Светлана Лысенко
Сатирическая фольклорная культура
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов и родителей
«Сатирическая фольклорная культура»
Фольклорное наследие русского народа – ценнейший вклад в духовную сокровищницу человечества.
Необходимость возвращения фольклора в нашу повседневность обусловлена тем, что, во – первых, часть жанров продолжает существовать и в настоящее время, а во – вторых, фольклорное мышление по – прежнему заявляет о себе как одна из форм художественного освоения действительности, что подтверждается исследованиями в области литературы, живописи, искусства, кино. И сейчас мы поговорим о сатирической фольклорной культуре.
Публикация «Сатирическая фольклорная культура» размещена в разделах
Сатирический фольклор, это жанр детской сатиры – дразнилки, поддевки, насмешки, уловки, мирилки, отговорки. Они представляют собой короткие, преимущественно стихотворные тексты, рассчитанные на того слушателя, которому адресованы индивидуально. Сатирические жанры регулируют социальное поведение ребенка, определяют его место в детском коллективе.
К традициям старого быта восходит обычай давать прозвища, высмеивать действительные или мнимые недостатки. Клички давались по месту жительства, по особенностям говора, по профессии и т. д. Вражда между жителями разных населенных пунктов или «концов» одной деревни нередко выливались в прямые столкновения, кулачные бои. Негативные черты взрослого быта переходили в детский обиход.
Дразнилки высмеивают то, что воспринимаются детьми, как негативное. Их объекты – жирный, косой, лысый, рыжий, жадный, ябеда, вор, плакса, попрошайка, «жених и невеста». Одни дразнилки акцентировали внимание на особенностях внешности:
Косой бес пошел в лес, Рыжий, красный, косолапый,
Срубил палку, убил галку. Убил бабушку лопатой.
Другие высмеивали свойства характера и поведения:
Жадина – говядина, Ябеда – беда,
Пустая шоколадина. Тараканья еда.
Рева – корова, дай молока,
- Сколько стоит?
- Три рубля.
Насмешки, в отличие от дразнилок, обычно не мотивированны. Они возникают из прозвищ, т. е. рифмованных прибавлений к имени.
Рифмованные прозвища к имени ни в кой мере не отражали реальных качеств носителя данного имени. Для детей это начальный этап погружения в мир неожиданных созвучий: Аленка – пеленка, Ленка – пенка, Галка – палка, Сергей – воробей, Федя – бредя, Мишка – шишка, Иван – болван и т. д.
Уловки, поддевки, учат быть начеку, рассчитаны на то, чтобы обмануть собеседника, поставить его впросак и потребовать расплаты за глупость или оплошность.
- Таня, Саня, Лизавета ехали на лодке,
Таня, Саня утонули, кто остался в лодке?
- Лизавета.
- Хлоп тебе за это.
- Федя, скажи поп.
- А что?
- Ну скажи, поп.
- Ну, поп.
- Твой отец клоп.
- Скажи двести.
- Двести.
- У тебя голова в тесте.
Г. С. Виноградов писал, что здесь не так обидно вдруг ударившая фраза, как неприятен сам факт оказаться поддетым. Нужно выждать подходящий момент и ответить тем же. Ребенок, ставший предметом насмешек, получает первый жизненный урок и пытается его усвоить. Если критика справедлива – значит ее нужно принять и постараться исправиться. В этом случае можно использовать мирилку.
Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись,
А если будешь драться,
Я буду кусаться.
Мир! Мир! Мир!
Когда насмешка несправедлива, обидна, то с обидчиком расправлялись его же «оружием» - отговоркой.
Обзывайся целый год,
Все равно ты бегемот.
Обзывайся целый век,
Все равно я человек.
Отговорку можно использовать и против навязчивой попрошайки:
- Мне это подаришь?
- Подаришь – то уехал в Париж
А остался один кукишь.
Приговорка (присловие):
Первое слово дороже второго.
Первый раз прощается,
Второй раз восприщается.
За одним не гонка,
Поймаешь поросенка.
Таким образом, уважаемые родители и педагоги сатирический фольклор должен сопутствовать пониманию восприятию ваших детей. Он вполне доступен пониманию дошкольникам и школьникам. Благодаря ему ребенок легче входит в окружающий мир (легче проходит адаптационный период введения ребенка в жизнь детского сада или школы). Ребенок лучше развивает свою речь, творческое воображение, мышление, память. Коммуникативные навыки, закрепляются морально – нравственные нормы, развиваются волевые процессы (произвольность, внимание).
Сатирический фольклор является одним из способов снятия агрессивного поведения ребенка (перевод агрессии в адаптивную словесную форму, расширения кругозора.
Внедряйте сатирический фольклор в общение с детьми в детском саду, школах, семьях и жизнь станет дружной, яркой, радостной и веселой.