«Самообразование как важнейшее условие непрерывного роста педагога, мотивированного к саморазвитию» доклад на РМО

Елена Кузнецова
«Самообразование как важнейшее условие непрерывного роста педагога, мотивированного к саморазвитию» доклад на РМО

Доклад на РМО учителей истории и обществознания Лысогорского муниципального района Саратовской области «Самообразование как важнейшее условие непрерывного роста педагога, мотивированного к саморазвитию»

Современный этап исторического развития характеризуется огромным динамизмом, глобальными противоречиями, радикальными изменениями во всех областях общественной жизни. Это ведет к возникновению неуправляемых процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, требует пересмотра устоявшихся взглядов и мнений, в том числе, в образовании и воспитании. Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения. Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету. Приоритетным направлением исторического образования я считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности для обеспечения качества образования. Современные приемы и методы работы должны способствовать тому, чтобы из школы выходили выпускники, которые понимают и критически осмысливают общественные процессы и ситуации, определяют собственные позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности, осознают себя представителями исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданами России. Легко заметить, что согласно предметным требованиям ФГОС, на любом уровне учащийся по предмету «История» должен овладевать не столько совокупностью фактов, сколько умением их систематизировать, обобщать, отличать друг от друга по нескольким критериям. Уже на базовом уровне ученик должен осознавать, что история – не набор очевидных и непреложных истин, а предмет для дискуссии и самостоятельного осмысления через призму собственных взглядов и опыта, а истину в историческом понимании еще следует установить и отстоять в дискуссии. На углубленном уровне ученик может получить умение не только сравнивать между собой разные трактовки и версии одного и того же события или процесса, но и выдвигать собственные альтернативные версии – как противостоящие ранее высказанным, так и объединяющие их на новой платформе.

Все выше изложенное обосновывает актуальность темы самообразования и повышение профессионального мастерства учителя. Современные требования к педагогу освещены в законе «Об образовании». Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе выделяют, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую готовность, а с другой – научно-теоретическую и практическую подготовку (подготовленность) как основу профессионализма. Основу познавательной направленности личности педагога составляют его духовные потребности и интересы. Одним из проявлений духовных и культурных потребностей педагога есть потребность в знаниях. Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к предмету, который преподаешь. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных областях науки, которую он преподает, быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть близкие и далекие перспективы науки. Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. Творческий рост учителя - через ошибки, заблуждения, преодоления себя - это постоянный эксперимент, который проводится не в искусственных условиях, в лабораториях, а с людьми. Для достижения этой цели мною был разработан план самообразования по теме «Формирование у учащихся понимания исторических общественных процессов на уроках истории в рамках программы по реализации ФГОС» на 2016-2019 учебные годы.

Цель: повышение качества учебного процесса и обеспечение развития познавательной и личностной активности учащихся.

Задачи:

1. Совершенствовать современные педагогические технологии в курсе изучения предметов истории, обществознания в соответствии с ФГОС НОО.

2. Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания истории и обществознания.

3. Формировать интерес учащихся к урокам истории.

4. Поддерживать мотивацию учащихся, стимулировать участие в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности

5. Продолжить работу по обобщению выявленного передового педагогического опыта педагогов школы и района.

6. Совершенствовать систему поддержки одаренных, талантливых детей и учащихся с повышенной мотивацией учебно-познавательной деятельности.

Перечень вопросов по самообразованию.

1) изучение психолого-педагогической литературы

2) разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса

3) проектная и исследовательская деятельность

4) анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;

5) продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;

6) планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

• повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по истории и обществознанию;

• повышения мотивации к занятиям историей и обществознанием.

• научить детей работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.

• создать комплекты педагогических разработок.

• периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на ШМО и педсоветах.

• разработать дидактические материалы, тесты, способствующие улучшению качества обучения в изучении предмета.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО, на методическом и педагогическом советах школы, участие в конкурсах и научно-практических конференциях, круглых столах и вибинарах.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.

Направления самообразования:

Основные направления Действия и мероприятия Сроки реализации

Профессиональное 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории по темам

4. Проводить открытые уроки и мастер-классы.

5. Организовать внеклассную деятельность по предмету.

6. Участвовать в вебинарах по проблемам преподавания истории и обществознания.

7. Принимать участие в профессиональных семинарах, конференциях разного уровнях. в течении

2016-2019 г.

регулярно

Экспериментальная и инновационная деятельность 1. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся.

2. Проведение диагностики учащихся. в течение

2016-2019 г.

Регулярно

2 раза в год

Психолого-педагогические 1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. регулярно

Методические 1. Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории и обществознанию

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории и обществознания

3. Принимать активное участие в работе школьного МО учителей гуманитарного цикла.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района

10. Выступать с докладами по теме самообразования.

11. Разработать программы элективного курса по предмету, кружков.

12. Выступить с творческим отчётом о своей работе на августовском секционном занятии учителей истории. в течение 2016-2019 г.

регулярно

Информационно-технологические технологии 1. Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по истории, педагогике и психологии.

3. Создать личный сайт для обмена опытом работы.

4. Публикации на личном мини-сайте на портале работников образования «Маам», обмен педагогическим опытом, публикация методических разработок. в течение

2016-2019 г.

регулярно

Охрана здоровья 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

в течении

2016-2019 г.

регулярно

Предполагаемые результаты самообразования

Повысить качество преподавания предмета

Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.

Разработать и провести и открытые уроки по используемым технологиям

Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на персональном и школьном сайтах.

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.

Главное требование ФГОС II поколения – организация учебного процесса таким образом, чтобы обучающиеся могли не только самостоятельно получать новые знания, но и в дальнейшем применять их в решении новых задач. Таким образом, главная задача учителя – организация условий, инициирующих действия учащихся в необходимом направлении, условий для самореализации ученика на уроке.

Источники самообразования:

1. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе»;.

2. Научно-методический журнал «Магариф»;.

3. .Приложение газеты «Первое сентября» по истории;.

4. .Методические пособия и учебники.

5. .Интернет; интернет - сообщества учителей.

6. Библиотека, интернет -библиотеки

7. Мероприятия по обмену опытом;

8. Курсы повышения квалификации.

Считаю, что выбранная тема по самообразованию мною изучена и план выполнен.

Чтобы преодолевать стереотипы собственного мышления, учитель должен знать специфические опасности и вредности своей профессии. Американский социолог У. Уоллер в работе «Что учение делает с учителем» (1932) описал некоторые из этих вредностей. Многих учителей и вне школы отличает назойливо-дидактическая, поучающая манера держать себя. Привычка упрощать сложные вещи, чтобы сделать их доступными детям, способствует развитию негибкого, прямолинейного мышления, вырабатывает склонность видеть мир в упрощенном, черно-белом варианте, а привычка постоянно держать себя в руках затрудняет эмоциональное самовыражение. Поэтому, думаю, что на пути к профессиональному самосовершенствованию учитель не должен забывать и о профессиональной деформации и вовремя её корректировать, т. к. нет предела совершенству.

Список использованной литературы

Анализ современного урока: Методическое пособие для руководителей образовательных

учреждений / Руководители проекта: М. Г. Ермолаева, В. Е. Фрадкин; Науч. ред. С. Г. Вершловский. –

СПб.: СПбАППО, 2007, с. 151 – 158.

Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и

практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76.

Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования /

Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.

Петровский А. В. Запрет на комплексное исследование детства // Репрессированная наука. / Под

общ. ред. проф. М. Г. Ярошевского. — Л.: "Наука", 1991. — С. 126-136. — 560 с.

Публикации по теме:

Двигательно-игровая среда как важнейшее условие для физического развития детей дошкольного возраста «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает кричит, пусть он находится.

Активные формы работы с педагогами как фактор оптимизации профессионально-личностного роста педагога СЕМИНАР Тема: Активные формы работы с педагогами как фактор оптимизации профессионально-личностного роста педагога. Цель: Повысить компетентность.

Условия профессионального роста педагога Требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Овощи
  • Цветы
Автор публикации:
«Самообразование как важнейшее условие непрерывного роста педагога, мотивированного к саморазвитию» доклад на РМО
Опубликовано: 20 августа 2019 в 00:36
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

16 сентября. День аквариумов на МААМ

Первые аквариумы появились в середине XIX века в Британии. Именно там заметили, что некоторые рыбки не погибают в неволе, а очень даже хорошо себя чувствуют, и для нормального существования им достаточно...

Фотоотчёт об экологическом проекте «Мир цветов»
Под таким названием в нашем саду в августе был реализован краткосрочный познавательно – творческий проект с детьми 4 -6 лет. Цель нашего проекта познакомить...
Мастер-класс по изготовлению массажной дорожки в виде змеи
Для массажной дорожки нам понадобятся: любая ткань, ножницы, иголка с ниткой ( можно воспользоваться швейной машинкой , две пуговицы для глаз, клочек...
Проект «Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной...
Проект: Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников Проект краткосрочный с 01. 12. по 31. 12....