МААМ-картинки

Сатирическая фольклорная культура

Светлана Лысенко
Сатирическая фольклорная культура

Консультация для педагогов и родителей

«Сатирическая фольклорная культура»

Фольклорное наследие русского народа – ценнейший вклад в духовную сокровищницу человечества.

Необходимость возвращения фольклора в нашу повседневность обусловлена тем, что, во – первых, часть жанров продолжает существовать и в настоящее время, а во – вторых, фольклорное мышление по – прежнему заявляет о себе как одна из форм художественного освоения действительности, что подтверждается исследованиями в области литературы, живописи, искусства, кино. И сейчас мы поговорим о сатирической фольклорной культуре.

Публикация «Сатирическая фольклорная культура» размещена в разделах

Сатирический фольклор, это жанр детской сатиры – дразнилки, поддевки, насмешки, уловки, мирилки, отговорки. Они представляют собой короткие, преимущественно стихотворные тексты, рассчитанные на того слушателя, которому адресованы индивидуально. Сатирические жанры регулируют социальное поведение ребенка, определяют его место в детском коллективе.

К традициям старого быта восходит обычай давать прозвища, высмеивать действительные или мнимые недостатки. Клички давались по месту жительства, по особенностям говора, по профессии и т. д. Вражда между жителями разных населенных пунктов или «концов» одной деревни нередко выливались в прямые столкновения, кулачные бои. Негативные черты взрослого быта переходили в детский обиход.

Дразнилки высмеивают то, что воспринимаются детьми, как негативное. Их объекты – жирный, косой, лысый, рыжий, жадный, ябеда, вор, плакса, попрошайка, «жених и невеста». Одни дразнилки акцентировали внимание на особенностях внешности:

Косой бес пошел в лес, Рыжий, красный, косолапый,

Срубил палку, убил галку. Убил бабушку лопатой.

Другие высмеивали свойства характера и поведения:

Жадина – говядина, Ябеда – беда,

Пустая шоколадина. Тараканья еда.

Рева – корова, дай молока,

- Сколько стоит?

- Три рубля.

Насмешки, в отличие от дразнилок, обычно не мотивированны. Они возникают из прозвищ, т. е. рифмованных прибавлений к имени.

Рифмованные прозвища к имени ни в кой мере не отражали реальных качеств носителя данного имени. Для детей это начальный этап погружения в мир неожиданных созвучий: Аленка – пеленка, Ленка – пенка, Галка – палка, Сергей – воробей, Федя – бредя, Мишка – шишка, Иван – болван и т. д.

Уловки, поддевки, учат быть начеку, рассчитаны на то, чтобы обмануть собеседника, поставить его впросак и потребовать расплаты за глупость или оплошность.

- Таня, Саня, Лизавета ехали на лодке,

Таня, Саня утонули, кто остался в лодке?

- Лизавета.

- Хлоп тебе за это.

- Федя, скажи поп.

- А что?

- Ну скажи, поп.

- Ну, поп.

- Твой отец клоп.

- Скажи двести.

- Двести.

- У тебя голова в тесте.

Г. С. Виноградов писал, что здесь не так обидно вдруг ударившая фраза, как неприятен сам факт оказаться поддетым. Нужно выждать подходящий момент и ответить тем же. Ребенок, ставший предметом насмешек, получает первый жизненный урок и пытается его усвоить. Если критика справедлива – значит ее нужно принять и постараться исправиться. В этом случае можно использовать мирилку.

Мирись, мирись, мирись

И больше не дерись,

А если будешь драться,

Я буду кусаться.

Мир! Мир! Мир!

Когда насмешка несправедлива, обидна, то с обидчиком расправлялись его же «оружием» - отговоркой.

Обзывайся целый год,

Все равно ты бегемот.

Обзывайся целый век,

Все равно я человек.

Отговорку можно использовать и против навязчивой попрошайки:

- Мне это подаришь?

- Подаришь – то уехал в Париж

А остался один кукишь.

Приговорка (присловие):

Первое слово дороже второго.

Первый раз прощается,

Второй раз восприщается.

За одним не гонка,

Поймаешь поросенка.

Таким образом, уважаемые родители и педагоги сатирический фольклор должен сопутствовать пониманию восприятию ваших детей. Он вполне доступен пониманию дошкольникам и школьникам. Благодаря ему ребенок легче входит в окружающий мир (легче проходит адаптационный период введения ребенка в жизнь детского сада или школы). Ребенок лучше развивает свою речь, творческое воображение, мышление, память. Коммуникативные навыки, закрепляются морально – нравственные нормы, развиваются волевые процессы (произвольность, внимание).

Сатирический фольклор является одним из способов снятия агрессивного поведения ребенка (перевод агрессии в адаптивную словесную форму, расширения кругозора.

Внедряйте сатирический фольклор в общение с детьми в детском саду, школах, семьях и жизнь станет дружной, яркой, радостной и веселой.

Публикации по теме:

Перспективное планирование по приоритетному направлению ДОУ Перспективное планирование по приоритетному направлению ДОУ «Знакомство дошкольников с историей и культурой родного края» с учетом регионального.

Славянские традиции на нашем кораблеСлавянские традиции на нашем корабле Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сатирическая фольклорная культура
Опубликовано: 4 ноября 2013 в 17:22
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД