, понёва, фартук (занавеска, кокошник, повязка, порты, пояс, лапти. Названия деталей одежды: ворот, воротник, подол, рукава, манжеты. Оберег. Подбирать прилагательные к слову «солнце» : ласковое, доброе, лучистое, тёплое, весёлое, яркое, горячее, золотое, нежное. Называть пословицы о труде.
Предварительная работа
Проведение бесед на тему «Как одевались в старину» с использованием рисунков, картин, альбомов. Чтение К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», рассматривание иллюстраций к тексту. Разучивание хоровода «Ленок», пословиц о труде и мастерстве (донести до детей понимание их смысла). Знакомство с семантикой народного орнамента.
Материал к занятию
Иллюстрации с изображением старинной одежды: рубаха, понёва, сарафан, порты, пояс, кокошник, мужчина и женщина в русских народных костюмах, современные виды одежды: сарафан, рубашка, юбка, шорты… Куклы мальчик и девочка в русских народных костюмах. Заготовки силуэтов рубахи для мальчиков и сарафана для девочек, краски, кисточки, салфетки.
Ход деятельности
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением разного вида одежды.
- Посмотрите на эти картинки. Что на них изображено? Кто что видит? ( Ответы детей: Я вижу рубашку, брюки, платье)
- Как это можно назвать одним словом? (Одежда)
- Посмотрите и назовите одежду, которая вам знакома? Назовите ту одежду, которую носят сейчас. (Пальто, платье, брюки, куртка, рубашка)
-Как называют одежду, которую носят сейчас? (Современная)
- Ребята, посмотрите ещё раз на наши картинки с одеждой и назовите из них ту, которую сейчас не носят? (Рубаха, старинный сарафан) Когда носили такую одежду? (Давно, в старину.) Как называют одежду, которую сейчас не носят? (Старинная)
- Мы сегодня поговорим об одежде современной и старинной. Сначала скажите, какая бывает одежда? Я задаю вопрос, а вы отвечаете, и кто ответил, усаживается на стульчик.
- Как называют одежду для детей? (Детская)
- Как называют одежду для женщин? (Женская)
- Как называют одежду для мужчин? (Мужская)
- Как называют одежду для кукол? (Кукольная)
- Как называют одежду для занятий спортом? (Спортивная)
- Как называют одежду для зиму (которую носят зимой? (Зимняя)
- Как называют одежду для лета? (Летняя)
- Как называют одежду для взрослых? (Взрослая)
- Как называют одежду для школы? (Школьная)
- Как называют одежду для рабочих, строителей? (Рабочая)
- Как называют одежду, которую носили в старину? (Старинная)
- Сегодня на нашем занятии будут гостями наши Марьюшка и Иванушка. Рассмотрите внимательно их наряд. В какую одежду они одеты? (В старинную, в русский народный костюм) Какой вид одежды есть на Марьюшке, и на Иванушке? Какой вид одежды носили в старину и взрослые, и дети? (Рубаху)
- Да, рубаху носили все, это самый старинный вид одежды. Как называли мужскую рубаху? (Косоворотка) Что обязательно повязывали поверх рубахи мальчики и мужчины? (Пояс.)
- У кого рубаха была длиннее: у женщин или у мужчин? (У женщин)
- А сейчас в наше время мы носим рубахи? (Нет)
- В таком виде как раньше – нет, но есть одежда, которая напоминает рубаху, но имеет немного другой вид. Что у девочек похоже на рубаху? (Блузка, водолазка) (Какая современная одежда похожа на рубаху)
- Что из одежды мальчиков похоже на рубаху? (Рубашка, футболка, водолазка,тенниска)
- Что одето поверх рубахи у Марьюшки? (Сарафан)
- Что женщины одевали поверх рубахи? (Понёву, сарафан, навершник, фартук-занавеску)
- На какую современную одежду похожа понёва? (На юбку, только не сшитую, распашную)
- Что ещё поверх юбки носили (повязывали) женщины? (Фартук, передник)
- В старину такой фартук называли занавеской. Что ещё кроме рубахи носили мальчики, мужчины? (Порты)
- На какую современную мужскую одежду они похожи? (На брюки, штаны)
- А сейчас мы поиграем в игру «Старина и современность». Я называю предмет одежды, которую носили давно, а вы мне называете похожую, но современную, которую носят сейчас. Мужская рубаха – рубашка; женская рубаха – блузка; порты – штаны, брюки; понёва – юбка; душегрея – жилетка; занавеска – фартук; старинный сарафан – современный сарафан… (Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети бросают его обратно вместе с ответным словом.)
- Ребята, скажите, а для чего нужна одежда человеку? (Для того, чтобы грела, защищала, украшала человека)
- Оказывается не только для того, чтобы прикрыть тело, украсить, согреть, но и уберечь от болезней, неприятностей, бед. Посмотрите на русский народный костюм и скажите, как (чем) он украшен? (Вышивкой, ленточками, узорами)
- Это не просто вышивка, узоры, это ещё и оберег. Оберег – от слова оберегать от всего плохого: от болезней, от бед, от плохих людей. В старину поклонялись люди природе-матушке. А что больше всего почитали, любили, отгадаете загадку и вспомните. Ребё нок загадывает загадку: «Что выше леса, краше света, без огня горит?» (Солнце) Что мы получаем от солнышко? (Свет, тепло,радость.)
- Если солнце дарит нам свет, значит, оно, что делает? (Светит.) Если солнце дарит радость, оно что делает? (Радует) Если солнце дарит нам тепло,то оно, что делает? (Греет) Как ласково можно сказать про солнце? (Солнышко). Солнышко греет нас своими лучиками, и мы разомнём свои пальчики-лучики.
Пальчиковая гимнастика «Лучики»
Девочки и мальчики,
Где же ваши пальчики? (Спрятали руки за спину)
Пошли пальчики с утра (Пошевелить пальчиками)
Ушли к тёте Разыгра. (Похлопать в ладоши)
На скамеечке сидели (На большом пальчике левой руки «посидеть»
каждым пальчиком правой руки)
Да в окошечко глядели. (Сложить «окошечки» перед глазами из пальцев)
Напились чаю, чаю разыграю, (Чередовать хлопки и показ больших пальцев)
Солнышку ладошку (Погладить ладошку)
Погладили немножко
Пальчики подняли –
Лучиками стали. (Выпрямить и растопырить пальцы обеих рук)
- Солнышко послало нам свой лучик, мы его будем передавать друг другу
говорить какое солнышко? (Ласковое, доброе, лучистое, тёплое, весёлое,
яркое, горячее, золотое, нежное).
- Какой формы солнце? (Круглой)
- В старину считали, что круг оберегает человека, потому, что он похож на
солнце. Поэтому вышивка, расположенная кругом (показывает, по краю одежды
была обязательной. Ещё считали, что ткань оберегает человека, но через
отверстия в одежде к нему могли пробраться неприятности, беды, болезни.
Посмотрите внимательно и скажите, какие места, детали одежды украшали?
(Ворот, рукава, подол, разрезы, оплечье, горловина).
- Как можно изобразить солнце, не используя красок, ниток, инструментов? Как мы все вместе можем это сделать? (Построить хоровод, взявшись за руки).
- Давайте построим хоровод. (Дети выстраиваются в хоровод). А сейчас вспомните из чего шили одежду у нас на Смоленщине?
Ребё нок загадывает загадку: «В землю ушёл, синю шапочку нашёл,
Из земли вырастал – весь мир одевал». (Лён)
- Смоленщина всегда славилась своим умением выращивать и возделывать лён, и как это делали, мы сейчас покажем, исполним хоровод «Ленок».
(Дети поют и показывают движениями, как сеют, полют, прядут и ткут ленок.)
- Вот сколько трудов прилагали наши предки, чтобы сшить платок, рубаху или полотенце. А труд всегда уважали, много сложили пословиц о нём. Вспомним их, кто расскажет пословицу, тот садится на своё рабочее место.
Землю солнце красит, а человека - труд.
Умелые руки не знают скуки.
Человек от лени болеет, от труда здоровеет.
Не спеши языком, а спеши делом.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Без труда нет добра.
Дело мастера боится.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Ученье и труд рядом идут.
Была бы охота, будет ладиться и работа.
Доброе дело само себя хвалит.
- А теперь мы тоже с вами поработаем. Мы будем украшать: мальчики русскую народную рубаху, а девочки – сарафан. Перед каждым из вас силуэт рубахи или сарафана. Давайте вспомним, какие детали одежды нужно украшать? (Ворот, манжет, оплечье, подол, пояс, разрез)
Последующие вопросы можно задавать в ходе самостоятельной деятельности детей.
- Какой цвет был самым любимым? (Красный). Красный цвет считали цветом солнца, огня, силы и власти. Самые старинные наряды украшали только красным цветом, но мы будем пользоваться разными цветами, изображая силы природы во всей её красе. Какие формы, элементы можно использовать в узоре? (Круги, ромбы, треугольники, веточки, галочки) Все эти элементы что-то обозначают. В старину люди изображали силы природы на одежде. Мы с вами уже хорошо знакомы с ними и сейчас вспомним, как можно нарисовать силу воды? Ведь без воды жизнь невозможна. (Волнистой, прерывистой линией) Как изображали силу земли (Засеянное поле, семена-точками, квадратиками, ромбами) Что ещё могли изобразить на узоре? (Птичек - галочек, дерево – веточкой)
- Каждый из вас представит, что и как вы будете рисовать, а по окончании работы расскажете, что у вас получилось. Приступаем к работе. (Звучит спокойная народная музыка).
В процессе рисования воспитатель подходит и спрашивает у детей, что они рисуют, какую деталь одежды, каким цветом, что уже нарисовали, что будут раскрашивать. Добивается полного ответа на вопрос.
По окончании работы дети рассказывают, какую мужскую или женскую одежду раскрасили, на каких деталях одежды и что нарисовали, что это обозначает, какими цветами пользовались, какую защиту будет иметь (от чего защищать… «Читают» узоры.
Воспитатель подводит итог проделанной работе, благодарит детей за работы и преподносит в подарок для девочек раскраску «Русские красавицы», для мальчиков – «Богатыри Древней Руси».