Валентина Глущенко
Самомассаж и профилактика плоскостопия
▼ Скачать + Заказать документы
Цели мастер – класса:
1. Поделиться опытом работы в приобщении дошкольников и педагогических работников к здоровому образу жизни (ЗОЖ) : рассказать об эффективности закаливающих процедур, о формах, методах (традиционных, нетрадиционных) и приемах их проведения.
Задачи мастер – класса:
1. Показать различные приемы самомассажа и точечного массажа, корригирующей и ортопедической гимнастики;
Публикация «Самомассаж и профилактика плоскостопия» размещена в разделах
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
2. Научить приемам проведения корригирующей и ортопедической гимнастики, самомассажа и точечного массажа и применять их на практике;
3. Показать и научить изготавливать необходимое оборудование для корригирующей гимнастики.
Ожидаемые результаты:
1. Усвоение предлагаемой информации о приобщении дошкольников и педагогических работников к здоровому образу жизни (ЗОЖ).
2. Овладение приемами проведения упражнений ортопедической и корригирующей гимнастики.
3. Овладение приемами проведения самомассажа и точечного массажа.
4. Овладение приемами изготовления корригирующих дорожек.
Ход мастер – класса.
Вступление
В связи с неуклонным снижением резервов здоровья нации из-за приобщения к пагубным привычкам возникает настоятельная потребность в формировании у подрастающего поколения мотивации к сохранению и укреплению здоровья.
Исходя из этого, особое внимание необходимо уделять здоровому образу жизни детей и подростков, развитию физической культуры, спорта, обеспечению здорового и полноценного питания. И об этом необходимо говорить отдельно.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» Эти слова принадлежат знаменитому русскому педагогу В. А. Сухомлинскому. Не зря гласит пословица: «В здоровом теле – здоровый дух!»
Усилия работников дошкольных учреждений направлены на оздоровление каждого ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становится применение здоровьесберегающих технологий.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одно из основных направлений в моей работе.
Самыми доступными из технологий обучения здоровому образу жизни являются: корригирующая и ортопедическая гимнастики, самомассаж, точечный массаж, чему я и уделяю большое внимание.
Вывод:
В своей педагогической практике я всегда внимательно отношусь к здоровью своих воспитанников, понимая, что именно оно выступает мерой качества жизни. Здоровье детей является одним из показателей, определяющих потенциал страны. Вот почему так важно учить ребёнка сохранять своё здоровье и заботиться о здоровье окружающих, учить безопасным для здоровья формам поведения и гармоничному сосуществованию с самим собой и миром.
Основная часть.
Массаж необходимо делать чистыми руками, поэтому я предлагаю воспользоваться влажными салфетками.
I. - Сейчас мы познакомимся с массажем пальцев рук:
будем растирать верхнюю и нижнюю, а затем боковые стороны пальца, начиная c мизинца, слегка надавливая.
- Что дает регулярный массаж:
- мизинец – стимулирует работу сердца;
- безымянный палец – нормализует функцию печени;
- средний палец – нормализует функцию кишечника;
- указательный палец – нормализует функцию желудка;
- большой палец – повышает функциональную деятельность коры головного мозга, тонизирует весь организм.
- В работе с детьми я применяю потешку: «Пальчик – мальчик, где, ты, был?»
Показ приема массажа с проговариванием потешки.
Совместное выполнение самомассажа пальцев рук.
II. – А сейчас предлагаю ознакомиться с самомассажем по методу ДУ – ИН (восточная медицина). - Приложение № 1
- Мы будем массировать ладони, лицо, уши, шею, верхнюю часть груди.
- Что дает этот массаж:
- улучшает кровообращение;
- повышает мышечный тонус;
- способствует созданию благоприятного микроклимата;
- воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Показ приемов самомассажа :
1.«Разогреем ладошки» :
Соединить ладони обеих рук и движением ладоней в прямом направлении растирать их до приятного состояния.
2. «Паровозики» :
Растирать лоб и подбородок (одновременно) ладонями в прямом направлении встречными движениями.
3.«Разотрем щеки» :
Растирать щеки круговыми движениями ладоней в течение 10-15 сек.
4. «Разотрем уши» :
Растирать уши прямым направлением ладоней вверх-вниз.
5. «Разогреем шею» :
Растирать шею прямым направлением ладоней (попеременно правой и левой рукой).
6. «Погреем грудь ладошкой» :
Растирать грудь круговыми движениями ладоней (попеременно правой и левой рукой).
7. «Спрячем глазки» :
Тёплыми ладонями прикрыть закрытые глаза и думать о хорошем (О маме, солнышке) до 10-15 сек.
8. «Возьмемся за руки»
Взяться за руки всем, образовать круг, передать друг другу тепло, доброту, радость.
Совместное выполнение самомассажа по методу ДУ – ИН.
III. – Я вам предлагаю ознакомиться с приемом проведения точечного массажа по методу А. А. Уманской. Приложение № 2
Оборудование: Зеркало, рисунок – схема (на каждого участника).
- Что дает этот массаж:
- развивает способности самозащиты организма к заболеваниям ОРЗ, гриппа, повышает сопротивляемость ангинам, бронхитам, гайморитам;
- закрепляет знания детей о названии частей своего тела, умение свободно ориентироваться на нем;
- воспитывает желание заботиться не только о своем организме, но и комфорте окружающих.
Показ приемов проведения точечного массажа.
- Рассмотрите рисунок – схему:
1. Зона 1 расположена на грудине, зона 2 — у яремной выемки.
Массировать их надо по очереди кончиками указательного или среднего пальца, слегка нажимая на зону и делая вращательные движения сначала по, а затем против часовой стрелки: 2—4 секунды в каждую сторону. Постепенно силу надавливания надо увеличивать.
2. Зоны 3 и 4 массируют немного иначе:
надо делать растирающие движения пальцами сверху вниз от задней к передней поверхности шеи. Разминать эти участки 1—2 минуты. Если в какой-нибудь точке вы почувствовали болезненность — это сигнал о неблагополучии в организме. У здорового человека при нажатиях точки не болят.
3. Зона 5 связана со спинномозговыми нервами.
4. Зоны 6, 7, 8 находятся в местах выхода окончаний тройничного нерва.
Массировать аккуратно, не переусердствовать.
5. Зона 9 находится в развилке между большим и указательным пальцами, она является общетонизирующей.
Совместное выполнение точечного массажа.
Рекомендации: Если вы чувствуете, что вы уже заболеваете, то делать этот точечный массаж нужно как можно чаще — через 30 - 40 минут, и болезнь отступит или будет проходить в более легкой форме.
IV. – Сейчас предлагаю познакомиться с приемам проведения ортопедической гимнастики. Приложение № 3
- Что дает ортопедическая гимнастика:
- подвижность суставов;
- эластичность мышц;
- профилактика плоскостопия.
Разминка для стоп (необходимо снять обувь).
Показ упражнений. (И. П. сидя на стуле, необходимо снять обувь).
1. Перекаты с пятки на носок и обратно.
2. Поставить ногу на внешнюю, затем на внутреннюю сторону стопы.
3. Вытянуть ноги вперед, слегка приподнять их от пола: круговые движения стоп.
4. Поставить ноги на пятки: сильно-сильно поджать пальцы и расслабить.
Совместное выполнение упражнений ортопедической гимнастики.
V. – Теперь предлагаю познакомиться с корригирующей гимнастикой. Приложение № 4
Оборудование: сшитая дорожка с различными наполнителями, массажная дорожка с наклеенными пробками, резиновый массажный коврик, дорожка со следками.
- Что она дает:
- массирует все точки, расположенные на подошве, которые стимулируют работу всех внутренних органов;
- способствует развитию равновесия.
Ходьба по корригирующим дорожкам.
Совместное выполнение упражнений корригирующей гимнастики.
VI. - Предлагаю ознакомиться с корейским массажем СУ ДЖОК. Приложение № 5
- СУ ДЖОК (акупунктура) разработана корейским врачом профессором Пак Чжэ Ву (Рагк тае \Уоо). Су — кисть, Джок — стопа. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах, представленные ниже, - это пульты дистанционного управления, созданные для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья. Кисти и стопы подобны телу по строению.
- Главные достоинства Су Джок терапии:
1. Высокая эффективность. При правильном применении выраженный эффект часто наступает уже через несколько минут.
2. Абсолютная безопасность применения. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит вред человеку — оно просто неэффективно.
3. Универсальность метода. С помощью Су Джок терапии можно лечить любую часть тела, любой орган, любой сустав.
4. Доступность метода для каждого человека. В Су Джок терапии не нужно ничего выучивать и запоминать. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь.
5. Простота применения.
6. Сокращает сроки лечения (амбулаторного, стационарного) в среднем в 1,5-2 раза, по некоторым нозологическим формам до 5 раз, в тех случаях, когда сроки лечения не сокращаются, позволяет эффективно влиять на тип и характер заболевания.
7. Применяется как самостоятельный вид лечения и в комплексе с другими. В сочетании с фармакологическим лечением резко увеличивает эффективность последнего.
Раздать рисунки – схемы по методике СУ ДЖОК.
Показ расположения точек на ладони желающим.
Заключительная часть.
I. Самоанализ проведенного мастер – класса.
II. Вопросы участников.
III. Общая дискуссия.
IV. Заключительное слово: - Я надеюсь, что вам понравились рекомендуемые мной здоровьесберегающие технологии, и вы будете применять их в своей практике.
Вести здоровый образ жизни,
Увлечь заботой о здоровье – всех детей.
Взяла такое направление
В работе воспитательной своей!
Благодарю всех за внимание! Желаю успеха в борьбе с пагубными привычками и в приобщении детей, подростков и молодежи к здоровому образу жизни!
Список используемой литературы:
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. - М. : ВАКО, 2007.
3. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
4. Кучма В. Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
5. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
6. Сонькина В. Д., Безруких М. М. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. -М., 2002.
7. Смирнова Н. К. Педагогика и психология здоровья. - М. : АПКиПРО, 2003.
8. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М. : АРКТИ, 2003.
9. Солдатченко С. С., Кащенко Г. Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами. "Таврида", Симферополь, 1999.
10. Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 29 – 34.
11. Ткачева В. И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн. : НИО, 2001.
12. Сивцова А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А. М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2. - С. 65-68.
13. Интернет ресурсы https://ortomart.ru
https://samaramed.wordpress.com