МААМ-картинки

Сатирическая фольклорная культура

Светлана Лысенко
Сатирическая фольклорная культура
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов и родителей

«Сатирическая фольклорная культура»

Фольклорное наследие русского народа – ценнейший вклад в духовную сокровищницу человечества.

Необходимость возвращения фольклора в нашу повседневность обусловлена тем, что, во – первых, часть жанров продолжает существовать и в настоящее время, а во – вторых, фольклорное мышление по – прежнему заявляет о себе как одна из форм художественного освоения действительности, что подтверждается исследованиями в области литературы, живописи, искусства, кино. И сейчас мы поговорим о сатирической фольклорной культуре.

Публикация «Сатирическая фольклорная культура» размещена в разделах

Сатирический фольклор, это жанр детской сатиры – дразнилки, поддевки, насмешки, уловки, мирилки, отговорки. Они представляют собой короткие, преимущественно стихотворные тексты, рассчитанные на того слушателя, которому адресованы индивидуально. Сатирические жанры регулируют социальное поведение ребенка, определяют его место в детском коллективе.

К традициям старого быта восходит обычай давать прозвища, высмеивать действительные или мнимые недостатки. Клички давались по месту жительства, по особенностям говора, по профессии и т. д. Вражда между жителями разных населенных пунктов или «концов» одной деревни нередко выливались в прямые столкновения, кулачные бои. Негативные черты взрослого быта переходили в детский обиход.

Дразнилки высмеивают то, что воспринимаются детьми, как негативное. Их объекты – жирный, косой, лысый, рыжий, жадный, ябеда, вор, плакса, попрошайка, «жених и невеста». Одни дразнилки акцентировали внимание на особенностях внешности:

Косой бес пошел в лес, Рыжий, красный, косолапый,

Срубил палку, убил галку. Убил бабушку лопатой.

Другие высмеивали свойства характера и поведения:

Жадина – говядина, Ябеда – беда,

Пустая шоколадина. Тараканья еда.

Рева – корова, дай молока,

- Сколько стоит?

- Три рубля.

Насмешки, в отличие от дразнилок, обычно не мотивированны. Они возникают из прозвищ, т. е. рифмованных прибавлений к имени.

Рифмованные прозвища к имени ни в кой мере не отражали реальных качеств носителя данного имени. Для детей это начальный этап погружения в мир неожиданных созвучий: Аленка – пеленка, Ленка – пенка, Галка – палка, Сергей – воробей, Федя – бредя, Мишка – шишка, Иван – болван и т. д.

Уловки, поддевки, учат быть начеку, рассчитаны на то, чтобы обмануть собеседника, поставить его впросак и потребовать расплаты за глупость или оплошность.

- Таня, Саня, Лизавета ехали на лодке,

Таня, Саня утонули, кто остался в лодке?

- Лизавета.

- Хлоп тебе за это.

- Федя, скажи поп.

- А что?

- Ну скажи, поп.

- Ну, поп.

- Твой отец клоп.

- Скажи двести.

- Двести.

- У тебя голова в тесте.

Г. С. Виноградов писал, что здесь не так обидно вдруг ударившая фраза, как неприятен сам факт оказаться поддетым. Нужно выждать подходящий момент и ответить тем же. Ребенок, ставший предметом насмешек, получает первый жизненный урок и пытается его усвоить. Если критика справедлива – значит ее нужно принять и постараться исправиться. В этом случае можно использовать мирилку.

Мирись, мирись, мирись

И больше не дерись,

А если будешь драться,

Я буду кусаться.

Мир! Мир! Мир!

Когда насмешка несправедлива, обидна, то с обидчиком расправлялись его же «оружием» - отговоркой.

Обзывайся целый год,

Все равно ты бегемот.

Обзывайся целый век,

Все равно я человек.

Отговорку можно использовать и против навязчивой попрошайки:

- Мне это подаришь?

- Подаришь – то уехал в Париж

А остался один кукишь.

Приговорка (присловие):

Первое слово дороже второго.

Первый раз прощается,

Второй раз восприщается.

За одним не гонка,

Поймаешь поросенка.

Таким образом, уважаемые родители и педагоги сатирический фольклор должен сопутствовать пониманию восприятию ваших детей. Он вполне доступен пониманию дошкольникам и школьникам. Благодаря ему ребенок легче входит в окружающий мир (легче проходит адаптационный период введения ребенка в жизнь детского сада или школы). Ребенок лучше развивает свою речь, творческое воображение, мышление, память. Коммуникативные навыки, закрепляются морально – нравственные нормы, развиваются волевые процессы (произвольность, внимание).

Сатирический фольклор является одним из способов снятия агрессивного поведения ребенка (перевод агрессии в адаптивную словесную форму, расширения кругозора.

Внедряйте сатирический фольклор в общение с детьми в детском саду, школах, семьях и жизнь станет дружной, яркой, радостной и веселой.

Публикации по теме:

Перспективное планирование по приоритетному направлению ДОУ Перспективное планирование по приоритетному направлению ДОУ «Знакомство дошкольников с историей и культурой родного края» с учетом регионального.

Славянские традиции на нашем кораблеСлавянские традиции на нашем корабле Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сатирическая фольклорная культура
Опубликовано: 4 ноября 2013 в 17:22
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сатирическая фольклорная культура» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лысенко (УИ 133276) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД