Самообразование — одна из важнейших составляющих профессиональной компетентности воспитателя

Светлана Овчинникова
Самообразование — одна из важнейших составляющих профессиональной компетентности воспитателя

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). (Слайд №2)

Условия профессионального роста (Слайд №3)

Самообразовательная работа

Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

Обзор в Интернете

Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

Изучение информационно-компьютерных технологий.

Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете.

Участие в конкурсах в Интернете.

Помещение своих разработок на сайтах в Интернете.

Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности».

Моя самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

В процессе этой работы развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Темой моей работы по самообразованию является : (Слайд №4)

ОБОГАЩЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР. (Слайд №5) Цель и актуальность.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Эта тема для меня важна,потому что речь ребенка является ключевым моментом в его развитии, а дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять,активизировать свой словарь. Роль дидактических игр и лексических упражнений в обогащении, закреплении и активизации словаря велика. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу. Поэтому развитие словаря у дошкольников является важной задачей развития речи. По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность- предметы (их особенности, свойства, качества, он начинает делать обобщения, руководствуясь теми или иными признаками. Зачастую эти признаки несущественны, но эмоционально значимы для ребенка. Еще одна особенность словаря дошкольника – это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека. Эти особенности в развитии словаря позволили мне определить следующие задачи словарной работы: (Слайд №6, (Слайд №7)

1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.

2. Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов. Решение этой задачи предполагает: а) овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям; б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений; в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.

3. Активизация словаря, т. е не только знание слов, но и введение их в практику общения.

(Слайд №8)

Осуществляя с детьми работу по формированию, обогащению и активизации словаря я в своей работе широко использую дидактические игры. Содержание игр определяется программой «Детство», оно связано с содержанием занятий и наблюдениями. Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей,причем часто в одной игре они могут использовать знания и представления, полученные на занятиях, по разным разделам программы. (Слайд №9)

Например, в игре «Назови три предмета» приходится вспоминать и называть животных, средства передвижения, овощи и фрукты, мебель, посуду. Некоторые игры имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Так в игре «Магазин игрушек» есть продавец и покупатели. Из д/и с сюжетом следует отметить игры- инсценировки- показ с помощью игрушек небольших сценок, в которых перед детьми ставится дидактическая, задача (угадать из какой сказки показан эпизод, и продолжить сказку, заменить изменения, которые произошли на сцене. В д/и «Что изменилось?», «Назови правильно», «Не ошибись» и др. ребенок совершенствует словарный запас, формируется интерес к словарной деятельности. Словарь дошкольника на четвертом году жизни по- прежнему пополняется названиями предметов обихода (посуды, мебели, одежды, игрушек, транспорта и др.) Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах. Дошкольников знакомят с названиями предметов, с их назначением, особенностями строения. Формируют умение различать материалы (глина, бумага, ткань, древесина). Вычленять их качества и свойства, определять соответствие материала, из которого сделан предмет, его назначению. (Слайд №10)

Для реализации словарной работы я использую дидактические игры, как на НОД, так и в самостоятельной деятельности детей, поэтому рассматривая с детьми предмет, помогаю определить и назвать его размер и цвет, воспитываю умение ориентироваться во времени и пространстве, используя соответствующий словарь (вперед, назад, утро, день, вечер, сначала, потом и др.) в играх «Когда это бывает», «Не ошибись», «Что сначала, что потом». (Слайд №11)

Для своей работы я составила перспективный план по которому в течение года реализую поставленные задачи по обогащению и активизации словаря с помощью дидактических игр (См. Приложение). Также мной была изучена соответствующая литература: Швайко Т. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», Ушакова О. С. «Придумай слово», Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи в детском саду», Г. А. Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом», Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду», Струнина Е. М. «Влияние словарной работы на связность речи»// Дошкольное воспитание -1981№2, Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников», Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду», М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» др. Система моей работы по развитию словаря через д/и представлена следующим образом: создание предметно – развивающей среды; взаимодействие с детьми, взаимодействие с родителями.

Вывод: С начала года проведенная работа по самообразованию по теме : «Обогащение и активизация словаря детей с помощью дидактических игр» показала, что в ходе дидактических игр - игровой деятельности у детей расширился словарный запас, они освоили элементарные понятия и слова, их обозначающие. Для решения поставленных задач в группе была создана развивающая среда, подобраны дидактические игры в соответствии с возрастом детей, изучена литература, составлен перспективный план работы на год. В результате проведенной работы дети стали активно употреблять в речи слова обозначающие действия, качества и свойства предметов, называть некоторые материалы (песок, бумага, использовать слова обозначающие объекты и явления природы: названия растений близкого окружения, некоторых домашних и диких животных (кошка, собака, корова, медведь, заяц, лиса и др.) К концу года дети закрепили полученные навыки, используют в разговорной практике необходимые для успешного общения слова, связанные с культурой общения, культурой поведения, бытовой и игровой практикой и другими необходимыми жизненными проявлениями. Таким образом, дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста, которая обеспечивает эффективный результат усвоения знаний, умений, навыков, поэтому я считаю, что овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку: «не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи», - писал Л. С. Выготский. (Слайд №12)

В дальнейшем я планирую продолжить свою работу по данной теме т. к. современное развитие словаря является одним из важных факторов подготовки ребенка к школьному обучению.

(Слайд №13)

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально- компетентный педагог.

(Слайд №13,14)-используемые ресурсы.

Прикреплённые файлы:

pedsovet-iyun-2015_f9r7g.ppt | 1156 Кб | Скачан: 412
 
Публикации по теме:

«Самообразование как форма повышения профессиональной компетентности педагога» Я хочу начать с цитаты римского философа Сенека: «Уча других, мы учимся сами». Эта цитата очень подходит к моей заявленной теме: «Самообразование.

Самообразование как условие профессионального роста педагога Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Для педагогической.

Итоговая НОД по формированию представлений о составляющих здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье Конспект НОД в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в страну Здоровячков» Итоговая НОД, направленная на формирование представлений.

Консультация для педагогов. Тема: Культура речи — одна из составляющих педагогической компетентности (практикум). Цель: Повышение культуры речи, как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Задачи: Уточнить и закрепить знания воспитателей.

Работа с родителями-одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ Для благополучия ребёнка очень важно выработать чёткую стратегию сотрудничества. В процессе деятельности родители сплачиваются, а если это.

Проектная деятельность педагогов в ДОУ Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьезные изменения, которых не было с момента ее создания. Во первых, в связи с введением.

Сказка как средство развития эмоциональной сферы дошкольника .

План работы по самообразованию на тему «Игра — сущность деятельности ребёнка» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение д/с «Солнышко» Тема: «Игра – сущность деятельности ребёнка» начало работы.

Музыкальные игры в ДОУ «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов – воспитывать в нем творческое начало,.

Самообразование воспитателя по теме «Роль двигательного режима для дошкольников в условиях перехода на ФГОС» Управление образования Ленинск-Кузнецкого городского округа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Самообразование — одна из важнейших составляющих профессиональной компетентности воспитателя
Опубликовано: 24 июня 2015 в 20:53
+54Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Мастер-класс «Кукла в грузинском наряде»
Продолжаю работу над куклами в народных костюмах. Четвёртую куклу решила нарядить в грузинский наряд. Дивно музыка играла, Пела нежная свирель, Из...
Мастер-класс «Вязание крючком игрушки «Сорока-белобока»
Нет смысла убеждать кого-либо в том, что педагогический труд – дело, прежде всего творческое. Педагог, остановившийся в своем развитии, живущий старым...
Логопедическое пособие «Горошек»
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить: Наша речь состоит из предложений. Предложение - это законченная мысль. Предложения...