Проект «Самодельные пособия для формирования ЭМП у детей младшего и дошкольного возраста»

Ольга Цибизова
Проект «Самодельные пособия для формирования ЭМП у детей младшего и дошкольного возраста»

Проект на тему:

«Самодельные пособия для формирования ЭМП у детей младшего и дошкольного возраста».

Содержание:

1. Паспорт проекта

2. Актуальность проекта

3. Программа проекта

3.1 Цель, задачи

3.2 Гипотеза

3.3 Предполагаемый результат

4. Этапы реализации проекта

5. Планирование проекта

6. Обеспечение

7. Результат проекта

8. Список используемой литературы.

1. Паспорт проекта:

Тип проекта:творческий;

Вид проекта: групповой; познавательно-игровой

Продолжительность: долгосрочный, апрель 2019 г. – ноябрь 2019г. ;

Участники: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Условия реализации: детский сад, семья.

2. Актуальность проекта:

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, а, прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.

Я считаю, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Поэтому уже с самого раннего возраста на основе практических действий у детей необходимо формировать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Актуальность данного вопроса послужила основой для создания и реализации на базе нашего дошкольного учреждения долгосрочного проекта «Самодельные пособия для формирования ЭМП у детей младшего и дошкольного возраста».

Проект разработан на пол года для развития детей дошкольного возраста.

"В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что развитие способностей детей необходимо начинать как можно раньше, так как с возрастом происходит их "угасание" "

(Хайдегер).

Среди прочих компонентов, в структуре математических способностей В. А. Крутецкий выделяет способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений. Именно этот компонент математических способностей я считаю возможным для развития в дошкольном возрасте.

Самодельное пособие в игре – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста, как с нормой развития, так и с нарушениями Пособие содержит в себе большие возможности в учебном и воспитательном процессе дошкольников. Оно может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Использование пособия в игре способствует повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.

"Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. "

Сухомлинский В. А.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Погрузив детей в атмосферу игры, способствуя развитию в нужном направлении.

Программа проекта:

Цель:

Создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, базовых основ для успешного развития способностей и мышления у детей, с помощью самодельного пособия через игру

Задачи:

1. Развить у детей умственные способности, такие как: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

2. Сформировать способы познания путем сенсорного развития.

3. Привить детям интерес к знаниям по математике, с помощью самодельного пособия, интересных заданий и игр, сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики;

4. Способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы;

5. Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс.

Гипотеза:

Предполагается, что организованная работа через игру по математическому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня математического развития детей.

Ожидаемый результат:

При успешной реализации поставленной цели и задач мы планируем получить следующие результаты:

Ребенок проявляет познавательную активность через игру.

Сравнивает, классифицирует, отражает результаты в речи;

Ребенок имеет представление о элементарных математических представлениях (форме, цвете, величине и. т. д)

У ребенка сформировано стремление преодолеть трудности;

Родители:

Устанавливаются дружеские связи с детьми, педагогами;

Узнают сильные и слабые стороны ребенка, готовы к помощи и поддержке;

Ощущают личную сопричастность к образованию своего ребенка;

1 этап – подготовительный:

1. Формулирование цели и определение задач.

2. Составление плана основного этапа проекта.

3. Подбор и анализ литературы, информации с интернет - ресурсов по теме проекта.

4. Подбор материалов по теме проекта.

5. Организация предметно - развивающей среды в группах, в соответствии

планом основного этапа реализации проекта.

6. Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения участия в изготовлении самодельного пособия

7. Создание условий, необходимых для реализации проекта.

2 этап – основной:

Реализация проекта.

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

1.Знакомство с самодельным пособием, беседы:

«Знакомство с наглядным пособием при помощи диалога (куклой)

Цель:

Познакомить детей с самодельным пособием. Помочь сделать любой учебный материал увлекательным.

2.Просмотр мультипликационных фильмов :

«В стране невыученных уроков», «Опять двойка», «Остров ошибок». С подведением итогов

Цель:

Расширить интерес к знаниям.

3.Подвижные игры. (Физкульт-минутки)

Цель:

1. Познакомить детей с играми.

2. Приучать детей поочерёдно выполнять разные действия (убегать, ловить)

4.Познавательная викторина:

«Умники и умницы»

Цели:

Формирование математических представлений о цифрах, геометрических фигурах формах, цвете, величине и т д способствовать развитию познавательной активности, логического мышления воспитанников, выявлению интеллектуальной одаренности воспитанников.

Задачи:

обучающие:

закрепить навыки порядкового счета в пределах десяти, представления детей о последовательности дней недели, частей суток; обучать детей решению несложных арифметических задач; - соотносить число с количеством предметов; умение называть и различать геометрические фигуры, величину, цвет и. т. д.

развивающие:

развивать ориентировку на плоскости, слуховое внимание и память, самостоятельность; активизировать имеющиеся знания;

развивать любознательность, самостоятельность, ответственность детей за результаты своей деятельности;

воспитательные:

воспитать интерес к математическим занятиям, дружеские взаимоотношения, умение прийти на помощь к другу;

учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение при выполнении заданий;

Формировать умение радоваться успехам товарищей.

5.Отгадывание математических загадок.

Цель:

1. Создать необходимые условия для знакомства с загадками.

2. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.

3. Пробуждать интерес к загадкам

4. Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.

6.Дидактические игры :

«Назови пропущенное слово»

Цель:

закрепить знания о днях недели.

Материал: Мяч.

Содержание: Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:

Солнышко светит днем, а луна.. .

Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой.. .

Если вчера была пятница, то сегодня.. .

Если за понедельником был вторник, то за четвергом.. .

Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах

«Сколько?»

Цель:

развитие мышления.

Содержание: В. предлагает детям ответить на вопросы:

Сколько хвостов у семи ослов?

Сколько носов у двух псов?

Сколько пальчиков у одного мальчика?

Сколько ушей у пяти малышей?

Сколько ушек и трех старушек? и т. д.

«Аэродром»

Цель:

упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10. Материал. Игрушки (самолеты, 5ракеты).

Содержание:

«Посмотрите, у меня на столе несколько самолетов. Это аэродром. Сколько у меня самолетов?. Как проверить правильно ли вы ответили? Кто хочет сосчитать самолеты? Каждым самолетом управляет летчик. Сколько летчиков управляют) самолетами? Сейчас мы поиграем. Вы будете летчики. Сколько детей должно выйти, чтобы управлять самолетами? (выходят дети, берут в руки самолеты, делают круг, возвращаются на аэродром). Аналогично: «На космодроме».

«Подбери фигуру»

Цель:

Упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Материал:Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.

Содержание: В. объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».

«Разноцветные фигуры»

Цель:

Развивать умение классифицировать предмету по цвету, форме, размеру, объединять в группы.

Содержание:В. : «Посмотрите на эти фигуры, их нужно разделить на группы по разным признакам. Чем отличаются фигуры друг от друга? (Цветом, формой, величиной). На сколько групп можно разделить фигуры? (На 2 группы:5 красных фигур, 5 зеленых). На сколько групп по форме можно разделить фигуры? (На 3 группы:3 квадрата, 5 кругов, 2 треугольника). Как еще можно разделить фигуры? (По наличию углов: 5 фигур - без углов, это круги; 5 фигур с углами - это квадраты и треугольники). По какому признаку еще не делили фигуры? (По размеру). На сколько групп разделите фигуры по размеру? (На 2 группы:8 маленьких фигур, 2- больших).

3 этап – итоговый:

Заключительный .

1.Итоговое мероприятие:Открытое занятие «В гостях у клоуна Клепы».

Цель:

Закрепление приобретенных навыков.

2. Организация дальнейшего оформления самодельного пособия «Куклы».

Цель:

Приобщение детей и родителей к созданию обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Погрузив детей в атмосферу игры, способствуя развитию в нужном направлении.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Обеспечение:

1. Развивающие игры.

2. Наглядно-дидактические пособия.

3. Геометрические фигуры различных форм и цветов.

4. Трафареты для свободного рисования.

5. Специальная методическая литература.

6. Геометрический конструктор различных цветов.

7. Мелкий счетный раздаточный материал (геометрические фигуры).

Результаты проекта:

В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, договаривались и сами планировали свои дела в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.

Были разучены и освоены новые физкульт-минутки, подвижные и дидактические игры.

У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений.

Были получены системные знания о геометрических фигурах.

Образовательные области:

«Познавательное развитие», «Социально-личностное развитие

Список используемой литературы:

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет-форма-количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста /Рус. Пер. под ред. В. В. Юртайкина. – М., 1984.

2. Губанова Н., Развитие игровой деятельности: система работы в первой младшей группе/ издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ – М. 2010

3. Воронина Л. В. Педагогические особенности проектирования инновационной модели математического образования периода дошкольного детства // Образование и наука. - 2010. - № 6

4. Зажигина О. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования\издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС –Санкт-Петербург, 2010

5. Трушина Л. Игры на развитие мелкой моторики (набор развивающих карточек) издательство «РЕЧЬ», Санкт-Петербург.

6. Матасова И. Л. Математические игры как средство развития логического мышления дошкольника // Психолог в дет. саду. - 2009. - № 4.

Публикации по теме:

Ознакомление с окружающим миром как средство формирования временных представлений у детей младшего дошкольного возраста Автор: Рожнева Людмила Александровна, воспитатель МБДОУ "ДС "Снежинка", Пуровский р-н, п. г. т. Уренгой. Статья: "Ознакомление с окружающим.

Игра, как средство формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении Игра.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Проект «Самодельные пособия для формирования ЭМП у детей младшего и дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 июля 2019 в 14:45
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июля. День этнографа

Так сложилось, что июль месяц традиционно становится временем этнографических экспедиций. Учёные, преподаватели и студенты ездят по сёлам, станицам, хуторам, расположенным вдали от крупных городов....

17 июля. День сказочных поделок на МААМ

Такие разные сказки — веселые или поучительные, забавные или трагические, а может быть даже страшные, но обязательно со счастливым концом. Невозможно представить детство без сказок! А детский сад — это...

Фотообзор исторического фестиваля «Времена и эпохи»
Исторический фестиваль «Времена и Эпохи» проводится в Москве уже с 2011 года. Его целью является знакомство с историей жителей России в наглядной форме. Из...
Проект в старшей группе «Всем советуем дружить»
Актуальность: в старшем дошкольном возрасте повзрослевшие дети самоустанавливаются, утверждаются в коллективе детей, формируются дружеские отношения и умения...
Посиделки у самовара
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 78 ГОРОДА ЛИПЕЦКА ФЦКМ «Посиделки у самовара» Выполнила: Злобина Юлия Александровна...