Марина Гирнинг
Семинар для педагогов «Значение сказки в Социальной адаптации детей к Окружающей действительности». Теоретическая часть
▼ Скачать + Заказать документы
ЗНАЧЕНИЕ СКАЗКИ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
К ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
(теоретическая часть)
«Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.
Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в
действительность новыми путями, может помочь
ребенку познать мир, может одарить его воображение
и научить критически воспринимать окружающее»
Дж. Родари
Публикация «Семинар для педагогов „Значение сказки в Социальной адаптации детей к Окружающей действительности“, Теоретическая часть» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Проблема социальной адаптации детей в современных условиях приобретает все большую значимость. Обострение социально-экономической среды, обилие противоречивой и негативной информации в СМИ, снижение воспитательного потенциала семьи отрицательно сказываются на процессах социальной адаптации детей, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей действительности.
Главный фактор, обусловливающий позитивное социальное развитие ребёнка, - это общение и совместная деятельность со значимым взрослым, обеспечивающим ребёнку поддержку. Создать такие условия в неблагополучной семье вряд ли получится. Дети нашего учреждения поступают в основном из семей, где царит сложная психологическая и социальная обстановка. Таким детям особенно сложно усваивать социокультурную информацию.
С поступлением ребенка в наше учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей на протяжении длительного периода времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих социальной адаптации ребенка.
Именно поэтому необходимо создать такие условия, которые способствовали развитию у детей способностей менять своё поведение в зависимости от новых социальных условий с целью позитивной социальной адаптации. Это должно реализоваться в доступном для данного ребёнка объёме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта.
Первично социализация, как правило, осуществляется в семье, которая является проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребёнка с родителями, позиция ребёнка в структуре семьи, стиль воспитания являются наиболее важными факторами, влияющими на социальное развитие. Наши воспитанники поступают к нам,как правило, из семей неполных, малообеспеченных, зачастую злоупотребляющих алкоголем. У многих поступающих к нам ребят наблюдается глубокие нарушения психического и социального развития, у детей часто отмечается недоразвитие коммуникативных способностей, социально – эмоционального развития.
Наиболее адекватным методом педагогической оценки является наблюдение за поведением ребёнка в процессе его жизни в нашем учреждении. При наблюдении за состоянием социального развития детей нашего учреждения мы видим, что у всех детей процесс адаптации заметно снижен, коммуникативные и деятельностные качества находятся на низком уровне. У детей наблюдалось сниженное настроение, пассивность, плаксивость, неадекватное беспокойство, тревоги, страхи, конфликтные ситуации.
Полученные наблюдения подтверждают актуальность и необходимость создания условий для развития у детей способностей менять своё поведение в зависимости от новых социальных условий с целью позитивной социальной адаптации. Большинство наших ребят со сниженным интеллектуальным уровнем и нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны. В современной социально-экономической ситуации вопросы социальной адаптации детей с нарушениями в развитии (соответственно, с особыми образовательными потребностями) приобретают особую актуальность. В сложившейся ситуации задача воспитателя- заложить в маленького человека социально-нравственные нормы, правила поведения и ориентировать его на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему противостоять негативному влиянию социума и успешно пройти процесс социальной адаптации.
В процессе педагогической деятельности педагоги готовят детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной жизни. Задача каждого воспитателя способствовать социальной адаптации ребёнка, т. е. осознанному усвоению системы норм, правил поведения в обществе, приспособлению к жизни, к посильному труду
Происходящие в настоящее время в России глубокие социокультурные изменения определяют актуальность применения методологических и теоретических оснований внедрения инновационных образовательных программ и технологий, ориентированных на качественное совершенствование процесса социализации наших детей. Наиболее приоритетным и закономерным направлением этой работы выступает социальная адаптация, представляющая собой один из механизмов социализации, позволяющей личности активно включаться в различные структурные элементы социальной сферы.
Социальная адаптация - это постоянный процесс активного приспособления человека к условиям новой социальной среды.
Социальная адаптация – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. К социальной адаптации относятся : производственная, бытовая и досуговая адаптации. В качестве критериев выступают следующие виды деятельности: обучение, игра, общение со взрослыми и сверстниками, самообслуживание детей. Если ребенок не получает специальной педагогической помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению, игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекционного обучения не формируется. В процессе работы воспитателя с нашими детьми большое значение имеют такие критерии, как овладение навыками самообслуживания, приспособление к жизни людей, к стилю жизни в обществе, для адаптации в микросоциальной среде.
Из выше сказанного следует, что социальная адаптация ребенка зависит от многих факторов. Особое место среди них отводится педагогическому влиянию в процессе воспитания. Под воздействием педагога у ребенка происходит согласование самооценки и притязаний в соответствии с возможностями и реальностью социальной среды; оценка, принятие или отвержение требований, норм социальной среды, общепризнанных социальных ценностей. Поиск технологий сопровождения социального становления личности, ее социальной адаптации становится важным аспектом работы воспитателя в нашем учреждении.
Поиск технологий сопровождения социального становления личности, ее социальной адаптации становится важным аспектом коррекционно -воспитательной работы с детьми нашего учреждения. Педагогическая идея состоит в создании специальной развивающей социальной среды с использованием системы методов сказкотерапии в целях успешного формирования социальной адаптации наших детей. Диапазон педагогического опыта в нашем учреждении должен быть представлен системой работы, направленной на успешное формирование социальной адаптации в воспитательном процессе с использованием игровых методов, упражнений, заданий, коррекционных сказок.
Наиболее эффективным методом формирования социальной адаптации является сказкотерапия. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов И. В. Вачковым, Д. Ю. Соколовым, С. К. Нартовой-Бочавер. Сказкотерапия, направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка. Сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми.
Сказкотерапия- это метод, который применяют в своей работе психологи, это форма познания и лечения души. Это молодая методика, означающая «лечение сказкой». Данная работа требует специализированного образования. Психокоррекционные сказки «лечат» психологические проблемы ребенка, такие как: страхи, тревоги, печали, фобии, повышают самооценку ребенка, помогают бороться с неадекватным поведением, снимают психоэмоциональное напряжение, способствуют самовыражению, снятию негативного напряжения и т. д. Сказкотерапия должна применяться психологами в таких учреждения как наше. Мы, воспитатели, стараемся использовать в своей работе некоторые приемы из данного направления работы в психологов. Наша задача-при помощи различных методов и приемов работы со сказкой адаптировать наших воспитанников к окружающей их действительности. Такие занятия имеют большое значение в социальной адаптации наших воспитанников.
Целью педагогической деятельности в нашем учреждении является создание условий для успешного формирования социальной адаптации наших детей, в том числе через использование методов работы со сказкой.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
• формирование позитивных моделей поведения в реальной жизни;
•развитие желания улучшать, исправлять, преодолевать трудности,
•способствовать развитию стремления к успеху, веры в свои силы;
•развитие познавательного интереса, развитие речи, внимания, памяти;
•формирование эстетического вкуса, воспитание аккуратности в работе,
•обогащение положительного эмоционального опыта;
•развитие коммуникативных возможностей детей, умения правильного общения в обществе.
В организации воспитательного процесса мы должны ориентироваться на следующие критерии социальной адаптации детей :
1. Общение детей со сверстниками и со взрослыми - в основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном, формирующим у детей мотивы для деловой формы общения, основанной на совместных действиях взрослого и ребенка.
2. Формирование навыков самообслуживания - труд оказывает значительное воздействие на формирование личности ребенка, на улучшение его физического здоровья, создает благоприятные условия для корригирования интеллектуальной недостаточности, делает детей независимыми в плане самообслуживания. Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, при этом сами предметные действия становятся для ребенка социально значимыми.
3. Игровая деятельность - в игре создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего психофизического развития ребенка и коррекции, имеющихся недостатков. У ребенка воспитываются активность, самостоятельность, инициативность. Он учится действовать коллективно, закладываются основы продуктивной коммуникации.
Для достижения положительных результатов в социальной адаптации детей при работе с нашими детьми должны включаться занятия, отражающие в себе основные направления и содержания воспитательной работы с включением различных методов работы со сказкой.
Очень важным моментом при формировании социальной адаптации у детей является расширения сферы общения, дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен, научится преодолевать ситуативные эмоции, управлять чувствами. Сделать это позволяет сказка и игра.
В условиях нашего учреждения воспитательная работа по формированию социальной адаптации детей должна проводиться систематически, последовательно, целенаправленно и планомерно, опираясь на основные закономерности воспитания, коррекционные принципы воспитания, методы воспитания используя разнообразные средства и формы коррекционно – развивающей работы. В данном процессе должны взаимодействовать все педагоги учреждения, включая психолога и социального педагога.
Оценка уровня развития социальной адаптации детей - самый первый шаг в работе, который позволит правильно выбрать стратегию работы с ребёнком и определить - чему его следует учить. Оценка поможет выявить сильные и слабые стороны ребёнка, позволила гибко подойти к выбору задач, определить " зону ближайшего развития.
Например, навыки самообслуживания вырабатываются в режимных моментах. Самообслуживание и социальные навыки отрабатываются исключительно в естественно возникающих ситуациях и в подходящее для этого время. Дети с большим вниманием относятся к тому, что для них является более новым, сложным, чем то, к чему они привыкли. Овладение простейшими навыками самообслуживания снижает зависимость ребёнка от окружающих, "работает" на укрепление его уверенности в своих силах. Поэтому, формирование минимально необходимых жизненно-практических навыков является особо значимым в социальном развитии. В дальнейшем детей мы учим посильному хозяйственно-бытовому труду. Мы организовываем экскурсии в библиотеки, проводим беседы, на прогулках обращаем внимание детей на разнообразие трудовой деятельности человека. Формирование представлений о труде взрослых проводится в процессе ознакомления детей с художественными произведениями, сказками, картинами, иллюстрациями отображающими труд людей.
В нашем учреждении соблюдается щадящий, охранительный режим: это прежде всего создание доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждение конфликтных ситуаций, учет особенностей каждого ребенка. Целью занятий по работе со сказкой является создание условий для коррекции и развития социальной адаптации, снятия эмоционального напряжения и формирования конструктивных способов межличностного взаимодействия у детей в условиях совместной творческой деятельности. Занятия проводятся в игровой форме, так как игра занимает важное место в жизни наших воспитанников.
Одними из первых литературных произведений, с которыми знакомится ребенок, являются сказки, мир которых прекрасен и увлекателен. Сказка — самый любимый детьми литературный жанр. Их привлекает занимательный сюжет, яркость образов, выразительность характеров персонажей. Слушая сказки, дети становятся участниками происходящих событий. Ребята легко «входят» в непривычную для них обстановку, мгновенно превращаясь в «Королевича» или «Белоснежку». Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного детскому возрасту присуща еще одна особенность — желание подражать именно положительным героям сказки : добрым феям, храбрым принцам и т. д. Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно воспитатель применяет в своей работе различные методы и приемы работы со сказками. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность.
Работа со сказкой - метод развития личности, который объединяет различные формы и приёмы развития, обучения в единую «сказочную» форму. Формы и методы работы со сказкой разнообразны. Это: чтение, слушание и прослушивание аудиосказок, обсуждение и анализ, пересказ, чтение по ролям, просмотр мультфильмов по мотивам сказки и сравнение его с оригиналом сказки, сочинение и рассказывание сказки, рисование по мотивам сказки, аппликация по мотивам сказки, инсценирование или постановка сказки, постановка сказки с помощью кукол, изготовление кукол,создание мультфильма по сказке (на ленте бумаги дети рисуют сказку все вместе, моделирование сказки при помощи геометрических фигур, изготовление книжки-самоделки по мотивам сказки, сочинение сказки по заданному педагогом направлению, придумывание продолжения сказки, изменение сказки на современный лад и многие другие. Многие из перечисленных методов взяты педагогами из сказкотерапевтической работы психологов.
Занятия по продолжительности должны быть в соответствии с возрастными особенностями детей, должны учитываться чередование видов деятельности. Они имеют ритуал приветствия, позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу доверия. В занятие включаются игровые задания на развитие внимания, памяти, мышления, эмоций. Творческие задания с элементами арт-терапии, направленные на улучшение состояния мелкой моторики, снятия эмоционального напряжения и развития коммуникативных умений (особенно, когда идет работа в парах или изготовление работы всей группой). Рефлексия на занятии – выяснение эмоционального состояния детей на занятии, их отношения к предлагаемым творческим заданиям. Ритуал прощания. Подведение итога занятия, настрой детей на новую встречу.
Практика работы с использованием сказок в формировании социальной адаптации детей даёт положительный результат, что доказывает эффективность этой работы. Результатами можно считать сформированные позитивные модели поведения у детей в реальной жизни, снижение уровня тревожности, повышение учебной мотивации, адаптация в быту.
Таким образом, комплексное применение организационно-педагогических условий формирования социальной адаптации в воспитательном процессе на основе работы со сказкой дает прекрасную возможность для развития у детей общения, основанной на совместных действиях взрослого и ребенка, так же воспитывается активность, самостоятельность, инициативность. Они учатся действовать коллективно.
Иными словами, сказки помогают сформировать у детей чувства уверенности в окружающем; обеспечивает адекватное взаимоотношение детей с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Ребята являются активными участниками воспитательного процесса, то есть работа по формированию социальной адаптации позволяет сформировать творческую личность.
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Разработанные организационно-педагогические условия способствуют успешному формирования социальной адаптации детей и повышению качества воспитательного процесса в целом.
2. Установленные критерии социальной адаптации помогают проверить достоверность полученных результатов проделанной работы.
3. Введение сказкотерапевтических методов в воспитательный процесс является необходимой целенаправленной организацией жизни детей в нашем учреждении, которая позволяет наиболее адекватно, безболезненно приспосабливать ребенка к новым условиям, позволяет формировать положительное отношение к школе, развивать навыки общения, как с детьми так и со взрослыми.
Мы с Савеловой Наталией Николаевной на протяжении длительного периода времени ведем работу с детьми нашего учреждения в данном направлении:
-слушание, анализ, обсуждение сказок, составление сказки по картинкам. (фото совместное)
-постановка сказки с помощью кукол совместно со старшей группой (фото совместное)
-прослушивание аудиосказки и рисование по мотивам сказки (фото я)
-инсценирование сказки, как часть праздничного мероприятия (фото с дня пожилого человека и с 4 ноября)
-обсуждение героев цикла мультфильмов «Смешарики»-изготовление объемной работы «смешарики» из старых дисков.
- придумывание сказки про рыбку и изготовление объемной работы «рыбка» из старых дисков.
-показ и придумывание сказки с использованием настольного кукольного театра, лепка (фото)
-моделирование сказки при помощи геометрических фигур.
-просмотр мультфильмов по мотивам сказок и анализ после просмотра, аппликация по мотивам сказок и многое другое.
С осени 2015 года я работаю по разработанной мною программе «Социально-коммуникативное развитие. Основы безопасности: Это должен знать каждый». Данная программа направлена также на социальную адаптацию наших воспитанников.
Также с осени 2016 года мною разработана и взята для работы коррекционно- развивающая программа для разновозрастной дошкольной группы «Погружение в сказку». В данной программе я стараюсь применять все перечисленные выше методы и формы работы со «сказочным материалом».