Папки-передвижки

Исследовательско-творческий проект «Рыбное богатство Волги»

светлана марисова
Исследовательско-творческий проект «Рыбное богатство Волги»

Исследовательско – творческий проект

«Рыбное богатство Волги»

Проблема:

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. Не секрет, что нерациональное использование природных ресурсов привело к ухудшению экологической обстановки, и сегодня это одна из наиболее острых проблем не только в нашей стране, но и на планете в целом. Негативные последствия человеческой деятельности выражаются в загрязнении атмосферного воздуха, почвы и водной среды, что в свою очередь, оказывает воздействие на здоровье людей. В наше время невозможно найти индустриально развитый населенный регион, перед которым бы не стояла подобная проблема.

Публикация «Исследовательско-творческий проект „Рыбное богатство Волги“» размещена в разделах

Основным источником негативного влияния служат промышленные предприятия, значительная часть которых расположена в бассейне реки Волга. Они оснащены устаревшими сооружениями и загрязняют реку нефтепродуктами, сельскохозяйственными ядохимикатами и десятками других токсичных веществ, сбрасываемых со сточными водами и оказывающий отрицательное воздействие на состояние природных водоемов и их обитателей.

В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Ведь именно дошкольное детство – период, когда закладываются основы для формирования правильного отношения к окружающему миру. Но, учитывая то, что в современных семьях не уделяется должного влияния вопросам воспитания экологической культуры, краеведению, изучению животного и подводного мира, дошкольное учреждение выступает первым звеном системы непрерывного экологического образования. Перед педагогами стоит задача, как можно раньше приступить к формированию основ экологической культуры.

Для организации работы по экологическому воспитанию используются различные методы и приемы. Один из наиболее эффективных – метод проектов, который позволяет интегрировать разные образовательные области, способствует созданию атмосферы постижения нового путем организации познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности, а также условий для сплочения участников проекта.

Примером успешного использования данного метода является проект «Рыбное богатство Волги».

Цель:

Создание условий для углубленного изучения отдельных представителей водоемов Самарского края.

Задачи:

• Формирование у детей экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

• Осознание воспитанниками необходимости экологически ориентированного взаимодействия с природными объектами;

• Развитие интереса к обитателям водоемов Самарской области;

• Формирование представлений о рыбах родного края;

• Развитие творческих способностей через художественно – прикладное творчество;

Участники проекта :

• Педагоги;

• Воспитанники старшей группы;

• Родители воспитанников.

Формы и методы работы:

• Опрос детей и родителей для выяснения уровня информированности по теме проекта;

• Наблюдение за живыми рыбами в аквариуме;

• Изучение их внешнего вида, рассматривание через микроскоп и лупу;

• Рассматривание рисунков и фотографий разных видов рыб;

• Просмотр фильмов о водных просторах и рыбных запасов водоемов Самарского края;

• Эксперименты «Чья чешуя?», «Что за икра?», «Форма. Длина»

Реализация проекта предусматривает три этапа и осуществлялась в соответствии с разработанным календарно – тематическим планом работы (приложение 1)

Подготовительный этап:

• Изучение педагогами методической и научно – популярной литературы по теме проекта;

Организация консультаций по темам: «Рыбы Самарского края», «Где можно познакомиться с представителями водного мира реки Волга»

На основании результатов анкетирования были сделаны следующие выводы:

Многие родители мало знают о рыбном богатстве и разнообразии Самарского края;

Не могут различать наиболее распространенных представителей рыбного мира;

Крайне редко посещают с детьми региональные музеи и выставки.

Практический этап:

Этот этап предусматривает проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми по образовательным областям:

«Познание»,

«Художественное творчество»,

«Коммуникация»,

«Чтение художественной литературы».

С детьми проведена непосредственно образовательная деятельность:

«Водоемы Самарского края и их обитатели»

«Рыбки в озере – мечта рыболова»

Кроме того, с каждым воспитанником проводиться индивидуальная работа с целью расширения знаний о выбранном им представители «Живого серебра Волги»

Совместно с родителями воспитанников созданы наглядные пособия для работы с детьми: Оформление выставки обитателей «Чудесного озера», на которой представлены:

• Отдельные экземпляры засушенных рыб (щука, сорожка, окунь, чехонь, жерех);

• Муляжи рыб (лещ, окунь, осетр, белуга)

Баночки с разнообразной икрой :

• Цветные фото и рисунки рыб в естественной среде обитания;

Презентация на тему: «Рыбы Среднего Поволжья»

• Игрушки раков, лягушек, ужей, разнообразные раковины.

Заключительный этап:

Итогом реализации проекта «Рыбное богатство Волги» стала творческая работа детей, педагогов и родителей по изготовлению буклетов «Ты мне нравишься, рыбка» и портфолио проекта, выполненные по рассказам воспитанников о своих поделках. Так же были оформлены стендовая и мультимедийная презентация проекта «Рыбное богатство Волги»

Данный проект оказал благотворительное влияние на всех участников. В ходе совместной творческой работы с педагогами и семьей познакомились с природой родного края, получили новые знания, усовершенствовали навыки работы с природным и другим разнообразном мелким материалом, расширили кругозор, научились осмысливать и доносить до окружающих полученную информацию, самостоятельно и интересно рассказать о выбранном объекте. Входе реализации проекта в ДОУ была создана благоприятная среда, ориентированная на формирование экологической культуры воспитанников.

Календарное тематическое планирование работы по проекту

«Рыбы Волги»

Срок проведения Мероприятие Содержание работы

октябрь Сбор информации педагогами по теме «Рыбное богатство Волги» Изучение методической, научно - популярной и художественной литературы

ноябрь

декабрь

Создание предметно – развивающей среды для реализации проекта Подбор и размещение в свободном доступе для фотографий, иллюстраций, открыток, фотоальбомов «Жигулевский заповедник «Самарская Лука», карты нахождения рыб в реке Волга, марок с изображением пресноводных рыб Самарского края.

декабрь

январь

Организация основной образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Труд», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка». Проведение непосредственно образовательной деятельности по темам:

«Волга раскрывает свои секреты»

«Водоемы Самарской области и его обитатели»

«Мечта рыболова»

«Ты мне нравишься, рыбка!»

«Водные обитатели»

Проведение викторины

«Хищные и не очень обитатели наших рек»

февраль

март

апрель Совместное творчество взрослых и детей Оформление семейных фотогазет:

«Я и моя река»

Создание дидактического альбома:

«Есть у нас такие рыбы»

Выпуск буклетов:

«Ты мне нравишься, рыбка!»

Оформление портфолио проекта.

март Подготовка презентации проекта «Рыбное богатство Волги» Создание мультимедийной и стендовой презентаций

апрель Презентация проекта в ДОУ Презентация проекта на педагогическом и родительском собрании

Публикации по теме:

Наша экологияНаша экология Не для кого не секрет,что в нашей стране очень много проблем связанных с экологией. Загрязнение окружающей среды,истребление многих видов.

Экологический плакат «Сохраним на века!»Экологический плакат «Сохраним на века!» Экологический плакат «Сохраним на века!» Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека на ее территории: на планете.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательско-творческий проект «Рыбное богатство Волги»
Опубликовано: 6 октября 2014 в 21:21
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД