Семейная гостиная «Чудеса в поэзии А. Пушкина»

Людмила Цветкова
Семейная гостиная «Чудеса в поэзии А. Пушкина»

Цель: Формировать музыкальную и литературную культуру на основе знакомства с классической музыкой и литературным произведением.

Задачи:

Продолжать формировать представление о музыкальных инструментах: труба, скрипка.

Обогащать музыкальные впечатления детей через:

- знакомство с фрагментами оперы Н. А. Корсакова «Сказка о царе Салтане»;

- показ иллюстраций и репродукции художников;

- поэзию А. С. Пушкина.

Продолжать формировать умение подбирать прилагательные со сходным значением.

Воспитывать любовь к музыке и поэзии.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» из сборника «Мир музыкальных образов»: Слушаем музыку вместе с ребенком. Советы музыкальным руководителям (подготовительная группа). Составитель С. В. Конкевич, художник О. Капустина; портреты А. С. Пушкина, Н. А. Римского – Корсакова, иллюстрации к сказке «Снегурочка», «Золотой петушок», репродукция М. Врубеля «Царевна Лебедь» (формат А3,, иллюстрация художника – иллюстратора И. Билибина «Царевна Лебедь» (формат А3, «орешки с изумрудами», шкатулка (сундучок, смайлики настроения, аудиозаписи музыкальных фрагментов Н. А. Римского – Корсакого, магнитофон, книга «Сказка о царе Салтане», цветные карандаши, бумага формата А5, синие ленточки.

Используемые технологии (методы):

- ИКТ

Ход встречи:

Дети с родителями входят в зал под музыку Римского-Корсакова, садятся на стулья.

Музыкальный руководитель: Добрый вечер! Ребята, как вы думаете, что обозначает слово «чудо»?

Слайд 2 (ответы детей)

- Чудо – это что – то необычное, редкое, необъяснимое. Где чаще всего происходят чудеса? (ответы детей) Конечно, чудеса чаще всего происходят в сказках. А вы любите сказки? (ответы детей)

- Сегодня музыка и поэзия приглашает вас в сказку. Хотите пойти? (ответы детей)

Воспитатель берет книжку, открывает её читает отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане»

Слайд 3

Три девицы под окном,

Пряли поздно вечерком.

Кабы я была царица, –

Говорит одна девица

Я б на весь крещеный мир,

Приготовила бы пир».

«Кабы я была царица, –

Говорит ее сестрица,

То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна».

«Кабы я была царица, –

Третья молвила сестрица, –

Я б для батюшки-царя

Родила б богатыря».

Воспитатель:

Как называется эта сказка?

Дети: Сказка о царе Салтане.

- Кто написал эту сказку? (ответы детей: А. С. Пушкин)

Слайд 4 - портрет А. С. Пушкина.

Музыкальный руководитель:

- По этой сказке была написана опера русским композитором Николаем Андреевичем Римским – Корсаковым.

Слайд 5 - портрет А. Н. Римского – Корсакова.

- Ребята, я сказала слово «опера», кто знает, что обозначает это слово? (ответы) Опера – это музыкальный спектакль, в котором все актеры поют, а не говорят.

Николай Андреевич Римский – Корсаков с детства любил сказки, часто писал оперы на сюжеты сказок, поэтому его называют композитором - сказочником. Римский – Корсаков написал оперы на сюжеты сказок:

- «Снегурочка» (Слайд 6)

- «Золотой петушок» (Слайд 7)

Кроме этого, он написал оперу «Сказка о царе Салтане» (Слайд 8), когда А. С. Пушкину исполнилось 100 лет со дня его рождения. В этой сказке есть различные чудеса, и Николай Андреевич Римский – Корсаков рассказал нам об этих чудесах при помощи музыки. А помните ли вы, какие это были чудеса? (слайд 9) (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Все правильно. А сейчас мы с вами попробуем при помощи музыки узнать, о каком чуде идет речь.

Звучит тема “Белка”

Дети: Музыка рассказывает о белке. Слайд 10

Воспитатель: У вас есть смайлики. Поднимите тот смайлик, который показывает ваше настроение после прослушивания этой музыки.

Музыкальный руководитель:

- Как вы догадались, что это тема про Белку? (ответы детей).

- Конечно, нам подсказала музыка. Она звучала на высоких звуках, легко, отрывисто. Эта музыка, какая: легкая или тяжелая? (ответы детей)

- Почему музыка отрывистая? (белка скачет)

- Почему музыка легкая? (белочка маленькая, песенку поет)

Музыкальный руководитель: Белочка песенку поет, А какую песенку она поет, вы узнали?

Дети: Это русская народная песенка “Во саду ли в огороде”.

Воспитатель:

- Послушайте, какие красивые слова в этой сказке написал А. С. Пушкин (слайд 11):

“Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Слуги белку стерегут”

Воспитатель:

У нас есть 2 ларца. Посмотрите, они внутри пустые. Чтобы наполнить его изумрудами, надо выполнить задание. Для этого мы вас поделим на 2 команды. Команды по очереди будут называть, какая была музыка. За правильный ответ, в ларец кладется 1 изумруд. Посмотрим, сколько изумрудов наберет каждая команда. Дети с помощью родителей подбирают синонимы к определению прозвучавшей музыки (веселая, шутливая, праздничная, игривая, озорная, задорная, живая, радужная, счастливая). Ребенок назвавший синоним к определению прозвучавшей музыки подходит к корзинке с «орешками», берет его, открывает и кладет в ларец своей команды.

Воспитатели опускают изумруд в ларец за каждый правильный ответ.

Воспитатель: Сколько разных слов мы с вами вспомнили. Производит подсчет изумрудов.

Музыкальный руководитель: А теперь – внимание, чудеса продолжаются. Я предлагаю вам закрыть глаза.

Музыкальный руководитель включает звуки шума моря.

Музыкальный руководитель: А теперь откройте глаза. Где же вы оказались? (ответы детей) Да, правильно, вы оказались на берегу моря. Сейчас зазвучит музыка, и вы попробуйте отгадать, что она изображает. А потом скажите, что вы услышали.

Музыкальный руководитель включает фрагмент оперы «33 богатыря»

Музыкальный руководитель: С каким же чудом мы с вами повстречались? (ответы детей)

Воспитатель: Какое настроение у вас стало после прослушивания музыки о богатырях. Покажите это вашими смайликами. Дети показывают смайлики.

Музыкальный руководитель:

- Какие музыкальные инструменты вы услышали? (ответы детей)

Слайд 12 (труба)

Слайд 13 (скрипка)

- Какой характер музыки показывает богатырей? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Этот фрагмент звучит торжественно, четко. Фанфары как будто призывают, чтобы все обратили внимание на то, что сейчас произойдет. С первых звуков уже понятно, что музыка изображает бесстрашных богатырей. Музыка звучит громко (форте). Богатыри обходят свои владения четким шагом, так и передается темп, характер музыки.

Воспитатель:

- Давайте послушаем, как А. С. Пушкин рассказал о богатырях в своей сказке.

Слайд 14 (иллюстрация богатырей)

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

33 богатыря.

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор”

Музыкальный руководитель:

А теперь, попробуйте изобразить это чудо. Девочки возьмут синие ленточки и будут изображать море, а мальчики будут изображать богатырей, выходящих из моря.

Музыкальный руководитель включает фрагмент оперы «33 богатыря», а дети передают движениями образы. Затем дети возвращаются на свои места.

Музыкальный руководитель: Вот мы с вами и вспомнили все чудеса из сказки.

Воспитатель: Ребята, а все ли чудеса мы с вами вспомнили? (ответы детей).

Конечно, мы не сказали про третье чудо. Кто помнит, что это за чудо? (ответы детей) Правильно, речь пойдет о прекрасной царевне Лебеди.

Слайд 15 (иллюстрация И. Билибина «Царевна лебедь»)

- Ребята, посмотрите, как художник – иллюстратор Иван Билибин изобразил «Царевну Лебедь».

Глядь — поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

А как рассказывает А. С. Пушкин о царевне Лебедь, нам сейчас расскажут родители.

Воспитатель выборочно раздает текст отрывка из поэмы родителям. Родители декламируют отрывок из сказки:

1. За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

2. Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

3. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

4. А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

5. А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит”

Воспитатель: Не только художники – иллюстраторы изображали Царевну лебедь, но и художник Михаил Врубель написал картину «Царевна Лебедь».

Слайд 16 (картина М. Врубеля «Царевна Лебедь»)

Перед нами прекрасная Царевна-Лебедь из сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане». На переднем плане художник изображает белоснежные, воздушные перья царевны. На голове у царевны красуется большая ажурная корона с множеством голубых камней.

Музыкальный руководитель: Давайте мы с вами немного пофантазируем: если бы вы были композиторами, то какую бы музыку вы написали к образу царевны Лебедь? (ответы детей)А теперь давайте послушаем музыку, как она расскажет о Царевне.

Прослушивание музыки.

Воспитатель:

Какое настроение появилось у вас, после прослушивания музыки, покажите вашими смайликами. Дети поднимают смайлики.

Музыкальный руководитель:

Музыка, которая раскрывает образ царевны Лебеди очень напевная, звучит нежно и таинственно. Звук усиливается в тот момент, когда белая Лебедь превращается в прекрасную Царевну.

Слайд 17 Воспитатель делает жест рукой от иллюстрации И. Билибина к картине М. Врубеля, тем самым показывая превращение царевны.

Воспитатель: Обратите внимание, какая царевна красивая, стройная, изящная, воздушная.

Музыкальный руководитель:

Ребята, посмотрите, как чудеса помогли нам увидеть и услышать различные виды искусства: поэзия, музыка, изобразительное искусство.

Слайд 18

- Сегодня мы слушали фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане». Кто автор этой оперы? (ответы детей)

Воспитатель:

- На столе лежат листы бумаги и карандаши. Нарисуйте смайлик, показывающий ваше настроение после нашей встречи (дети вместе с родителями рисуют смайлик)

- На нашей встрече сегодня было много смайликов - улыбочек. А это значит, что музыкальные чудеса вам понравились.

Воспитатель:

- У нас в группе мы хотим сделать альбом по поэме А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Но, нам нужна ваша помощь. Хотите помочь? (ответы детей)

- Дома, при помощи родителей, нарисуйте понравившееся вам чудо и принесите в наш альбом. Мы будем рассматривать альбом, и вспоминать поэму «Сказка о царе Салтане».

Публикации по теме:

День поэзии во второй младшей группеДень поэзии во второй младшей группе Воспитатель: Здравствуйте, ребята и дорогие наши гости. Мы рады видеть вас у нас в гостях. Сегодня мы отправимся в гости. Вы любите ездить.

Фотоотчет «21 марта — Всемирный день поэзии»Фотоотчет «21 марта — Всемирный день поэзии» Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся И нам сочувствие даётся, Как нам даётся благодать. Ф. Тютчев. 21 марта-Всемирный день.

Фотоотчёт «День поэзии»Фотоотчёт «День поэзии» Сегодня вечер замечательный, Мы собрались в кругу чтецов. Стихи из детских уст звучали, Подобно пению птенцов. Это небольшое стихотворение.

Литературная гостиная, посвященная памяти А. С. ПушкинаЛитературная гостиная, посвященная памяти А. С. Пушкина Цель: Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина Задачи: 1. Образовательные: а) Познакомить детей с памятными местами А. С. Пушкина;.

Презентация «Весна в живописи и поэзии» Весна – не просто одно из времен года, это новая жизнь. Волшебная пора, когда оживает природа, греет ласковое солнце, поют радостно птицы.

Семейная гостиная (фотоотчет)Семейная гостиная (фотоотчет) Одним из важных факторов для создания социально-педагогических условий в ДОУ является взаимодействие с семьёй. Семья и образовательное учреждение.

Семейная гостиная «Как растет мой малыш» Проект. Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодняшним материалом я хочу начать большую работу, направленную на вовлечение родителей в образовательное.

Семейная гостиная «Маму поздравляют малыши!» Праздник к 8 Марта во второй группе раннего возрастаСемейная гостиная «Маму поздравляют малыши!» Праздник к 8 Марта во второй группе раннего возраста Группа празднично украшена шарами, цветами. В группу под песню «Мамочка милая, мама моя…» входят нарядные дети становятся на коврик врассыпную.

Семейная гостиная посвященная «Дню Матери» в подготовительной группеСемейная гостиная посвященная «Дню Матери» в подготовительной группе Цель: создание условий для развития творческих способностей детей и родителей. Задачи: -воспитывать любовь и уважение к матери, стремление.

Стихи о весне. Разучиваем с детьмиСтихи о весне. Разучиваем с детьми Стихи о весне, ко дню весенней поэзии на МААМ 1. День стал длиннее и теплее, И птицам стало не до сна. Уже теплом весенним веет. Идет.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Детские писатели
  • Праздники
Автор публикации:
Семейная гостиная «Чудеса в поэзии А. Пушкина»
Опубликовано: 14 марта 2020 в 20:20
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки