Папки-передвижки

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «ситуация» по ознакомлению со свойствами воды «Как мы Тюбику помогали»

Людмила Шлепова
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «ситуация» по ознакомлению со свойствами воды «Как мы Тюбику помогали»

ОО (регион, город, поселок и др.) : ЯНАО, г. Надым

Наименование ОО: МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма»

Ф. И. О. педагога: Шлепова Людмила Васильевна

Электронный адрес педагога: milana.70@bk.ru

Номинация: «Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Как мы Тюбику помогали»

Основные цели:

Публикация «Сценарий занятия с дошкольниками в технологии „ситуация“ по ознакомлению со свойствами воды „Как мы Тюбику помогали“» размещена в разделах

1) развивать интерес, наблюдательность у детей старшего дошкольного возраста;

2) систематизировать знания детей о воде и её свойствах;

3) развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы, стремиться к познанию через экспериментальную деятельность;

4) тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение;

5) развивать память, речь, логическое мышление, воображение, фантазию, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.

Дидактические материалы: схемы проведения опыта, видео-письмо художника Тюбика, презентация Power Point «Северный полюс»

Оборудование: прозрачные стаканчики со снегом, льдом, деревянные палочки, стаканчики для воды, кисти, краски, листы для рисования.

Краткая аннотация к работе: была проведена предварительная работа: НОД «Животные северного полюса», «Свойства воды», опытническая деятельность со снегом и льдом, чтение сказок «Умка», «Незнайка». Данное занятие способствует систематизации у детей знаний о свойствах воды, её применении. Дети знакомятся со способом получения воды путём таяния снега и льда, при этом приобретая опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в игровую ситуацию

Дидактические задачи:

1) создать психологически комфортную атмосферу;

2) мотивировать детей на включение в игровую деятельность

- Ребята, вы любите встречать гостей?

- Да!

- Это хорошо, потому что сегодня мы ждем в гости очень интересного гостя - замечательного художника из Цветочного города. Как вы думаете кого?

-Тюбика!

- Да, угадали! Он очень любит рисовать, всегда носит с собой краски и холст! А вы любите рисовать? Помните, он хотел вместе с вами нарисовать лето?

Раздаётся сигнал сообщения

- Ребята пришло сообщение от Тюбика (читает) : «Караул, помогите! Я в беде - я непонятно где!»

- Ребята, хотите помочь Тюбику? Как вы думаете, что могло произойти?

Дети высказывают свои предположения:

- Тюбик заблудился, потерялся; Незнайка всё перепутал и отправил Тюбика не к нам, на Крайний Север, а куда-то в другое место…

- Хотите помочь Тюбику? Что же делать? Как ему помочь?

2. Актуализация знаний

2.1. Словесная игра «Узнай по описанию»

Дидактические задачи:

1) актуализировать знания детей о Северном полюсе;

2) развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воображение, коммуникативные качества

- Нужно срочно выходить с ним на связь. Что нам поможет? (телефон, компьютер, скайп)

- Скайп – хорошая идея! (Звонок по скайпу, слайд 1 – изображение Тюбика)

- Тюбик, не волнуйся, мы тебе поможем! Расскажи нам, что ты видишь?

- Вокруг белый снег, белые льдины и о-о-очень холодно.

- А вокруг тебя есть кто-нибудь? Кого ты видишь?

- Ой! Ой-ёй-ёй! Вижу на льдине белых медведей, а вон там, на большом сугробе - моржи и тюлени. А ещё я видел, как пингвины с горки катаются!

(слайд 2 – медведи, тюлени, моржи, пингвины)

- Понятно: белые медведи, тюлени, моржи, пингвины… Ребята, как вы думаете куда же попал наш друг?

- На Северный полюс!

- Тюбик, ты попал на Северный полюс!

- Спасибо! Мне стало намного легче, но по-прежнему очень холодно!

- Тюбик, тебе нужно, обратится за помощью к тем, кто живёт на Северном полюсе.

- Я понял, пойду к тюленям!

- Ребята, как вы думаете, если Тюбик пойдёт к тюленям… они ему помогут? (Да, нет)

- Почему? (предположения детей)

- А если пойдёт к пингвинам или моржам, белым медведям? Тогда кто же ему поможет?

- Белый медвежонок Умка приведёт к людям, и они помогут Тюбику.

- Здорово! И тогда я смогу вместе с вами нарисовать лето?

Тюбик приходит к полярникам и снова выходит на связь

(слайд 3 – полярники на льдине)

- Ребята, мне опять нужна ваша помощь! Представляете, собрался я рисовать, а краски – сплошной лёд. Всё пропало, я не смогу больше рисовать… Помогите!

- Ребята, вы хотите помочь Тюбику? А сможете? Как?

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о способе получения воды путем таяния снега и льда;

2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

3) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.

Дети высказывают свои предположения, но не находят нужного решения:

- Можно купить новые краски (можно, но нет рядом магазинов);

- Можно поискать другие краски (поискал – нет);

- Можно разбавить краски водой (можно, но воды тоже нет)

- Ну что, смогли вы помочь Тюбику?

- Нет.

- Почему не смогли?

- Мы не знаем, как ему помочь.

- Но по-прежнему хотите?

- Да!

- Если мы чего-то не знаем, но очень хотим узнать, что нужно сделать?

- Посмотреть в книжках, спросить у взрослого.

Дети обращаются за помощью к воспитателю.

- Ребята, скажите, что нужно для рисования?

- Кисть, краски, то, на чём будем рисовать и вода.

- Правильно. Что из названного есть у Тюбика?

- Краски, холст.

- А чего нет?

- Воды!

- Тюбик, не огорчайся, всё просто, тебе нужна вода!

- Просто, да не совсем. Я уже искал, здесь нет воды, кругом только лёд и снег!

Ребята снова предлагают свои варианты выхода из сложившейся ситуации :

- Тюбик мог бы пойти к океану…

- Но если он пойдет к океану - может провалиться. Ходить по льду опасно!

- Можно растопить снег. Как? Нагреть на огне.

- Но нам нельзя разводить огонь - это тоже опасно!

- Что же делать?

4. Открытие нового знания

4.1. Игра-опыт «Снег и лёд»

Дидактические задачи:

1) формировать представление о способе получения воды путём таяния снега и льда;

2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если не знаю, спрошу у взрослого»;

3)развивать внимание, память, речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности;

4) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение

- Пройдём в «Лабораторию экспериментов», может там найдём подсказку!

- А как нужно вести себя в лаборатории?

Дети вспоминают правила безопасного поведения: Вести себя нужно спокойно. Аккуратно обращаться с предметами, чтобы ничего не повредить, не сломать. Предметы и вещества не брать в рот, не пробовать на вкус и т. п.

Дети проходят в лабораторию, на столах стоят прозрачные стаканчики. К своему удивлению они обнаруживают, что в них лёд (снег, совсем как у Тюбика на Северном полюсе. Дети исследуют его, трогают, пробуют достать из стаканчика, толкут снег деревянной палочкой, высказывают гипотезы, вспоминают о свойствах воды и т. п.

Раздаётся сигнал сообщения (от Тюбика)

- Ребята, я встретил медвежонка Умку, и мы решили с ним поиграть. Присоединяйтесь!

Ребята решают отложить исследования и немного отдохнуть.

Физкультурная минутка «Мороз»

Вот так холод, вот мороз - (хлопают в ладоши)

Больно щиплет прям за нос! (дотрагиваются до носа)

Чтоб согреть его скорей

Надо потереть сильней! (трут нос указательными пальцами)

Будем ножки согревать, (скользящими движениями растирают ноги)

Прыгать выше и скакать! (прыгают)

Очень холодно стоять, (шагают)

Будем опыт продолжать.

Возвратившись в лабораторию, дети продолжают обсуждение, наблюдают за изменениями и замечают, что в стаканчиках над снегом и льдом появилась полоска воды.

- Ребята посмотрите, что произошло со льдом и снегом?

- Они начали таять.

- Как вы думаете, почему? У нас в группе тепло и под воздействием теплого воздуха лёд и снег начали таять, превращаясь в воду.

- Какой вывод можно сделать? При комнатной температуре лёд и снег тает, появляется вода.

- Ура! Мы раздобыли воду изо льда! (слайд 3)

- Как?

Дети фиксируют процесс открытия: сначала в стаканчиках был лёд и снег, потом мы потолкли снег деревянной палочкой и оставили стаканчики на несколько минут в теплой комнате. Вывод: при комнатной температуре лёд и снег тают, появляется вода. Но снег тает быстрее (уровень воды в стаканчиках со снегом выше, чем в стаканчиках со льдом).

5. Включение нового знания в систему знаний и умений

Дидактические задачи:

1) закрепить знания о свойствах воды;

2) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные качества

- Совершенно верно! Молодцы, ребята, вы сделали настоящее открытие! Надо скорее сообщит о нём Тюбику!

Тюбик очень рад :

- Спасибо, друзья! Как здорово, что вы так много знаете! Теперь я добуду воду, возьму краски и смогу нарисовать лето! И тогда все, кто живёт на Северном полюсе, тоже увидят лето: яркое и красочное!

- Ребята как вы думаете, для чего еще может пригодиться вода изо льда?

- Этой водой можно полить цветы, можно напоить животных, можно приготовить пищу и вскипятить чай.

- Согласна. Скажите, а вы как-то можете использовать добытую воду?

- Да, мы перельем воду в «неразливайки» и тоже будем рисовать!

Дети рисуют (индивидуальная работа).

Выставка детских работ «Пусть все увидят лето!» (слайд 4)

- А давайте покажем свои рисунки Тюбику и всем жителям Северного полюса!

- Хорошая идея! Просто замечательная!

6. Осмысление

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха

- Ребята, где же вы сегодня побывали?

- Мы побывали на Северном полюсе.

- Кому-то помогли?

- Да! Помогли Тюбику!

- Как? Сразу получилось у вас помочь?

- Мы подсказывали Тюбику, как можно поступить в разных ситуациях. Но как найти воду на Северном полюсе мы сами не знали. Пришлось потрудиться и даже спросить у взрослого.

- Получилось помочь?

- Да! Мы открыли новое знание - научились добывать воду изо льда и снега и рассказали об этом Тюбику!

- Как вы думаете, ребята, пригодятся вам эти знания ещё где-то?

- Да! Если мы окажемся на Северном полюсе мы сможем растопить снег, приготовить пищу и заварить чай!

- Молодцы! Вы – настоящие друзья и помощники! Дружные, активные и внимательные!

Используемая литература:

1. Ф. Ола и др. «Занимательные опыты и эксперименты» МОСКВА, АЙРИС-ПРЕСС, 2007

2. Н. Рыжова «Лаборатория в детском саду и дома», учебно-методический комплект, МОСКВА, ЛИНКА-ПРЕСС, 2009

3. А. Усачёв «Занимательная география», изд. АЗБУКА, 2013

4. Л. А. Парамонова и др. «Развивающие занятия с детьми 5 – 6 лет»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Путешествие в королевство Вежливости». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие Возрастная группа: старший дошкольный возраст, 5-6 лет Тема: занятие - развлечение.

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» Тема: Альбом для друга Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная группа Тема: Альбом для друга.

Образовательная ситуация с дошкольниками 6–7 лет «Как мы помогали чайке» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет) Тема: «Как мы помогали чайке».

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» «Альбом для друга» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная группа Тема: Альбом для друга Основные цели: Познакомить.

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация. Комнатные растения» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная к школе группа Тема: Комнатные растения Основные.

«Один и много». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Формирование элементарных математических представлений Возрастная группа: Вторая младшая группа Тема: «Один и.

Сценарий занятия «Счет до 6. Число и цифра 6» с дошкольниками в технологии «Ситуация» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Тема: Счет до 6. Число и цифра 6. Основные цели:.

Сценарий занятия «Чудо — украшения» с дошкольниками в технологии «Ситуация» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: "Чудо - украшения".

«Вредные и полезные насекомые». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Вредные и полезные насекомые».

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Знакомство с трудом прачки Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: 4-5 лет, средняя группа Тема: Знакомство с трудом прачки. Основные цели:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «ситуация» по ознакомлению со свойствами воды «Как мы Тюбику помогали»
Опубликовано: 28 октября 2019 в 15:48
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД